Как сообщалось ранее, экспертизу было решено проводить в Алматинском областном филиале Центра судебно-медицинской экспертизы. Вновь назначенные эксперты справились с экспертизой достаточно быстро. 3 декабря было удовлетворено ходатайство о проведении экспертизы, 15 декабря прошло внеплановое заседание, на котором было удовлетворено ходатайство Л.Романовой о включении в состав комиссии заявленных ею экспертов (это внеплановое судебное заседание, на которое не всем журналистам удалось попасть, описано в одном из постов в группе "Свободу Кузнецову" в Facebook). И, судя по дате, обозначенной в заключении новой комиссионной экспертизы, работа над ней была закончена к 18-23 декабря. Тогда как предыдущая комплексная судебно-медицинская экспертиза, проводившаяся в Алматы, была назначена судом апелляционной инстанции 10 августа 2015 года, эксгумацию тела погибшего С.Мураткалиева было постановлено провести до 21 августа, а о том, что экспертиза завершена, стало известно 22 октября прошлого года.
Что касается выводов очередной судебно-медицинской экспертизы, то причина смерти Мураткалиева та же - травма головы, полученная в результате удара затылком о жесткую поверхность после удара в лицо.
Далее. Если эксперты предыдущей комиссии отписали в заключении, что из-за отсутствия следообразующих отпечатков и каких-либо признаков определенного травмирующего предмета на повреждениях лица, кроме такой его характеристики, как "твердый тупой предмет с ограниченной поверхностью", установить другие параметры и конкретный вид того, чем были нанесены травмы на лице погибшего, не представляется возможным. Не исключалась кисть руки, сжатая в кулак. Новые эксперты также делают вывод, что травмы на лице образованы после удара ограниченным твердым тупым предметом. Но при этом они, основываясь на разноплановых ранах на коже лица погибшего (предыдущие эксперты утверждали, что не должны делать выводы по фото лица погибшего, нужна "работа с материалом), приходят к выводу, что: "Удар в лицо был произведен вооруженной рукой... ... Им должен быть ограниченный твердый разрушающийся предмет с закругленными ребрами... ... ", - сообщается в выводах. И далее сообщается, что мелкие раны на лице погибшего могли появиться от осколков травмирующего предмета. "Такими предметами травмы могли быть стакан или бокал, фигурирующий в материалах дела...", - предполагают эксперты. Напомним, что судебно-медицинский эксперт Алматинского филиала РГКП "Центр судебной медицины" О. Ким опроверг версию о том, что травмы могли быть нанесены стаканом.
Что касается определения степени тяжести полученных погибшим травм, то в выводах экспертов они оцениваются не отдельно, как делалось в предыдущих экспертизах, а в совокупности: "травма лица и затылка, в данном случае, причинила тяжкий вред здоровью Мураткалиева С., как приведшие к быстрой смерти".
Как отметила адвокат А.Кузнецова Алма Мусина, складывается впечатление, что данная экспертиза была сделана поверхностно. Что же касается бокала или стакана, появившегося в выводах экспертов, то адвокат отметила, что с места происшествия никакого стакана или бокала не изымали, ни в каких справках или протоколе осмотра места он не фигурирует, так же как нигде не сообщается о наличии на одежде и лицо погибшего осколков.
Экспертиза окончена и судебные слушания будут продолжены. Дата заседания уже назначена.
Немного из хронологии событий. Эта трагическая для многих история длится с марта прошлого года, когда в драке у бара "Чукотка" погиб Сырым Мураткалиев. После этого был задержан один из участников инцидента Александр Кузнецов. Сначала ему было предъявлено обвинение по статье ст. 102 УК РК (Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны), однако впоследствии статью переквалифицировали на ст.104 УК РК. В первом обвинительном акте сообщалось, что Мураткалиев и Фролов придрались к Кузнецову в помещении клуба, а потом охрана вывела всех на улицу, где Сырым в ходе продолжения конфликта достал нож. Защищаясь от ножа, Кузнецов нанес несколько ударов в лицо нападавшему Мураткалиеву, который после этого упал и через некоторое время умер. В своем обвинительном акте следователь указал на то, что Кузнецов вынужден был обороняться. Однако, следствие настаивало на том, что это было причинение смерти по неосторожности. Речи о примирении между сторонами в данном случае не шло. 29 июня решением Медеуского районного суда А. Кузнецов был признан виновным по статье 104 часть 1 УК РК "Причинение смерти по неосторожности" и приговорен к 1,5 годам лишения свободы в колонии-поселении.
На апелляционном слушании, состоявшемся 10 августа, судья Керимова постановила провести повторные экспертизы. Чуть позже стало известно о том, что решено эксгумировать тело погибшего. Результаты эксгумации, по словам защиты Кузнецова, подтвердили выводы экспертов, предоставленные первоначально - причиной смерти Мураткалиева послужили ушиб головного мозга, закрытая черепно-мозговая травма, линейный перелом затылочной кости.
Первое после длительного перерыва апелляционное слушание было отложено в связи с состоянием здоровья А. Кузнецова. Когда же оно состоялось, сторона потерпевших ходатайствовала об отмене приговора и возвращении дела на новое судебное следствие. Судья Керимова постановила отменить приговор суда первой инстанции в отношении Кузнецова, и провести новое судебное расследование. В самом начале повторного судебного разбирательства были допрошены судебно-медицинские эксперты, проводившие эксгумацию тела погибшего. Они подтвердили изначально указанную причину смерти Мураткалиева, отметив, что травмы на его лице не состоят в причинно-следственной связи с гибелью. Однако обвинение осталось недовольно такими выводами и ходатайствовало о привлечении независимых экспертов. На последующих заседаниях выступил независимый эксперт, показания которого разошлись с выводами судебно-медицинских экспертов. Его слова были опровергнуты в суде. Также были допрошены следователи, занимавшиеся уголовным делом. Их допрос показал некачественное расследование. После чего прокурор Майшинов ходатайствовал о составлении нового обвинительного акта. Суд удовлетворил его и в итоге рассмотрение дела в апелляционной инстанции теперь проходит по обвинению Кузнецова в совершении преступления, предусмотренного статьей 106 ч.3 УК РК. В новом обвинительном акте утверждается, что это Кузнецов провоцировал драку, что удары он наносил, вооружившись не установленным твердым тупым предметом с ограниченной поверхностью. А версию с ножом Кузнецов, по мнению обвинения, придумал в процессе конфликта, и, видимо, поэтому в ходе потасовки стал кричать про него. После же случившегося, обвиняемый, по версии прокурора, предварительно порезав себе руку, подкинул нож, который изначально якобы был у него. На последнем же заседании прокурор Машинов по ходатайству защиты Кузнецова был отстранен от участия в данном деле. Причиной послужило то, что за обеденным перерывом во время слушаний он был замечен в кафе за одним столом с потерпевшими и их адвокатом.
фото: today.kz