О перспективах совершенствования надзорного судопроизводства по уголовным делам

О перспективах совершенствования
 надзорного судопроизводства
по уголовным делам

 В настоящее время Казахстан переживает период обновления правовой системы. Одним из основных направлений судебной реформы является повышение эффективности отправления правосудия, которое зависит от чёткой и безукоризненной работы всех звеньев судебной системы, в том числе надзорного судопроизводства. О перспективах надзорного судопроизводства - председатель надзорной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан А. СМОЛИН.

О перспективах совершенствования
 надзорного судопроизводства
по уголовным делам

 

 В настоящее время Казахстан переживает период обновления правовой системы. Одним из основных направлений судебной реформы является повышение эффективности отправления правосудия, которое зависит от чёткой и безукоризненной работы всех звеньев судебной системы, в том числе надзорного судопроизводства. О перспективах надзорного судопроизводства - председатель надзорной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан А. СМОЛИН.

 

Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав, свобод, законных интересов. В целях защиты нарушенных или оспариваемых прав на судебные органы возлагается обязанность правильно и своевременно рассматривать и разрешать гражданские и уголовные споры.

 Как известно, в настоящее время на согласовании в государственных органах находится разработанный Верховным Судом проект закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам совершенствования судебной системы». В нем в числе других предлагается внести изменения в действующее законодательство по вопросам совершенствования надзорного производства по уголовным делам.

Проблемы обеспечения прав и законных интересов обвиняемого, совершенствования деятельности органов дознания, прокуратуры, суда и адвокатуры являются актуальными для современного общества. Нельзя бороться с преступностью, не уделяя должного внимания правам личности, и, в частности, правам обвиняемого в уголовном процессе. В современных условиях развития и совершенствования правового государства свобода личности, ее права и гарантии возрастают, следовательно, это свойственно и уголовному судопроизводству. Возрастание гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном процессе соответствует как интересам личности, так и интересам общества в целом. И только при условии гарантированности прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном процессе и, прежде всего, обвиняемого, возможно выполнение основной задачи уголовного судопроизводства.

С обретением независимости казахстанское судопроизводство претерпело ряд изменений. Так, с принятием закона о разграничении подсудности в 2005 году, изменена подсудность рассмотрения дел Верховного и областных судов.

Изменения, вносимые в действующее законодательство, предполагают дальнейшую децентрализацию и оптимизацию судебной системы, значительное сокращение количества судебных инстанций. Суды первой инстанции - районные и приравненные к ним суды - будут рассматривать практически все дела. Областные и приравненные к ним суды - дела в апелляционном и кассационном порядке. Верховный Суд по проекту будет судом надзорной инстанции и пленарного заседания. При этом, Верховный суд и областные суды не будут рассматривать дела по первой инстанции - эта компетенция будет передана судам первой инстанции. В областных судах не будет надзорной инстанции, в Верховном - апелляционной.

Таким образом, судебная система в законопроекте представлена четко разграниченной по инстанциям: первая - районные и приравненные к ним суды, апелляционная и кассационная - областные, надзорная - Верховный Суд.

Так, предполагается, что все дела будут рассматриваться в местных судах - в первой инстанции, а при несогласии с этим решением до вступления его в законную силу - апелляция. Не согласные с постановлением апелляционной инстанции обращаются областной суд - в кассационном порядке. Судья областного суда рассматривает апелляционную жалобу единолично и самостоятельно принимает решение по существу спора, не возвращая дело на новое рассмотрение. Эта норма, несомненно, повышает ответственность судьи за принимаемое решение. При этом в проекте закона четко регламентированы судебные акты, подлежащие пересмотру в апелляционном порядке, порядок их пересмотра.

Вновь вводимый в действующее законодательство институт кассации подразумевает пересмотр дела в части не ухудшающей положение осужденного. Кассационная жалоба подается на постановление апелляции и рассматривается коллегиально - не менее чем тремя судьями областного суда и только по имеющимся материалам дела. Это, считаем, позволит оперативно устранить недостатки и восполнить пробелы, допущенные во время апелляционного процесса, а инстанция станет более скорым судом по сравнению с надзорной инстанцией областного суда. При подаче такой жалобы запрещается предоставление новых доказательств, кроме тех материалов, которые необоснованно были отвергнуты судами первой и апелляционной инстанцией. Вводится и отдельная глава, подробно описывающая порядок рассмотрения дел по кассационным жалобам и протестам, в которой определен круг лиц, обладающих правом принесения кассационных жалоб, предмет кассационного рассмотрения, содержание жалоб и протестов, сроки и порядок рассмотрения дел в данной инстанции.

Нововведение направлено на разрешение основной массы в местных судах, и граждане смогут защищать нарушенные права, не доводя их до Верховного Суда. Кроме того, введение кассационной инстанция позволит ещё раз пересмотреть дела с целью, прежде всего, защиты прав граждан, попавших в поле уголовного судопроизводства.

В проекте Закона уделяется особое внимание пересмотру вступивших в законную силу уголовных дел. Эта стадия является дополнительной гарантией устранения судебных ошибок и эффективным средством, препятствующим исполнению вступившего в силу незаконного, необоснованного и несправедливого приговора. Предусмотрена детальная регламентация данной стадии процесса с момента поступления надзорных жалоб или протестов прокурора в суд надзорной инстанции и до принятия им решения по существу. Упорядочен перечень лиц, имеющих право на обжалование судебных актов по уголовным делам. Закреплены те требования, которым должны соответствовать надзорные жалобы и протесты. В частности, в них в обязательном порядке обосновываются доводы о необходимости отмены либо изменения обжалуемого судебного решения. Необходимость такого указания объясняется тем, что зачастую жалобы поступают от заявителей в вышестоящую инстанцию, минуя тот суд, который правомочен пересмотреть обжалуемые судебные акты. В результате жалоба, поступившая в Верховный Суд, остается без рассмотрения и направляется по подсудности, что приводит, в конечном итоге, к замедлению разрешения дела.

Убежден, рассмотрение дела в суде надзорной инстанции способствует более полной проверке законности, обоснованности и справедливости вступившего в законную силу судебного акта. Надзорное производство стоит на страже интересов и прав участников уголовного судопроизводства. Производство дел в надзорной инстанции - самостоятельная стадия уголовного процесса, потому ей свойственны стандартные атрибуты: задачи, круг субъектов, итоговые решения. Проверка законности и обоснованности приговора суда первой инстанции и постановлений, принятых вышестоящими инстанциями, является главной задачей вводимых изменений.

В целом, вводимые в проекте закона изменения направлены на повышение эффективности всей системы уголовного судопроизводства.

 

 

Следите за новостями zakon.kz в: