Ректор
Анатолий Алексеевич Матюхин
Ректор Высшей Школы Права "Адилет" доктор юридических наук. Является членом Республиканского совета ректоров. Автор ряда работ по теории и методологии права. Работал в составе правительственной группы по подготовке предложений о реформировании системы финансирования вузов. Указом Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. за заслуги перед республикой, значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие страны отмечен государственной наградой - Почетной грамотой Республики Казахстан. Решением специализированного совета МГУ присуждена ученая степень доктора юридических наук.
Событие
11 мая 2001 года в Московском Государственном Университете произошло событие, которое как признается сам Матюхин, стало одним из ярких событий его жизни. Речь идет о защите докторской диссертации. Сама диссертация была подготовлена в Алматы, в школе права "Адилет", которая в течение всего периода своего существования не теряла научные связи с МГУ. Это позволяло специалистам из Москвы приезжать на различные конференции в Казахстан, а адилетовцам ездить в Москву. Во многом благодаря этим контактам Анатолий Алексеевич принял решение защищаться в МГУ.
Защита оставила в Москве хорошее впечатление. Правда, его основной оппонент Г.В. Мальцев, не согласился с принципиальной постановкой вопроса диссертации, хотя в то же время и признал возможность научного направления, о котором говорил Матюхин в своей диссертации.
Прошлое
Во время учебы в Казахском государственном университете Анатолий был ленинским стипендиатом, но окончив в 1975 с отличием юридический факультет, он так и не смог попасть в аспирантуру.
Надев милицейскую форму, он начинает свою трудовую деятельность преподавателем Алма-Атинской средней специальной школы милиции. Молодой педагог читал самые разные дисциплины, от земельного права до теории государства и права.
Следующей ступенькой его карьеры становится Москва. С 1980 по 1983 г. Матюхин - аспирант кафедры теории государства и права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Его руководителем тогда был выдающийся ученый Олег Эрнестович Лейст, профессор кафедры теории государства и права юридического факультета МГУ.
В 1984 г. после защиты кандидатской диссертации, капитан внутренней службы Матюхин пять лет преподает на кафедре государственно-правовых дисциплин Карагандинской высшей школы МВД. Эта работа помогла ему окончательно сформироваться как педагогу.
В конце 80-х он возвращается в КазГУ на кафедру административного права, возглавляемую профессором Худяковым. Кафедра не была профильной, но в те годы она представляла собой довольно сильную структуру с точки зрения профессионализма. Коммунистическая система гнила, но эта кафедра стояла.
В то время Матюхин умудрился "схлопотать" два выговора по партийной линии. И самое забавное в этом то, что он никогда не был членом КПСС.
Первый такой случай был еще в МГУ.
На заседании парткома факультета ему был объявлен выговор за какую-то демонстрацию. Но когда он сказал, что не является членом партии, это было для всех присутствующих как "гром среди ясного неба". В те годы совершенно немыслимо было представить себе аспиранта МГУ, тем более приехавшего из Казахстана беспартийным, поскольку уже в самом факте поступления в аспирантуру МГУ был заложен принцип партийности.
В КазГУ, ученому секретарю Матюхину партком юридического факультета объявил выговор в связи с выбором на должность одного из доцентов юрфака. Заявление что он не является членом КПСС, стало для алма-атинцев не меньшим откровением. Здесь тоже никто не понимал, как можно быть принятым на кафедру, не являясь членом партии.
Но Матюхин не принимал всерьез все эти партийные собрания, заседания и выговоры. Он просто работал. Читал лекции, занимался наукой. Правда реакция на его лекции была самая разнообразная: от восторга до полного неприятия. Стало понятно, чтобы слушать и понимать таких людей как Матюхин, надо быть больше чем просто студент. В дальнейшем, он организует кружок "Методология юридического мышления". Этот кружок был настолько нестандартен, что вызвал в студенческой среде множество разговоров и споров, а слава о нем вышла далеко за пределы университета. В кружок приходили многие, но остались единицы. Занятия заставляли думать, рассуждать, поднимая далеко не студенческие проблемы. Это было, пожалуй, одно из самых ярких событий в жизни КазГУ того времени.
Методология и право
В середине 80-х произошло событие, которое повлияло на всю жизнь Матюхина. Он становится участником движения методологов.
Само методологическое движение выросшее из московского методологического кружка уже тогда имело серьезную практику. Его участники проводили множество мероприятий по всему Советскому Союзу. Список этих мероприятий впечатляет: общественно-экологическая экспертиза озера Байкал (1989 г.), экспертиза развития энергетической сети Сибири (1990 г.), экспертиза программ конверсии собственности Латвийской республики (1991 г.), методологические школы по праву в Юрмале, Свердловске и Душанбе, методологические игры, связанные с развитием города Омска и т.д.
Участие в этом движении дало большой импульс и создало очень мощный ресурс в развитии Матюхина как юриста, причем юриста ориентированного не только на вопросы теории, но и методологии.
С помощью методологических средств был организован знаменитый проект "Золотой кадровый резерв России" - поиск наиболее талантливой и одаренной молодежи, и осуществление соответствующих тренингов и мероприятий, направленных на их подготовку к организационно-управленческой и организаторской деятельности в новых условиях. Сейчас представители движения руководят различными консультативными структурами, финансовыми учреждениями и банковскими группами. В Правительстве России г-н Кириенко являлся одним из тех, кто активно использовал методологические ресурсы и средства.
Но движение не однородно и имеет различные внутренние течения и их лидеров. Сам Матюхин хотел бы думать о своей принадлежности к межрегиональной методологической ассоциации, руководителем которой является Сергей Валентинович Попов, профессор Московского государственного университета экономики. Это особое направление методологии, направленное на поиск базовых оснований мышления и деятельности, а сейчас и организации жизни. По одной из ее версий все изменения, происходящие в нашей жизни, осуществляются за счет энергии и деятельности их организатора. Сам организатор, или организаторы, могут быть незаметными, потому что становятся как бы элементами или частью организованного ими мира. Организаторы очень уязвимы, особенно в первый период, когда они беспомощны. Их, как правило, либо не воспринимают, либо ощущают, что ничего особенного в их действиях нет, и они никак не нарушают привычные стереотипы и правила поведения. Но проходит некоторое время, и все начинают принимать новую ситуацию, потому что другого выбора нет. Дальше возникают разные вещи, либо открытая борьба, либо противостояние, либо война, либо конкуренция, либо подкуп, либо поглощение. Это касается всех уровней жизни, как внутри страны, так и на мировой арене и разных сфер жизни, в том числе и правовой. Наша жизнь явно не стихийна, не безрассудна и не бессмысленна. Мы просто можем либо знать, либо не знать организаторов этой жизни. Это, к слову сказать, одно из достаточно серьезных направлений западной интеллектуальной жизни. Но на Западе вопросы в этой области только ставятся, а методология делает уже попытки найти ее основания, перемещая, таким образом, решение вопроса на качественно новый уровень. И в этом плане построение нового мира и его организация, то чем сейчас активно занимаются Соединенные Штаты в мировом масштабе, это все игры организаторов.
Игроков и организаторов жизни на разных уровнях и в разных пространствах, с разными условиями и ресурсами достаточно много. И каждый из них старается провести свою линию. Отсюда возникает потребность в анализе. Хочется понять, что это, и как это проявляется, допустим, в сфере права.
Именно поэтому Матюхин при помощи межрегиональной методологической ассоциации, организовал в "Адилете" программу по подготовке организаторов в сфере права. Провели большой конкурс, в котором участвовали почти все студенты. Из всей массы осталось только девять человек. Но как говорит сам ректор: "...если эти девять человек пройдут дальше, то они смогут составить в будущем очень мощное ядро. А если удастся превратить саму подготовку в некоторую технологию, то появятся юристы совершенно нового типа, юристы-организаторы. Сегодня предназначение юриста (в обычном понимании) быть обслуживателем заказов: политических, экономических, социальных или каких-либо других. То есть это специалист, который занимается оформлением существующего или желаемого, но не им самим, а другими активными деятелями жизни, порядка, отношений, условий этой жизни и т.д. Здесь же вопрос перемещается в другую плоскость, и ставится задача как из реальных жизненных отношений, сделать юридический прецедент. Но чтобы это не оставалось только на уровне нашего внутреннего понимания, а стало бы достаточно нормальным (с точки зрения норм) нормативным условием жизни".
Чтобы пояснить его слова приведем такой пример. Помните ситуацию, связанную с каналом НТВ. Из всего клубка страстей был найден простой выход, который удовлетворил в итоге всех. Была произнесена только одна простая фраза: "Долги надо отдавать". Против этого уже просто невозможно было возражать. Все согласились с этой фразой. И уже было непонятно причем здесь свобода слова и независимость, когда речь идет о элементарном денежном долге. Был найден пороговый и абсолютно для всех понятный принцип устройства жизни.
Так вот организатор имеет дело именно с такими сущностями, с сущностями которые признаваемы, но не всегда кстати проговариваемы. Мы это чувствуем, иногда внутренне понимаем, как устроена жизнь и в этой общественной игре играем. Но ведь эта игра имеет под собой определенную логику, определенные средства, определенные направления и цели. Правда ухватить их очень тяжело.
Увлечения
Ректор собирает марки. Раньше филателия была достаточно массовым явлением во всем мире. В Алма-Ате было одно из самых мощных филателистических обществ в СССР. Здесь можно было встретить прекрасные коллекции, и пообщаться с известными филателистами. Сейчас филателия находится не в самом лучшем состоянии и не развивается. Но Матюхин до сих пор остался предан своему увлечению, предан полностью и страстно. Он может зайти в какой-нибудь филателистический магазинчик и застрять там, на несколько часов, при этом, совершенно не замечая времени и того, что происходит вокруг. Однажды, коллега с которым он был в командировке в Токио, зная увлечения Матюхина, оставил его в таком магазинчике, а сам пошел прогуляться по городу и заблудился. Вернувшись часа через три он застал Матюхина все в том же магазине, рассматривающим марки. Увидев коллегу, Матюхин сказал: "Ну что, пойдем дальше", совершенно не заметив его отсутствия.
Благодаря маркам он увидел многие города мира, совершенно с другой стороны. Ведь филателия это не просто собирание, это целый мир, целая индустрия, которая ориентирована на высоко образованных и культурных людей, способных оценить эти маленькие шедевры и имеющие в этом плане какую-то страсть. На западе все филателистические центры располагаются, как правило, в престижных районах города. А люди которые туда приходят отличаются повышенной внимательностью и определенной утонченностью поведения. Матюхин твердо знает одно, если он целенаправленно ищет такое место за рубежом, то всегда окажется, во-первых - в очень приличном районе, во-вторых - в историко-культурном центре, где будет много другого соответствующего окружения: ресторанчики, музеи и старинные здания. Но как ни странно, это не всегда тот район, который посещается туристами.
"Адилет"
Летом 1992 года Матюхин и Вячеслав Марача (методолог из Москвы) ехали в поезде из Алма-Аты в Омск. Именно во время этой поездки, а точнее в результате их совместного обсуждения родилась идея создания частной школы права. Своими мыслями Анатолий Алексеевич поделился с профессором Худяковым, который пригласил участвовать в этой работе своего одноклассника Майдана Сулейменова. Майдан Контуарович в свою очередь привел своего близкого друга Юрия Григорьевича Басина.
Так начался новый этап в жизни Матюхина - создание школы права "Адилет".
Впоследствии, Матюхин подключил к работе и других известных ученых. Весь преподавательский состав это был его личный выбор. Матюхин брал на работу лишь тех, кому доверял. Тогда мало кто верил, что это дело по-настоящему окрепнет и встанет на ноги. И не верили надо сказать достаточно долгое время. Многие из его коллег параллельно работали в других проектах, программах, ТОО и прочих структурах, большая часть которых впоследствии лопнула, исчезла, укатилась в небытие, а "Адилет" остался жить. В этом проекте и проявился административный потенциал Матюхина. Правда, называть "Адилет" просто проектом нельзя, потому что здесь присутствуют элементы организации, которые перерастают в проекты и в планирование, а затем в поддержание и функционирование.
Ректор "Адилета" трудоголик и требует от людей такого же отношения к работе. Именно поэтому многие коллеги считают, что у него трудный характер. Были и такие, кто не выдерживал и уходил, с кем-то он расставался сам.
- Раньше я был резкий и бескомпромиссный человек, но за эти годы стал более терпимым и толерантным, - говорит он о себе.
Его жизнь - это его работа. Ему всегда тесно жить и работать в обозначенных границах и рамках. Но на вопрос, не хочется ли ему как профессионалу развиваться дальше (ведь созданная им, его коллегами и друзьями школа сегодня твердо стоит на ногах, она достаточно известна как в республике, так и за ее пределами) он отвечает: "Что имеем, не храним, потерявши плачем. Ресурсы, которые таит в себе существование "Адилета" далеко не исчерпаны. Я очень критически отношусь к тому, что уже нами сделано. Работы еще непочатый край. А "Адилет" по прежнему остается структурой, которая позволяет совершенствоваться и двигаться дальше".