В международном праве готовится смена приоритетов. Человеческая безопасность

Фото: zakon.kz

Будущую модель международного права планируется строить на концепции безопасности людей и только через людей укреплять безопасность государства. А не наоборот, как это происходит сегодня.

Е.Н. Нургалиева, доктор юридических наук, профессор, заведующая отделом правовой экспертизы Сената Парламента Республики Казахстан


В международном праве готовится смена приоритетов

 

Человеческая безопасность

Будущую модель международного права планируется строить на концепции безопасности людей и только через людей укреплять безопасность государства. А не наоборот, как это происходит сегодня.

В Центрально-азиатском регионе о грядущих коренных переменах в практике международного права заговорили после Ашгабадского "круглого стола", который был посвящен проблемам человеческой безопасности. В нем приняли участие представители стран Центральной Азии и Казахстана, а также двенадцати международных организаций (ЮНИСЕФ, ОБСЕ, ПРООН, Азиатского, Европейского банков развития, Всемирного банка и др.). Организован он был ПРООН совместно с Институтом демократии прав человека Туркменистана.

Представители ПРООН информировали присутствующих о том, что при ООН создана новая комиссия по человеческой безопасности. Целью этой комиссии стала выработка концепции человеческой безопасности в качестве инструмента для разрешения острых проблем и принятия по ним политических решений. Для достижения этой цели комиссия намерена разработать программу "Помощь нуждающимся" посредством получения информации "из первых рук", а также установить долгосрочное партнерство с различными организациями мира. И в этом контексте Центральная Азия и Казахстан являются регионом особой важности.

Комиссия находится пока на стадии выработки концепции человеческой безопасности, но появились некоторые элементы, позволяющие лучше понять, какой должна быть концепция, которая продолжает оставаться общей и расплывчатой.

Безопасность традиционно понимается как роль государства по защите своих границ, населения, институтов и ценностей. Однако стало ясно, что перемены, имевшие место вслед за завершением холодной войны и распадом Советского Союза, требуют дополнения государственной концепции новыми подходами, дающими совершенно иной взгляд на безопасность, учитывая интересы людей. Задача комиссии - сосредоточить внимание на безопасности людей и через людей укрепить безопасность государства. Это совершенно не означает замену государственной безопасности, а наоборот, она дополняется человеческой безопасностью.

По мнению сопредседателя комиссии Садако Огаты, важными на данный момент являются:

Во-первых, комиссия работает над вопросами безопасности людей, ориентируя ее на людей. Совершенно ясно, что невозможно изучить вопросы человеческой безопасности, относящиеся ко всем людям или всем обществам. Комиссия все больше сужает свое внимание на тех категориях населения, которые подвергаются серьезному риску - жертвах конфликтов, беженцах и перемещенных лицах, людей, живущих в крайней бедности, голодающих и страдающих от болезней. Вопрос неравенства среди различных слоев населения в течение долгого периода был определен как важнейший фактор, ведущий к насилию и в итоге - к гуманитарному и политическому кризису.

Во-вторых, изучая угрозы человеческой безопасности, комиссия рассматривает двусторонний подход: защита и расширение возможностей. Защита требует ряда действий, начиная с раннего предупреждения по решению правовых и ведомственных вопросов, включая удовлетворение основных потребностей человека. В целом предполагается, что ранние действия требуют меньших финансовых затрат как для решения проблем конкретных людей, так и всего общества в целом. Тем не менее, учитывая опыт наблюдения за рядом кризисов, возникавших в последние годы, пришли к выводу: не отсутствие ранних предупредительных мер, а инертные действия приводят к росту напряжения, конфликтов и гражданского противоборства. В конце концов, кто хочет изменить политическую, экономическую или социальную систему к лучшему, тот должен пересмотреть свою позицию. В Конго, Косово и Афганистане, например, меры раннего предупреждения были обширны, а результаты, к сожалению, незначительны. Несмотря на то, что предупреждение становится боевым лозунгом, требуется длительное время, чтобы оно стало главной моделью в осуществлении политики.

Меры по расширению возможностей обладают большим потенциалом. Они включают работу всех звеньев снизу доверху согласно программе по содействию в развитии. Нынешние попытки сделать акцент на построении общества, например по программе афганской реконструкции, могут заложить основы для повышения возможностей. В Афганистане, где люди в течение двадцати лет страдают от насилия и перемещения, крайнего ухудшения состояния здоровья, уровня образования и социальных услуг, расширение возможностей самих людей является приоритетным для воссоздания нации. Осмысленное построение политики "расширения возможности людей" для достижения безопасности и стабильности нации может помочь в усилении человеческой безопасности.

Самой большой трудностью для комиссии является разработка и представление интегрированного подхода к решению широкого круга вопросов человеческой безопасности. Другими словами, подходы, утвержденные международным сообществом, подпадают под несколько практических категорий гуманитарной помощи или работу по содействию в развитии. Комиссия должна обеспечить концептуальную связь, охватывающую такие сферы, как бедность и конфликт. Надо ответить на вопрос, каким образом эти проблемы дополняют друг друга. И это непросто, поскольку гуманитарная работа и работа по содействию в развитии часто изолированы друг от друга. Они охватывают разные дисциплины, имеют разных специалистов и институты. "Свобода от бедности" и "свобода от нужды" должны решаться международным сообществом как одно целое, чтобы действительно облегчить и в конечном счете остановить страдания людей.

В Ашгабаде были намечены важные основы человеческой безопасности для стран региона, а также следующие виды человеческой безопасности, которые могут стать приоритетными:

1. Экономическая безопасность (уровень доходов, занятости, доступность продуктов питания, влияние наркотрафика и др.);

2. Здравоохранение (доступность системы здравоохранения для всех слоев населения);

3. Окружающая среда и связанные с ней риски от природных бедствий и угроз (безопасность от воды, землетрясений, промышленных загрязнений);

4. Личная безопасность (уровень преступности, эффективность работы правоохранительных органов);

5. Политическая безопасность (свобода слова, защита человеческих прав).

На предстоящих встречах участники - представители стран региона будут дорабатывать указанные приоритеты и находить пути решения проблем человеческой безопасности применительно к конкретному региону.

Е.Н. Нургалиева, доктор юридических наук, профессор, заведующая отделом правовой экспертизы Сената Парламента Республики Казахстан


Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

Под угрозой оказались казахстанцы, чьи дети служат в армии

Изменения в продолжительности дня на планете заметили ученые

Долевые махинации: Россия выдала Казахстану иностранку, лишившую алматинцев миллиардов тенге

Cколько будут платить за медстрахование казахстанцы в 2025 году

Елена Рыбакина сотворила новый рекорд в рейтинге WTA