Перед началом допроса судья Керимова удовлетворила ходатайство адвоката потерпевших Романовой о допросе в суде троих друзей осужденного А.Кузнецова - Киселева, Балакина, Новикова, а также бывшего охранника "Чукотки". Также было решено взять распечатку звонков Кузнецова, совершенных после произошедшего.
Адвокат Кузнецова Мусина, в свою очередь, ходатайствовала о вызове в суд Рафаила Гареева, который еще во время первого судебного следствия в районном суде хотел рассказать о том, что Мураткалиев и раньше конфликтовал с посетителями "Чукотки". Однако тогда судья не допустил его из-за отсутствия оригинала удостоверения личности. Помимо этого Мусина ходатайствовала о вызове в суд еще двоих свидетелей, которые дали показания в суде первой инстанции, и о получении распечатки звонков Фролова, совершенных после случившейся трагедии. Эти ходатайства также были удовлетворены судьей.
Далее был допрошен Т.Халимназаров, замдиректора по экспертной работе Алматинского филиала РГКП ЦСМ МЮ РК, судебно медицинский эксперт высшей квалификационной категории. Эксперт рассказал, что в ходе судебно-медицинской экспертизы эксгумированного тела погибшего, на его лице были обнаружены 4 обширных повреждения, из чего можно сделать вывод о том, что ему было нанесено не менее 4 ударов. При этом подтверждается, что нанесены они были тупым твердым предметом с ограниченной поверхностью, например, кулаком. Воздействие ножом, кастетом или другим металлическим предметом исключается.
При этом, Халимназаров отметил, что по количеству повреждений на лице нельзя судить о кратности ударов. То есть, от одного удара может образоваться и кровоподтек, и ушибленная рана и перелом.
Также эксперт заметил, что повторная экспертиза не противоречит результатам первичной, а лишь дополняет ее. Что касается новых повреждений, обнаруженных во время повторной экспертизы, то было подтверждено, что они не состоят в следственной связи со смертью Мураткалиева.
В целом судебно-медицинские эксперты пояснили, что травмы лица, полученные погибшим, не состоят в причинно-следственной связи со смертью. Смерть Мураткалиева наступила от ушиба головного мозга, закрытой черепно-мозговая травмы, линейного перелома затылочной кости. Получил он эти травмы в результате падения с высоты собственного роста и удара затылком о землю.
На слушании достаточно остро встал вопрос: "Мог ли погибший получить такую травму при падении с высоты собственного роста без внешнего воздействия, то есть, говоря термином экспертов, без придания ускорения?" Здесь у экспертов есть свое мнение. Так, Халимназаров, отмечает, что травма лица погибшего - это условие для падения. Исходя из пояснений эксперта, можно сделать вывод, что под ускорением подразумевается не влияние на последующую силу удара головой о землю, а то, что ударом в лицо было только спровоцировано падение Мураткалиева.
На вопрос, будут ли отличаться повреждения затылочной части головы человека при свободном падении и при падении после внешнего воздействия на него (придания ускорения), эксперт отметил отрицательно - область удара, тип повреждений, отличаться не будут.
Судебно-медицинский эксперт медико-криминалистического отделения Алматинского филиала РГКП "Центр судебной медицины" О. Ким также высказался, что линейный перелом затылочной кости человек может получить как при придании ему ускорения (то есть после удара, толчка и т.д.), так и без внешнего воздействия на него - в свободном падении. Это, по словам эксперта, зависит от многих факторов - от толщины кости черепа, от роста человека, возраста и т.д.
Плюс ко всему на судебном заседании от допрашиваемых экспертов прозвучало мнение, что полученные повреждения, от которых умер Мураткалиев, могли и не привести к смерти. То есть, есть случаи, когда, получая такие травмы, люди выживают.
- Из допроса свидетелей защита почерпнула для себя выводы, что причина смерти Мураткалиева, по мнению экспертов, остается той же самой - это результат падения с высоты собственного роста. Притом она могла наступить как в результате придачи ему ускорения, так и без ускорения. То есть ушиб головного мозга, линейный перелом затылочной кости - все это произошло в результате падения, - отметил после заседания адвокат Кузнецова Джохар Утебеков.
На следующее слушание назначен допрос следователя, криминалиста, работавшего с вещественным доказательством - ножом, и свидетелей.
Напомним, что в драке у бара "Чукотка" погиб 36-летний Сырым Мураткалиев. Трагедия случилась в ночь с 6 на 7 марта. Показания задержанного о том, что двое нетрезвых людей придрались к нему в помещении клуба, а потом охрана вывела всех на улицу, где Сырым в ходе конфликта достал нож, подтвердились. Защищаясь от ножа, Кузнецов нанес несколько ударов в лицо нападавшему Мураткалиеву, который после этого упал и через некоторое время умер. В своем обвинительном акте следователь указал на то, что Кузнецов вынужден был обороняться. Однако, следствие настаивало на том, что это было причинение смерти по неосторожности. 29 июня решением Медеуского районного суда А. Кузнецов был признан виновным по статье 104 часть 1 УК РК "Причинение смерти по неосторожности" и приговорен к 1,5 годам лишения свободы в колонии-поселении.
На апелляционном слушании, состоявшемся 10 августа, судья Керимова постановила провести повторные экспертизы. Чуть позже стало известно о том, что решено эксгумировать тело погибшего. Результаты эксгумации, по словам защиты Кузнецова, подтвердили выводы экспертов, предоставленные первоначально - причиной смерти Мураткалиева послужили ушиб головного мозга, закрытая черепно-мозговая травма, линейный перелом затылочной кости.
Первое после длительного перерыва апелляционное слушание было отложено в связи с состоянием здоровья А. Кузнецова. Когда же оно состоялось, сторона потерпевших ходатайствовала об отмене приговора и возвращении дела на новое судебное следствие. У стороны защиты также был ряд ходатайств. Судья Керимова частично удовлетворила ходатайства сторон и постановила отменить приговор суда первой инстанции в отношении Кузнецова, и провести новое судебное расследование.
Ирина Капитанова