Ежегодно во всем мире в дорожных авариях погибает 1,3 миллиона человек
О проблемах в сфере дорожной безопасности и путях их решения сегодня мы беседуем с заместителем председателя комитета дорожной полиции МВД Республики Казахстан полковником полиции Николаем Калашниковым.
- Николай Иванович, на ваш взгляд, насколько критична в настоящее время аварийная обстановка на дорогах страны?
- Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения актуальны не только в нашей стране, но и в мире. По данным ООН, ежегодно во всем мире в дорожных авариях погибает 1,3 миллиона человек и еще 50 миллионов человек получают травмы или остаются инвалидами. Безусловно, уровень безопасности на дорогах зависит от комплекса факторов. Это и техническое состояние автомобилей, и уровень организации дорожного движения, и многое другое. Но главный фактор - это низкая дисциплина водителей и пешеходов.
- Чем вы можете объяснить позитивную динамику сокращения аварий?
- На это в немалой степени повлияло принятие правительством страны трехлетнего плана по обеспечению безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы и выполнение на местах региональных программ. Необходимо также сказать, что с августа 2008 года значительно повышена административная ответственность водителей. Так, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии водитель лишается права управления сроком на два года, альтернативы этому нет. А при повторении данного нарушения предусмотрен административный арест (от 10 до 15 суток). За непристегнутый ремень или разговор по время вождения по сотовому телефону водитель подвергается штрафу в размере 5 МРП, а при повторении - 7 МРП. Помимо этого, регулярно проводим масштабные профилактические мероприятия «Дорога», «Автобус», «Внимание, дети!».
- В контексте нашего разговора не могу не коснуться непростых отношений дорожных полицейских и водителей.
- Действительно, это вечный вопрос. В течение последних 2,5 лет совместно с НДП «Нур Отан» проводим профилактическое мероприятие «Приемная на дороге», затем анализируем результаты. Эмоций и обвинений в адрес друг друга было очень много! Но потом наконец-то почувствовался диалог участников дорожного движения и сотрудника дорожной полиции. Это радует и обнадеживает.
Хотел бы отметить, что на сегодняшний день мы совершенствуем работу строевых подразделений дорожной полиции. Разработана новая инструкция органов внутренних дел по безопасности дорожного движения, в основе которой лежит переоценка тактики надзора, внедрение новых, более эффективных его методов. Личный состав дорожной полиции ориентируем на обеспечение безопасного и бесперебойного процесса движения. Обучаем персонал навыкам оказания доврачебной помощи до приезда «скорой».
- Какие новые информационные технологии сегодня используются в дорожной полиции?
- Здесь хотел бы сказать об эффективности применения автоматических систем фиксации нарушений правил дорожного движения. Кстати, Казахстан стал первой страной в СНГ, внедрившей автоматические системы фиксации нарушений ПДД еще в 2006 году. В настоящее время за счет средств местного бюджета в 15 городах страны внедрено 178 стационарных систем фиксации нарушений. Они работают на скоростных участках дорог, искусственных сооружениях с ограниченной видимостью, крупных перекрестках. Другим инновационным решением в сфере профилактики правонарушений на дорогах и повышения эффективности деятельности дорожной полиции является внедрение во всех подразделениях дорожной полиции автоматизированной информационной системы «Контроль» по учету административных правонарушений. Данная система позволяет вести жесткий учет нарушений ПДД, принимать к злостным нарушителям строгие меры, обеспечивая принцип неотвратимости наказания.
Плюс ко всему в ноябре прошлого года МВД и Минсвязи республики запустили механизм оплаты адмштрафов за нарушения ПДД через портал «электронного правительства». До конца текущего года появится возможность аналогичным образом оплатить штраф за нарушения, зафиксированные автоматическими системами фиксации.
- Расскажите о ближайших планах дорожной полиции.
- В этом году разрабатывается консолидированный законопроект «О дорожном движении», который объединит в себя закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения РК. В проекте закона есть норма о введении дополнительных категорий водительских удостоверений.
Нас очень серьезно беспокоит ухудшение качества подготовки водителей в автошколах. Сегодня в Казахстане действует около тысячи таких учебных заведений. В них в 2011 году уже прошли обучение и получили водительские удостоверения более 226 тысяч человек. Однако уровень подготовки водителей все же оставляет желать лучшего. Этот вопрос становится более актуальным в свете требований закона от 15 июля 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы», по которому вид лицензии на осуществление деятельности по подготовке, переподготовке водителей транспортных средств подлежит сокращению. Поэтому КДП совместно с территориальными управлениями дорожной полиции и учебными организациями предстоит выработать эффективные рычаги влияния на качество обучения водителей и пересмотреть типовые программы их подготовки.
Для улучшения информационно-технического обеспечения нами разработан проект отраслевой программы обеспечения безопасности дорожного движения на среднесрочный период. Проектом предусматривается приобретение и установка на улично-дорожной сети городов интеллектуальных систем контроля, совмещающих функции по фиксации нарушений ППД и интегрируемых в систему видеонаблюдения центров оперативного управления ОВД.
- А насколько защищены в социальном плане блюстители правопорядка на трассах?
- Профессиональная деятельность сотрудников строевых подразделений связана с пребыванием на улице по восемь и более часов. Работа в сложных условиях требует от сотрудников дорожной полиции не только знаний и умений, но и выдержки, а порой и мужества. За последние три года при исполнении служебных обязанностей погибло 7 сотрудников. Поэтому сегодня социальная защита не теряет актуальности. МВД предлагает вернуться к вопросу увеличения зарплаты сотрудников строевых подразделений ДП. Также необходимо обеспечить полицейских надбавкой за специальное звание, бесплатным проездом на общественном транспорте, выплачивать денежную компенсацию за санаторно-курортное лечение, обеспечить бесплатный проезд раз в год в отпуск. Но главное - обеспечить жильем. Плюс 50 процентов оплаты за содержание жилища и коммунальные услуги.
Татьяна КАЗАНЦЕВА, фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана