Это дело длится с 22 мая 2013 года, когда старшина полиции с 22-летним стажем М.Жумабаев заступил на ночное дежурство помощником дежурного в УВД Турксибского района, передает корреспондент Zakon.kz.
Вечером туда привезли женщин легкого поведения с пр.Сейфуллина. Как рассказала жена Жумабаева, Галия Рахимова, ее муж должен был собрать с них объяснительные. Одна из задержанных, Алтаева, не стала этого делать.
- Я не буду писать, я курю, а будешь приставать - проблемы устрою, - примерно так ответила она Жумабаеву на замечание. А когда тот ей сказал, чтобы шла писать объяснительную, женщина набросилась на полицейского, расцарапала ему лицо, после чего написала заявление о том, что Жумабаев ее избил. В этот же вечер было заведено уголовное дело, которое передали в финансовую полицию. А видеозаписей с камер наблюдения нет. Именно в тот вечер они «переполнились и перезагрузились».
- Финансовая полиция три месяца расследовала это дело. Чтобы его «замять» нас вынуждали продать квартиру, участок. Мы ставили квартиру на продажу, но деньги не нашли. Через три месяца дело передали в прокуратуру, а прокуратура - в Турксибский суд. ДВД об этом не уведомили, там ничего не знали, - рассказала Галия Рахимова.
С ее слов, во время расследования Жумабаев продолжал нести службу, в августе ему вручили правительственную награду за безупречную службу. То есть в ДВД не было служебного расследования по факту. После того инцидента ее еще три раза Алтаеву доставляли в РУВД, два раза - в смену Жумабаева, и между ними больше не было конфликтов.
Инкриминировали Жумабаеву ст.308 ч.4 УК РК (превышение власти или должностных полномочий). Хотя, как утверждает адвокат осужденного Шамиан Жайлканов, в таких обстоятельствах его подзащитный имел право применить физическую силу, так как задержанная вела себя неадекватно и сама набросилась на полицейского.
В итоге Жумабаев в сентябре 2013 года Турксибским районным судом был осужден на 5 лет с конфискацией имущества. Причем, как было отмечено, судья Керимова огласила приговор в своем кабинете. После того, как приговор был обжалован в Алматинском городском суде, со слов жены полицейского, ей начали звонить с угрозами.
Родные и защита Маулена Жумабаева уверенны, что он осужден незаконно, и в деле очень много "белых пятен". К слову, ознакомиться с ним Галие Рахимовой удалось лишь совсем недавно, то есть спустя почти два года после вынесения приговора в суде первой инстанции.
Самое главное из "белых пятен" - это отсутствие в уголовном деле документов, удостоверяющих личность Алтаевой. Там нет ни копии удостоверения личности, ни его номера, ни каких-либо других метрик. То есть, по факту, личность потерпевшей не была установлена, уголовное дело было заведено при отсутствии удостоверяющих документов заявителя. Как рассказала защита Жумабаева, на экспертизу травм, якобы полученных Алтаевой, отвел стажер прокуратуры Турксибского района, и экспертиза была проведена по его служебному удостоверению (прим.: в тот вечер в РУВД проводилась прокурорская проверка. И в итоге, в деле, со слов Галии Рахимовой, свидетели - одни прокуроры). Освидетельствование на алкогольное опьянение Алтаевой не проводили.
В материалах уголовного дела есть только карточка из полиции о имеющихся судимостях Алтаевой, а она привлекалась и к уголовной и к административной ответственности.
- Согласно Указанию Верховного суда, в суде все участники процесса должны быть с удостоверением личности, на крайний случай, с водительским. Если у них нет документов, они восстанавливаются. У Алтаевой же ничего нет. И в деле есть расхождения в дате и месте ее рождения, - отметил Шамиан Жайлканов. Сама потерпевшая на судебные заседания не являлась, ее привели только на оглашение приговора.
- Возможно, это была и не Алтаева, а человек, который назвался ее именем. Как показывают другие девушки легкого поведения, в их «производственном цехе» это весьма распространено - девушки с Узбекистана, Таджикистана иногда просто называются и берут копии свидетельств казахстанок, - отметил председатель ОО "Союз защиты прав собственности" Владимир Покусов. Жена Жумабаева также высказывает предположение, что это была не Алтаева на самом деле.
В материалах уголовного дела есть показания единственного свидетеля, Акжан Кожабековой, которая видела конфликт. Женщину также доставили в РОВД в тот вечер. Изначально сообщалось, что она видела, как старшина Жумабаев ударил Алтаеву в левое ухо, затем, схватив за свитер, начал душить, потащил через коридор в камеру предварительного заключения, и перед камерой ударил в левый глаз, отчего появилась гематома. Такие показания она давала в первых судебных инстанциях. Однако позже отказалась от этих показаний. В кассационной инстанции она пояснила, что давала предыдущие показания в суде под угрозой, что сама будет привлечена к ответственности.
- Я была пьяна. Может у нее (Алтаевой) синяк уже до этого был. Потому что бывает, что они, девчонки, между собой дерутся. Я слышала, что у нее до этого с кем-то конфликт был... ...Я писала (показания) под диктовку, - рассказала Кожабекова.
Далее Кожабекова подтвердила, что ее «коллеги по цеху» практикуют «присваивание» чужих имен, например, гражданки других стран пользуются именами, копиями удостоверений казахстанок. Понятно для чего.
Адвокат Жумабаева считает, что Алтаева, довела до тюрьмы невиновного человека, который скоро должен был выйти на пенсию.
- Он сделал замечание, она набросилась, царапала. Тот же дознаватель Турксибского РУВД вынес отказной материал, то есть на языке полицейских - это постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Я читал постановление (сам отказной материал, на 8 листах, пропал из уголовного дела), там написано, что Алтаева С., находясь в состоянии алкогольного опьянения, не подчинилась сотруднику полиции Жумабаеву, поцарапала его, причинив легкое телесное повреждение в виде царапин на лице, оказывала активное физическое сопротивление. Все ее действия описываются в постановлении и идет отказ (в возбуждении уголовного дела). Здесь надо было привлечь Алтаеву, потому что в ее действиях состав преступления. А получилось наоборот... , - отметил Шамиан Жайлканов. И далее предположил, что Жумабаев мог стать жертвой конфликта интересов между РУВД и прокуратурой.
- Здесь, видимо, были трения между прокуратурой и РУВД, потому что от "бизнеса проституция" немалые деньги идут, видимо не поделили. Честно говоря, не боясь, я скажу так. И, видимо, когда-либо полицейские перешли прокуратуре дорогу, и обе «супер-организации» между собой «подрались», а пострадал Маулен Жумабаев. Его посадили просто так, для отчета.
Такого же мнения придерживается и правозащитник Владимир Покусов. Он считает, что те полицейские, которые привлекают "работниц коммерческого секса" к административной ответственности, тем самым переходят дорогу контролерам этого бизнеса. "Поэтому процесс был показательным, несмотря на наличие у него положительных характеристик, двух несовершеннолетних детей, отсутствие судимостей и наличие трех государственных наград Жумабаев получил реальный срок", - говорит Покусов.
Высказал свое мнение по этому делу и гражданский активист Юрий Маленьких:
- В этом деле много неясностей, и мы хотим установить истину. Почему именно Маулен Жумабаев, а не кто-то другой, «теоретически», попал за решетку. Мы неоднократно бывали в здании УВД Турксибского района, мы видели, как доставляют девушек легкого поведения, у них присутствуют гематомы на лице, царапины. И при доставлении им не проводят медицинское освидетельствование, в РУВД врача нет. И теоретически можно представить, что человек уже был доставлен туда с травмой, а потом сказал, что получил их в РОВД. Любой из сотрудников, если нет видеонаблюдения, по заявлению доставленных, по примеру Жумабаева, может быть привлечен к ответственности.
Маленьких отмечает, что гнусное явление проституция была в 2013 году, есть и сейчас. "Значит кому-то выгодно, чтобы это антисоциальное явление присутствовало. Ко мне, как к общественнику, обращаются люди (живущие по пр.Сейфуллина), подписывают обращения, что они не могут находиться в такой обстановке. Почему тогда те, кому по долгу службы нужно бороться с этим явлением... Значит это действительно имеет материальную основу, кто-то значит получает за это дивиденды. Возможно, это был конфликт, конфликт интересов. Недоработка одних, необъективность других, потом дело в суде оказалось", - говорит Маленьких.
Супруга Жумабаева продала квартиру, но не для того, чтобы "откупить" мужа, а для того, чтобы законными путями восстановить его честь.
Сейчас количество кассационных жалоб не ограничивается. А воспользовавшись показаниями свидетеля Кожабековой, которые она открыто дала на пресс-конференции, адвокат вправе подать заявление об отмене приговора по вновь открывшимся обстоятельствам. При этом защита Жумабаева настаивает на том, что дело должно было быть прекращено хотя бы из-за того, что личность женщины, написавшей заявление на полицейского, не была установлена ни изначально, ни в суде. Вполне возможно, что она и не "Алтаева", а просто использовала чужое имя.
Ирина Капитанова