В Правительстве рассмотрели меры по повышению качества высшего и профессионального образования
В результате проведенного Министерством образования и науки исследования, был выявлен ряд недостатков системы профессионального и высшего образования. По словам министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, в Казахстане существует переизбыток кадров с высшим образованием и, наоборот, присутствует низкая доля лиц с профессионально-техническим образованием.
«Мы обучаем профессиям технического и профессионального образования (ТиПО) практически половину молодежи, но почти каждый второй из них (45 %) вместо будущей работы по специальности уходит учиться в вуз. В результате из экономики страны происходит массированный отток работников с профессионально-техническим образованием - их доля в ежегодном пополнении снижается до 27%», - отметил Б.Жумагулов.
Согласно представленному проекту «Дорожной карты», в течение трех лет в системе высшего образования пройдет оптимизация сети вузов на базе новых требований к качеству подготовки.
До конца 2011 года государственную аттестацию пройдут 8 вузов, в 2012 году - 22 вуза, 2013 году - 30 вузов. До конца 2011 года 17 вузов пройдут проверки на соблюдение законодательства РК об образовании и правил лицензирования образовательной деятельности, в 2012 году - 50 вузов, 2013 году - 45 вузов. Эти и другие меры позволят провести оптимизацию.
По данным Министерства образования и науки, Казахстан существенно опережает мировые темпы массификации высшего образования. К примеру, на 10 тысяч населения в Казахстане приходится 377 студентов, в Чехии - 147, Японии - 222, Великобритании - 272 студента.
Стоит также отметить, что в мире наблюдается устойчивый рост подготовки кадров с высшим образованием с темпом около 6% в год (65% за 10 лет). Для развитых стран с инновационной экономикой эта тенденция соответствует запросам рынка труда. Однако, в странах, где инновации на стадии становления, массификация высшего образования, по данным мировых аналитиков, приводит к негативным последствиям. Численность студентов в Казахстане на данном этапе оценивается как завышенная. За 10 лет (1997‐2007) число студентов выросло на 170% (в 2,7 раза).
По информации Министерства образования и науки, в настоящее время почти половина общего количества казахстанских студентов (46%) обучаются на заочном отделении. При этом в их числе с большим отрывом лидирует доля обучающихся на базе ТиПО (60%) и пока остается значительной доля на базе среднего образования. Число получающих второе высшее образование еще мало (18%). В итоге резко возрастает численность кадров с высшим образованием (58% ежегодного притока).
Наряду с этим, «Дорожная карта» предполагает ряд мер по сокращению контингента заочного обучения в вузах, такие как введение обязательного централизованного тестирования при поступлении выпускников ТиПО в вузы, повышение планки приема в вузы с 50 баллов ЕНТ до 60 (до 70 в национальные университеты) для повышения качества подготавливаемых кадров. Также предлагается вести лимит численности заочников в % от очного контингента, кроме обучения на базе высшего образования.
В ходе заседания Премьер-Министр Карим Масимов отметил, что осуществление дальнейших мер по повышению качества высшего и профессионального образования является поручением Главы государства.
«Это правильное направление, в котором надо двигаться, но вместе с тем надо обратить особое внимание на несколько моментов. Во-первых, те студенты, которые на сегодняшний день обучаются в вузах и могут попасть под оптимизацию, не должны пострадать. Студенты, которые начали учиться, продолжат это обучение. Не продумав эту часть, нельзя двигаться дальше», - сказал Карим Масимов, обращаясь к министру образования и науки Бахытжану Жумагулову.
По мнению Премьер-министра, необходимо обратить особое внимание на соответствие подготовки студентов специализации вузов с теми основными направлениями в государственных и отраслевых программах, которые определены как направления дальнейшего развития.
С учетом высказанных предложений МОН должно внести поправки в План и затем представить его на обсуждение в Правительство.