Минимальная заработная плата (Нуртай Салихулы Сабильянов, вице-президент ЗАО «Сары-Арка»)

Вице-президент ЗАО "Сары-Арка" Нуртай Салихулы Сабильянов считает, что настало время разработать конкретные методы установления дифференцированных размеров минимальной месячной заработной платы в целях повышения удовлетворенности работников своей заработной платой, приближения ее размеров к фактической стоимости рабочей силы.

Нуртай Салихулы Сабильянов, вице-президент ЗАО "Сары-Арка"

МИНИМАЛЬНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА


Правовые аспекты

Вице-президент ЗАО "Сары-Арка" Нуртай Салихулы Сабильянов считает, что настало время разработать конкретные методы установления дифференцированных размеров минимальной месячной заработной платы в целях повышения удовлетворенности работников своей заработной платой, приближения ее размеров к фактической стоимости рабочей силы.

Согласно статье 71 Закона "О труде в Республике Казахстан" размер заработной платы устанавливается работодателем самостоятельно и не может быть ниже установленного законодательством Республики Казахстан минимального размера заработной платы. По законодательству ряда стран СНГ минимум заработной платы является социальным нормативом, установленным в централизованном порядке государством исходя из минимального потребительского бюджета. Размер ее определяется на уровне минимально допустимого размера денежных выплат работнику, занятому относительно несложной работой в нормальных производственных условиях. Если ряд стран СНГ (например, Украина, Белоруссия, Молдова, Узбекистан) и попытались закрепить за работниками минимум социальных гарантий в сфере оплаты труда, привязав ее к прожиточному минимуму, то, к сожалению, в казахстанском законодательстве мы не находим даже определения понятию "минимальная заработная плата". В статье 13 Закона "О республиканском бюджете на 2002 год" имеется указание только на размер минимальной месячной заработной платы - 4181 тенге, без указания на прожиточный минимум.

Экономический рост и улучшение условий жизни населения - два органически и неразрывно связанных процесса. Стало быть, по мере улучшения жизни казахстанского народа, связанной с ростом экономики, следовало бы законодательно закрепить связанность минимальной заработной платы с прожиточным минимумом и статью 71 Закона "О труде в Республике Казахстан" дополнить записью в редакции: "Минимальная заработная плата работников, находящихся в трудовых отношениях в соответствии с настоящим законом, не может быть ниже установленного государством прожиточного минимума". Бояться, что это будет пустой декларацией, не следует, поскольку нынешнее состояние экономики позволяет сделать такую запись.

Согласно п. 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан "международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона".

В области оплаты труда Республикой Казахстан до сих пор не ратифицирована Конвенция Международной организации труда № 26 "О создании процедуры установления минимальной заработной платы", хотя наша страна и является членом МОТ. Ратификация ее дала бы возможность регламентировать вопросы оплаты труда наемных работников на международном уровне и постепенно реформировать республиканское законодательство о минимальной заработной плате, исходя из цели обеспечить работникам удовлетворительный уровень жизни и с учетом рекомендации МОТ № 30 "О применении процедуры установления минимальной заработной платы", пересмотреть на научной основе установленный в Законе "О республиканском бюджете на 2002 год" размер минимальной заработной платы. А сегодня никто не может с уверенностью сказать о достаточности 4181 тенге для существования и связанности этого размера с прожиточным минимумом.

Анализ исполнения расходной части бюджетов 1999-2001 годов показывает, что уровень социальных расходов относительно ВВП носит нестабильный характер. Так, на социальное обеспечение и социальную помощь расходы государственного бюджета к ВВП составляли в 1999 году 7,9%, в 2000 году - 6,6%, в 2001 году - 7,2%. Из этих цифр можно предположить, что финансирование социальной сферы происходит по остаточному принципу.

Достижение оптимального минимума оплаты труда за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может производиться оплата труда за выполненную работником месячную, почасовую норму труда, - задача не из легких, требует взвешенного, реалистического подхода, с учетом экономических реалий каждой страны.

Так, согласно статье 18 Закона Молдовы "Об оплате труда" минимальная заработная плата определяется исходя из реальных экономических условий для воспроизводства рабочей силы в соответствии с ее стоимостью и пересматривается по мере роста эффективности общественного производства, стоимости жизни, средней заработной платы, изменении конъюнктуры рынка рабочей силы и других социально-экономических условий".

Необходимость установления минимальной заработной платы также обусловливается тем, что она является основой для определения размеров республиканских тарифов оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат.

Именно минимум заработной платы, а не месячный расчетный показатель должен стать основой для начисления пенсий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налоговых и других платежей в размере 4181 тенге вместо 823 тенге (как это определено в Законе "О республиканском бюджете на 2002 год") в месяц.

"Минимальный уровень оплаты, в отличие от минимального расчетного показателя, является очень важным индикатором, к которому могли бы приближаться все государственные пособия", - отмечают некоторые лидеры политических партий.

Еще одна проблема, которую хотелось бы поднять в данной статье - это сохранение реального уровня заработной платы в связи с ростом цен и стоимости жизни путем применения индексации.

Анализ казахстанского законодательства показывает, что в нем практически слово "индексация" не употребляется. Иногда употребляется термин "курсовая разница", который, безусловно, не может заменить сути и целей индексации.

Индексация является одним из правовых способов ликвидации разрыва показателей эффективности заработной платы и доходов населения на определенном этапе развития страны. Само слово индексация ряд законов стран СНГ трактует, как "корректировку величины не имеющих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах из бюджетных источников" (ст. 1 Закона Белоруссии). Индексация не самоцель, а единственный способ материально поддержать наемных работников путем надежного обеспечения их возможности возобновлять способности к труду. К тому же задача любого цивилизованного государства состоит в том, чтобы приблизить уровень заработной платы к стоимости и цене рабочей силы.

В настоящий период заработная плата становится главным элементом воспроизводства рабочей силы, и для собственника, работодателя нанимателя рабочей силы социальная функция рабочей силы начинает играть вполне равноправную роль наряду со стимулирующей.

По мнению экономистов, бюджет работника должен обеспечивать ему расходы не только на одежду и пищу, но и покупку дома, квартиры, оплату бытовых услуг и т.д., определенное в зависимости от сложности труда, квалификации работника качество жизни. Существует при этом два уровня обеспечения социальной ориентации заработной платы. Первый регулируется государством. Прямое его влияние на уровень заработной платы выражается в виде установления минимального гарантированного уровня оплаты труда. Косвенное влияние связано с индексацией стоимостных характеристик уровня жизни в зависимости от инфляции, роста цен. Тем самым государство защищает трудовой доход работника от свойственной в отдельных случаях рыночной экономике тенденции экономии на затратах на рабочую силу. Следовательно, индексация необходима не только наемному работнику, но и государству, чего, к сожалению, недостаточно понимают разработчики законодательных актов. Если минимальная заработная плата определяется ниже прожиточного минимума, как сейчас в Республике Казахстан, то это означает, что рабочая сила как товар не оценивается по своей естественной стоимости, что в конечном итоге не может не привести к негативным последствиям: замене дорогостоящего оборудования дешевой рабочей силой; деградации системы образования при отсутствии стимула получить высокооплачиваемую работу за высокую квалификацию; ограничению доступа к профессиональной медицинской помощи, снижению мотивации к высокопроизводительному труду и многому др. Ведь известно, что заработная плата для конкретного работника не только определенная сумма денег, но и признание его "места" в организации, авторитета и выражает его социальный статус. Следовательно, чтобы достичь эффективности заработной платы, необходимо решение вопросов ориентации уровня минимальной и средней заработной платы на минимальный потребительский бюджет путем дифференцированного деления на категории работников, виды производства. А социальная политика государства должна быть основана на минимальном размере заработной платы, исчисленном с учетом потребительской корзины прожиточного минимума. И если к тому же ее корректировать с учетом инфляции, то можно с уверенностью говорить о гарантированности минимальной оплаты труда.

Прожиточный минимум как социальный норматив может быть использован для определения минимального размера заработной платы в целом в республике. Причем, как отмечалось, он приемлем для работников, занятых простым трудом в нормальных условиях. А как быть с теми производствами, где труд более сложный, квалифицированный? Для этих целей вводится понятие "воспроизводственный потребительский бюджет трудоспособного работника". Его размеры увеличиваются пропорционально тяжести и напряженности труда, величине затрат на поддержание квалификации, иждивенческой нагрузке, включая расходы на содержание семьи. Именно эти аспекты должны браться во внимание при определении прожиточного минимума в будущем, ибо без воспроизводства рабочей силы невозможно достичь процветания экономики. В решении этих вопросов многие полагаются на переговорные процессы на уровне трехсторонних комиссий с участием профессиональных союзов, представителей работодателей и Правительства Республики Казахстан. На наш взгляд, до сих пор эти комиссии не достигли определенных результатов в вопросах регулирования не только оплаты труда, но и социально-трудовых отношений в стране в целом. Вряд ли добьются и в ближайшем будущем. Благосостояние населения определяется, прежде всего, заработной платой, поэтому Парламенту Республики Казахстан следует разработать законопроект об оплате труда с включением в него главы, касающейся социальных нормативов, как основы определения минимального размера месячной заработной платы по отраслям экономики. Необходимость принятия нового закона также диктуется отсутствием решения проблемы в Законе "О труде в Республике Казахстан", в котором нет системности в важнейших социальных вопросах.

Если сопоставить стоимость продовольственного набора, состоящего из шести основных продуктов питания (килограмма говядины, масла сливочного, хлеба пшеничного, картофеля, литра молока и десятка яиц), то в Алматы на начало 1997 года она составляла 9,2 доллара США и возросла за год на 13,2%, в Москве - соответственно около 10 долларов и на 10,3%, в Ташкенте - 10,5 долларов и в 2 раза, в Бишкеке - 7 долларов и на 41,8%. Доля затрат на приобретение этого набора в среднемесячной заработной плате в столице Казахстана составила 7,5%, Кыргызстана - 15,9%, Узбекистана - 14,7% и Российской Федерации - 4,9%.

Таким образом, есть все основания говорить о необходимости довести минимальный размер заработной платы до прожиточного минимума в течение ближайших лет.

В последнее время на страницах печати поднимается вопрос о минимальной почасовой оплате труда вместо минимального размера месячной заработной платы. По мнению экономистов, с точки зрения защиты интересов наемных работников заслуживает внимания переход на гарантированный часовой размер минимума оплаты труда. Даже если в основу его установления будет положен значительно более высокий, чем сегодня действующий, месячный размер государственного тарифа, это отнюдь не будет означать аналогичного увеличения заработной платы работника. Когда занятость в течение полного рабочего дня и рабочего месяца не гарантирована, работники могут оказаться менее защищенными перед произволом работодателей. Гарантированным будет лишь заработок в соответствии с балансом часов, фактически отработанных за оплачиваемый период времени. Работодатель при переходе на часовой гарантированный размер оплаты труда обязан будет оплатить лишь фактические часы работы. Оторвать же размеры гарантированных государством льгот и компенсаций от установленного месячного минимума оплаты труда возможно и другим путем: установив их в определенном соотношении с прожиточным минимумом, рассчитанным для соответствующей категории населения - получателей пенсий, стипендий, пособий и т.д. Мы согласны с тем, что это не решит проблему оплаты труда наемных работников, поскольку в условиях отсутствия настоящего рынка труда возникает еще одна проблема: предприниматели не будут заинтересованы в обеспечении их работой полный рабочий день.

В целях избежания обнищания большей части населения в законодательных актах, принимаемых в стране, следует отойти от стандартов, нацеленных на явное выживание. Нужна социальная стратегия, обеспечивающая воспроизводство рабочей силы, развитие человека как личности. В этой связи следует полностью согласиться с авторами, предлагающими пересмотреть структуру заработной платы, включив в нее три части, такие как: а) базовый показатель - минимальный размер месячной заработной платы, гарантирующий физиологическую выживаемость; б) дополнительный показатель, нацеленный на сохранение и увеличение трудового ресурса работника в соответствии с количеством и качеством затраченного труда; в) поощрительно-мотивационный показатель связан с материальным и моральным поощрением за достойный, добросовестный труд.

Нуртай Салихулы Сабильянов, вице-президент ЗАО "Сары-Арка"

Следите за новостями zakon.kz в: