Актуальные проблемы
подготовки психолого-педагогических кадров
для уголовно-исполнительной системы
Процессы гуманизации исполнения наказаний диктуют необходимость оптимизации отношений, как между персоналом и осужденными (и лицами, содержащимися под стражей), так и внутри профессиональных коллективов - считает начальник кафедры пенитенциарной психологии и педагогики Академии Комитета УИС МЮ РК, кандидат юридических наук, майор юстиции Брылевский А.В.
Во всех развитых странах, где пенитенциарной системе уделяется большое внимание, приоритет отдается именно деятельности психологической службы Введение психологов в штаты пенитенциарных учреждений было предусмотрено еще Минимальными стандартами правил обращения с заключенными, принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г.).
В Казахстане пенитенциарная психологическая служба начала функционировать с 2000 года, ее штаты составили 48 психологов. В 2003 году - 57 человек; в 2004 году - 205 человек. В настоящее время во всех действующих исправительных учреждениях и следственных изоляторах республики введены должности старших инструкторов-психологов и психологов, которые ежедневно осуществляют психологическое обеспечение деятельности сотрудников и психологическое сопровождение осужденных.
Специфика деятельности сотрудников УИС, а именно, повышенная ответственность, экстремальность, необходимость вступать во взаимодействие с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность. Целенаправленная психологическая работа по внедрению прогрессивного стиля управления руководителей, оптимизация социально-психологического климата, создание благоприятных взаимоотношений в коллективе позволяет в какой-то мере снижать действие этих отрицательных факторов. В тоже время процессы гуманизации исполнения наказаний диктуют необходимость оптимизации отношений, как между персоналом и осужденными (и лицами, содержащимися под стражей), так и внутри профессиональных коллективов. Процесс омоложения персонала учреждений УИС, наблюдающийся в последние годы требует новых подходов в организации психологического сопровождения. Поэтому, среди основных направлений работы с персоналом важнейшими являются - адаптация молодых сотрудников к службе и психопрофилактика деструктивных явлений. Решение указанной задачи на наш взгляд практически невозможно без качественной и эффективной образовательной политики подготовки психолого-педагогических кадров, призванных решать данный спектр задач
В настоящее время решение проблем подготовки психолого-педагогических кадров для УИС в Республике Казахстан возложено на Академию Комитета УИС МЮ РК, являющуюся, на сегодняшний день, единственным высшим учебным заведением в Центрально-Азиатском регионе, осуществляющим подготовку квалифицированных кадров для уголовно-исполнительной системы. В Академии создана и действует кафедра пенитенциарной психологии и педагогики, осуществляющая реализацию образовательных программ по специальности «педагогика и психология». При кафедре функционирует научно-практическая лаборатория, призванная решать проблемы научно-методического обеспечения деятельности психологической службы УИС.
Исследование, проведенное сотрудниками кафедры пенитенциарной психологии и педагогики показало, что при реализации образовательной политики подготовки психолого-педагогических кадров возникает целый ряд проблем как организационного, финансового, так и научно-методического плана.
Первая категория - организационные и финансово-материальные проблемы. Подобный проблемный ряд, наверное, является общим для психологических служб и образовательных учреждений как УИС Казахстана, так и ФСИН Российской Федерации. В данном случае, применительно к Казахстану, следует отметить следующее:
- отсутствуют самостоятельные государственные программы по финансированию образовательной деятельности по специальностям «психология» и «педагогика и психология» для уголовно-исполнительной системы;
- действующие образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы находятся фактически в двойном подчинении (Министерство юстиции (далее МЮ), Министерство образования и науки (далее МОН)). При этом административно-хозяйственная деятельность регламентируется нормативными актами МЮ а образовательно-научная - нормативными актами МОН. В данном случае фактором, негативным образом действующим на реализацию образовательной политики подготовки психолого-педагогических кадров является то, что государственные образовательные стандарты составляются практически без учета специфики УИС.
- низкий уровень психологических знаний, которые характеризуют, к сожалению, большую часть сотрудников психологической службы. Неудовлетворительный уровень обшей педагогической и психологической подготовки определяет и сам стиль их деятельности, который характеризуется чрезмерным увлечением администрированием и контрольными функциями, неготовностью кропотливо заниматься психологическим сопровождением, используя довольно широкий инструментарий психологических методов и подходов. Исследование, проведенное среди сотрудников психологической службы, показало, что из пяти основных направлений психологической работы основная нагрузка ложится только на психодиагностическое направление. Это связано, во-первых с низким владением психопрофилактическими, психокоррекционными, психоконсультационными и психотерапевтическими методами работы; во-вторых малочисленностью самого персонала психологической службы (в среднем 2-3 сотрудника на 1 учреждение); низкая заинтересованность персонала психологической службы, где около 70% составляют вольнонаемные сотрудники.
Вторая категория - проблемы научно-методического плана. Здесь вполне уместно заметить, что используемый практическими психологами инструментарий далеко не всегда можно и целесообразно применять в условиях УИС Республики Казахстан. Это связано, прежде всего, с тем, что используемые в настоящее время методики разработаны применительно к определенным социальным группам и чаще всего западными психологами. Следовательно, данный психологический инструментарий не подразумевает учета национального и социального менталитета, что естественным образом отрицательно сказывается на результатах психологической работы. Целевое решение данной проблемы возможно только при прямой государственной поддержке через создание и реализацию государственной программы по разработке и внедрению психологического инструментария непосредственно для определенных социальных, в том числе и маргинальных групп. Естественно, что при отсутствии качественного психологического инструментария невозможно решить проблему эффективной подготовки психолого-педагогических кадров.
Таким образом, для решения проблем подготовки психолого-педагогических кадров УИС, необходимо:
- упорядочить систему подготовки государственных образовательных стандартов либо в МОН с учетом специфики деятельности УИС, либо передать эту функцию непосредственно уголовно-исполнительной системе;
- повысить квалификационные требования к сотрудникам, принимаемым на работу в психологическую службу, предусмотрев ежегодное повышение их квалификации и возможное сертифицирование;
- на государственном уровне решить вопрос о создании и реализации государственной программы по разработке и внедрению психологического инструментария непосредственно для определенных социальных, в том числе и маргинальных групп.