"Допрос с пристрастием": в суде по делу о драке у бара "Чукотка" допросили следователей

Был выявлен ряд нарушений УПК РК во время досудебного расследования.
Весь день продлилось очередное судебное заседание по делу о драке у бара "Чукотка". Предполагалось заслушать всех заявленных свидетелей, а их не менее 5, в том числе Фролов, один понятой, трое бывших охранников "Чукотки", следователи и др. Однако только на двух следователей и нового специалиста, приглашенного стороной обвинения, ушел день - допрос велся досконально с множеством вопросов по делу и не совсем... А из показаний следователей напрашивается вывод, что во время досудебного расследования были допущены нарушения Уголовно-процессуального кодекса, передает корреспондент Zakon.kz.

Первым был допрошен следователь УВД Медеуского района Жаримбетов. Именно к нему у обеих сторон были вопросы о том, как получилось так, что едва ли не главное вещественное доказательство - нож, который фигурирует в деле как предмет, которым угрожал Кузнецову погибший Мураткалиев, не был подвержен тщательной экспертизе на предмет наличия крови и отпечатков пальцев.

В суде Жаримбетов пояснил, что криминалист, которому он сдавал нож на экспертизу, в устной форме сказал о том, что данный нож не является холодным оружием, и что отпечатков на нем нет. При этом следователь признал, что с учетом показаний о том, что Мураткалиев напал с ножом на Кузнецова, и у того была порезана рука, он должен был назначить дополнительную экспертизу, но не сделал этого. На вопрос: "Почему?" следователь ответил: "Моя ошибка". Сам он визуально осматривал нож, но не смог вспомнить, была ли на нем кровь. Поэтому до сих пор не ясно, и теперь уже не будет известно, были ли на ноже отпечатки пальцев, и чьих...

- Это пробелы следствия, которые сейчас привели к тому, что не можем определить была ли на ноже кровь, были отпечатки пальцев или нет. Мы ознакамливаемся с материалами дела по окончании следствия. Когда мы видим, что нет отпечатков пальцев, я, как защитник Кузнецова, не заинтересована заявлять ходатайство о том, чтобы провели экспертизу, поскольку я прошу прекращения уголовного дела. То есть я вижу, что он невиновен, вижу показания Фролова, усматривая, что действительно есть факт хулиганства, что в его (прим.: Фролова) отношении возбуждено уголовное дело. Естественно, мы просим прекращения уголовного дела в отношении Кузнецова. Нам не было необходимости заявлять ходатайство, чтобы провели эту экспертизу. Почему потерпевшая сторона не заявляли, хотя имели адвоката, я не знаю, - отметила по этому поводу Мусина. А, как известно, все сомнения и белые пятна в следствии трактуются в пользу обвиняемого.

При этом выяснилось, что экспертизу ножа Жаримбетов назначил только 30 марта, то есть спустя три недели после случившегося. И интересовали его лишь два вопроса: относится ли нож к холодному виду оружия и имеются ли на нем отпечатки пальцев. А протокол осмотра ножа составил 3 апреля, где указал только тот факт, что к холодному оружию он не относится. На вопрос адвокатов: "Почему так поздно были произведены эти действия?" следователь ответил, что, наверное, не было на это времени.

Здесь судья Х. Керимова сделала справедливое замечание: "Умер человек, решается судьба другого человека, а вы говорите времени не было?"

Еще одно замечание было от судьи - в очной ставке между Фроловым и Кузнецовым не оказалось показаний последнего. Объяснить этот факт следователь не смог. И в целом, на многие вопросы Жаримбетов ответил молчанием или словами: "не знаю". Но при этом он сумел пояснить, что к выводу о том, что Кузнецов оборонялся он пришел из показаний опрошенных, в том числе самого подозреваемого и Фролова. Со стороны последнего он и усмотрел хулиганские действия. Здесь стоит отметить, что дело по статье "Хулиганство" в отношении Фролова вел этот же следователь, он же его закрыл, и в его же отношении сейчас заведено дисциплинарное производство за волокиту с расследованием. Об этом сообщила адвокат А.Кузнецова А.Мусина, напомнив, что постановлением прокуратуры уголовное дело в отношении Фролова по факту хулиганства было возобновлено.

