10 лет тюрьмы грозит офицеру ДГД Алматы за подстрекательство к даче взятки

Сотрудникам ДГД по Жамбылской области и Алматы грозит 3 года 11 месяцев и 10 лет.
В Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы подходят к завершению слушания по обвинению сотрудников ДГД по Жамбылской области и Алматы в совершении ряда преступлений. Суд перешел к судебным прениям, передает корреспондент Zakon.kz.

До начала прений государственный обвинитель О.Рубан ходатайствовала о приложении к материалам дела уточнение по предъявленным обвинениям. Гособвинитель отметила, что обоим подсудимым органом досудебного расследования был излишне вменен ряд статей.

Так, согласно обвинительному акту подсудимому Оралгазину предъявлены обвинения по следующим статьям УК - 412 ч.1, 361 ч.2, 415 ч.5, 28 ч.4, 367 ч.4, 190 ч.4 п.2, 370 ч.2, 362 ч.4 п.3, 24 ч.3, 366 ч.3 пп.2,3.

"С учетом всех обстоятельств, изученных нами в судебном заседании, считаю, что в предъявленном обвинении есть статьи, которые излишно вменены. Так, в отношении Оралгазина считаю, что излишне вменена ст.361 ч.2, поскольку те обстоятельства, которые описаны и квалифицированы данной статьей, охатываются ст.412. А также ст.415, 416 ч.5 - это по эпизоду потерпевшего С., и ст.362 ч.4 п.3 - по эпизоду потерпевшего М. Таким образом, действия Оралгазина прошу квалифицировать по ст.415 ч.1, 28 ч.4, 367 ч.4, 190 ч.4 п.2, 370 ч.2 и 24 ч.3, 190 ч.3 пп.1,2. По поводу переквалификации действий на ст.190 ч.3 пп.1,2 по последнему эпизоду я поясню, что изменение меры пресечения, вопрос о котором стоял перед подсудимыми, с содержания под стражей на залог, не входит в полномочия следоваталя, а входит в полномочия прокурора либо суда. Таким образом, получение взятки для осуществления этого правомочия невозможно квалифицировать действиями по этой статье. Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи лицу в качестве взятки и не намеревается этого сделать, присваивает их, содеянное должно квалифицироваться, как мошенничество. В судебном заседании нами не установлено, и в ходе досудебного расследования не собраны доказательства того, что Оралгазин или Джузбаев намеревались передать полученные, если бы получили, деньги от М. какому-то должностному лицу. Поэтому я квалифицирую действия по последнему эпизоду М. по ст.190 ч.3 пп.1,2.", - сказала Рубан.

Что касается подсудимого Джузбаева, то, по мнению гособвинения, из квалификации его действий подлежат следующие статьи - 370 ч.2 (поскольку в суде установлено, что Джзубаев в момент, когда М. был в розыске, не имел с ним контактов), 364 ч.4 п.3, так как активных действий, которые бы указывали на превышение должностных полномочий не установлено. И окончательно действия Джузбаева подлежат квалификации по ст 416 ч.4, 24 ч.3 ,190 ч.3 пп1,2 УК РК.

Таким образом гособвинитель просит суд признать подсудимого Оралгазина виновным по статьям 412 ч.1, 28 ч.4, 367 ч.4, 190 ч.4 п.2, 370 ч.2, 24 ч.3, 190 ч.3, пп.1,2 УК РК, и назначить ему окончательно наказание в виде 10 лет лишения свободы в колонии строгого режима, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать должности в правоохранительных органах.

Подсудимого Джузбаева прокурор Рубан просит признать виновным по статьям 416 ч.4, 24 ч.3, 190 ч.3 пп.1,2 УК РК, и окончательно назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 3 года, 11 месяцев, 8 дней в колонии общего режима, с конфискацией имущества, с пожизненным лишением права занимать должности в правоохранительных органах.

Помимо этого потерпевший С. подал гражданский иск к подсудимым на сумму 120 тыс долларов США. Данный иск гособвинение просит удовлетворить, и взыскать эту сумму только с Оралгазина, так как Джузбаеву эпизод с потерпевшим С. не вменялся.

В свою очередь защита Джузбаева в ходе прений заявила, что ни одно из предъявленных обвинений в суде не нашло своего подтверждения.

- Прошу суд принять оправдательный приговор, поскольку в действиях моего подзащитного отсутствует событие преступления, - сказал адвокат Джузбаева, выразив недоумение тем, что следствие связало последнего с Оралгазиным, и обвинило его в сговоре по совершению мошенничества.

Адвокат Оралгазина также просил суд признать его подзащитного невиновным по всем инкриминируемым ему преступлениям.

- В действиях Оралгазина налицо добровольный отказ от совершения преступления, - сказал адвокат, выразив при этом недоумение: как взяткодатель может предъявлять в суде иск о возврате суммы взятки.

Оба подсудимых свою вину в суде не признали.

Напомним, в начале октября стало известно, что на скамье подсудимых оказались старший офицер ДГД Алматы Бауыржан Оралгазин, которому вменили привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, злоупотребление должностными полномочиями, принуждение к даче показаний, фальсификацию доказательств и оперативно-розыскных, контрразведывательных материалов, мошенничество, бездействие по службе, превышение власти или должностных полномочий, приготовление к преступлению и покушение на преступление - дача взятки. А также следователь управления внутренней безопасности ДГД по Жамбылской области Газиз Джузбаев, обвиняемый по ст.ст. 370 ч.2; 416 ч.4; 362 ч.4 п.3; 24 ч.3; 366 ч.3 п.п. 2 и 3 УК РК. Потерпевшими по делу проходят два предпринимателя С.Р. и А.М.
В ходе судебных слушаний стало известно, что это дело является частью масштабного расследования скандальной истории 38 фур с контрабандным товаром, задержанных на границе с Кыргызстаном еще летом 2015 года. Осенью того года товар, признанный вещественным доказательством по факту экономической контрабанды, стали выгружать на склады временного хранения. А через какое-то время выяснилось, что товар, стоимостью миллиарды тенге, пропал. Расследованием по этому делу занималась руководитель межведомственной следственно-оперативной группы генпрокуратуры Анар Абильмажинова. В состав этой группы входили подсудимые Оралгазин и Джузбаев. Сама Анар Абильмажинова уже была осуждена по ст.ст.362 ч.2, 415, 371 ч.1 - халатность, и приговорена к 2 годам ограничения свободы.
Актау Актобе Алматы Жамбылская область Кызылорда Кыргызстан Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: