Какие положительные изменения принесет казахстанцам отмена домовой книги
На многочисленные вопросы читателей портала Zakon.kz по поводу отмены домовой книги ответили заместитель Председателя Комитета миграционной полиции МВД РК Серик Саинов и Председатель Комитета по ЦОНам Министерства связи и информации РК Бахыт Абишев.
- Зачем нужна сверка данных?
С.С.: Сверка данных необходима для актуализации базы данных физических лиц. Эта информация будет использоваться ЦОНами, государственными органами, банками второго уровня. Актуальность этих данных очень важна не только для предоставления госуслуг, но и при составлении избирательных списков, а также для социально-экономического планирования местными исполнительными органами. Также после сверки данных можно отказаться от использования книг регистрации граждан, называемых в народе «домовыми книгами». Но произойдет это не раньше третьего квартала следующего года, поскольку на этот период запланировано внесение изменений в законодательные акты.
- Как проверить адресные данные физического лица?
Б.А.: Вы можете пойти в ЦОН, взяв с собой «домовую книгу», а также проверить корректность данных на портале «электронного правительства». Для этого вам нужно войти на www.egov.kz, зарегистрироваться, затем в разделе «Граждане» - «Адресные сведения» нужно выбрать услугу «Проверка адресных данных физического лица». Далее пользователю необходимо ввести номер индивидуального идентификационного номера - ИИН и номер актуального документа (свидетельство о рождении, удостоверение личности). После отправки запроса система выдаст информацию о данном гражданине, содержащуюся в Государственной базе данных физических лиц, касающуюся места его регистрации. Эту информацию вам необходимо сравнить с данными «домовой книги». В случае, если ваши данные не совпадают, нужно обратиться в ЦОН. Хочу отметить, что работа по сверке также проводится через кадровые службы крупных предприятий, учебных заведений и государственных органов путем выезда мобильных групп.
- Что делать, если данные оказались неверными. К примеру, я живу на одной улице, а в базе указан адрес моей предыдущей прописки?
С.С.: В случае несовпадения ваших данных нужно обратиться в ЦОН. В Центре обслуживания населения будет произведена корректировка сведений о вас. Если вы являетесь обладателем удостоверения личности нового образца, то сотрудники миграционной полиции вам сразу же обновят данные на чипе, встроенном в удостоверении личности.
- Какие положительные изменения принесет казахстанцам отмена «домовой книги»?
Б.А.: Во-первых, если сейчас при обращении в ЦОН или государственные органы с вас требуют предоставить копию так называемой «домовой книги», то с выходом ее из обихода, такая необходимость отпадет. Информацию о месте регистрации гражданина оператор ЦОН или сотрудник государственного органа сможет получить самостоятельно из базы данных физических лиц, не запрашивая при этом лишних бумаг с гражданина. Доступ к этим данным получат также банки второго уровня. Благодаря этому они смогут не запрашивать у граждан адресные сведения. Однако, в некоторых случаях вместо копии «домовой книги» нужно будет предоставлять Адресную справку, которую можно будет получать как через портал «электронного правительства», так и в ЦОНе. К примеру, при оформлении потребительского кредита на приобретение какого-либо товара в торговой точке, вам надо будет вместо копии домовой книги предоставить сотруднику банка Адресную справку, так как у оператора не будет удаленного доступа к данной базе.
Хочу отметить, что и банки, и госорганы, и ЦОНы в том числе, получат только ограниченный доступ к базе: у них не будет возможности получать сведения обо всех гражданах одновременно.
- Не будет ли путаницы после отмены домовых книг? Не будут ли те, кто имеет доступ к базе самовольно прописывать людей в чужих квартирах?
С.С.: Государственная база данных физических лиц защищена от проникновения. Доступ к базе данных строго контролируется и имеется у ограниченного круга лиц. Все, кто имеет к ней доступ, имеют свои персональные ключи и несут ответственность за использование данной информации в соответствии с законодательством. Каждое обращение к системе, введение каких-либо изменений - все эти действия фиксируется системой. И в случае необходимости факт причастности того или иного струдника к изменению информации в базе данных можно легко проверить. Соответственно, можно отследить когда и кем гражданин был прописан, и имелось ли при этом согласие собственника жилья.
- А сможет ли владелец жилплощади проверить, какое количество жильцов прописано по его адресу?
Б.А.: Этот вопрос в настоящее время прорабатывается. До того момента, как домовые книги будут отменены, этот вопрос будет решен. Планируется, что гражданин сможет проверить кто прописан по его адресу с помощью портала «электронного правительства».
- Логично было бы предположить, что следующим шагом станет прописка через портал «электронного правительства». Возможно ли это?
Б.А.: Мы не исключаем такой возможности. В настоящее время в рамках рабочих групп по автоматизации и оптимизации госуслуг этот вопрос обсуждается со всеми заинтересованными госорганами.