По поводу того, почему первоначальная статья 102 УК РК (Превышение пределов необходимой обороны) была переквалифицирована на статью 104 УК РК (причинение смерти по неосторожности), следователь ответил, что сделал это после допроса всех свидетелей и получения результатов экспертизы.

Следующим в суде был допрошен следователь Касымбаев, который производил осмотр места происшествия и составлял соответствующий протокол. Он сообщил присутствующим, что Кузнецов отдал нож ему, пояснив при этом следующее: Мураткалиев напал на него с ножом, он оборонялся и автоматом нанес несколько ударов нападавшему. Тот упал, нож упал рядом. И Кузнецов, еще не зная, что Мураткалиев больше не поднимется, поднял нож и положил себе в карман, чтобы больше не было попыток нападения. Давая оценку поведению Кузнецова в ту ночь, следователь отметил, что по нему было видно, что он сожалеет, и он не похож был на человека, который намеренно совершил преступление.

Во время перерыва адвокат потерпевших Л. Романова сообщила журналистам, что будет ходатайствовать, чтобы суд вынес частное постановление в адрес следователей из-за допущенных нарушений в ходе досудебного расследования. Далее она заявила, что считает показания Кузнецова о том, что Мураткалиев на него нападал с ножом, недействительными, потому что комплексная судебно-медицинская экспертиза (результатам которой на предыдущем заседании со стороны потерпевших было высказано недоверие), не выявила на ноже следов крови.

- В действиях следствия часто возникают пробелы. Обычно прокуратура и суды закрывают на это глаза. Сейчас посмотрим, как будут реагировать на данные нарушения, - отметила адвокат Кузнецова А.Мусина.

Перед началом заседания общественный защитник Мухтар Тайжан, представляющий интересы Мураткалиевых, обвинил журналистов в необъективности при освещении данного дела, и показал им фото лица погибшего и снимки его черепа после проведения эксгумации, заявив, что имеющиеся травмы никак не могут быть результатом самообороны со стороны Кузнецова. А брат погибшего Даулет Мураткалиев и вовсе заявил, что большая часть журналистов является друзьями Кузнецова.




Напомним, что в драке у бара "Чукотка" погиб 36-летний Сырым Мураткалиев. Трагедия случилась в ночь с 6 на 7 марта. Показания задержанного о том, что двое нетрезвых людей придрались к нему в помещении клуба, а потом охрана вывела всех на улицу, где Сырым в ходе конфликта достал нож, подтвердились. Защищаясь от ножа, Кузнецов нанес несколько ударов в лицо нападавшему Мураткалиеву, который после этого упал и через некоторое время умер. В своем обвинительном акте следователь указал на то, что Кузнецов вынужден был обороняться. Однако, следствие настаивало на том, что это было причинение смерти по неосторожности. 29 июня решением Медеуского районного суда А. Кузнецов был признан виновным по статье 104 часть 1 УК РК "Причинение смерти по неосторожности" и приговорен к 1,5 годам лишения свободы в колонии-поселении.

На апелляционном слушании, состоявшемся 10 августа, судья Керимова постановила провести повторные экспертизы. Чуть позже стало известно о том, что решено эксгумировать тело погибшего.Результаты эксгумации, по словам защиты Кузнецова, подтвердили выводы экспертов, предоставленные первоначально - причиной смерти Мураткалиева послужили ушиб головного мозга, закрытая черепно-мозговая травма, линейный перелом затылочной кости.

Первое после длительного перерыва апелляционное слушание было отложено в связи с состоянием здоровья А. Кузнецова. Когда же оно состоялось, сторона потерпевших ходатайствовала об отмене приговора и возвращении дела на новое судебное следствие. У стороны защиты также был ряд ходатайств. Судья Керимова частично удовлетворила ходатайства сторон и постановила отменить приговор суда первой инстанции в отношении Кузнецова, и провести новое судебное расследование. В самом начале повторного судебного разбирательства были допрошены судебно-медицинские эксперты, проводившие эксгумацию тела погибшего. Они подтвердили изначально указанную причину смерти Мураткалиева, отметив, что травмы на его лице не состоят в причинно-следственной связи с гибелью. Однако обвинение осталось недовольно такими выводами и ходатайствовало о привлечении независимых экспертов.

Ирина Капитанова
фото: vk.com
Следите за новостями zakon.kz в: