«Атамекен» настаивает на введении переходного периода на установку тахографов
Поводом для обсуждения данного вопроса стал недавно прошедший в Алматинской области своеобразный флеш-моб работников пассажирских перевозок против законодательных требований об установке тахографов. Эксперты отмечают, что уже сейчас во многих регионах Казахстана создаются искусственные административные барьеры для автоперевозчиков для получения предпринимателями лицензий. Из-за отсутствия тахографов водители привлекаются к административной ответственности, а у собственников автотранспортных средств изымаются технические паспорта на транспорт.
Тахограф - контрольный бортовой регистрирующий прибор в составе транспортного средства, предназначенный для контроля и регистрации таких параметров как скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. Требование об оснащении некоторых видов автотранспорта цифровыми тахографами заложено в поправках в закон «Об автомобильном транспорте», принятых Парламентом и подписанных Президентом Казахстана в конце 2010 года.
Как показывает практика, в настоящее время имеются реальные проблемы с установкой тахографов и не налажена система с их обеспечением. В Казахстане деятельность по установке и обслуживанию тахографов осуществляют всего лишь 3 компании - ТОО «Интерэкс и К», Учебно-сертификационный центр КазАТО в Алматы и ТОО «Транс-Тахограф» в Павлодаре».
В «Союз «Атамекен» не раз обращались за поддержкой предприниматели и водители междугородних автобусов. Так, водители из Талдыкоргана жаловались на невозможность получения лицензии по причине того, что в продаже нет тахографов. Также в НЭП обращались руководители ассоциаций и предпринимателей по Алматинской области. В обращении отмечается, что органами транспортного контроля по Алматинской области не были созданы условия для ввода тахографов. В частности, отсутствуют: сервисные центры по установке тахографов и торговые точки по их продаже.
В ходе прошедшего Общественного совета эксперты «Атамекена» подчеркнули нелогичность всей ситуации, когда органы Министерства транспорта и коммуникаций РК еще не готовы к работе с тахографами, но от предпринимателей требуется немедленного исполнения.
Присутствовавший на совете председатель Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Адилет Барменкулов также подтвердил возникшие сложности с внедрением тахографов в Казахстане и их наличием и сервисным обслуживанием. По его словам, действительно была не достаточно активно проведено информирование автоперевозчиков о требованиях к установке тахографов.
Согласно поправкам в Закон РК «Об автомобильном транспорте» функционирование базы данных по электронным (цифровым) тахографам начнется с 1 января 2012 года. Закупки услуг по изготовлению карточек цифрового тахографа объявлены Министерством транспорта и коммуникаций РК только 9 августа 2011 года. А 9 сентября 2011 года был окончен прием заявок. Ни одна организация в Казахстане не изъявила желание изготовить такие карточки за 5 250 000 тенге. Таким образом, норма о цифровых тахографах вступила в силу 1 января 2011 года, а карточек цифрового тахографа все еще нет.
«По сути, данный вопрос внедрения тахографов берет свое начало с 2003-2005 годов, и за это время должны были быть созданы условия для поэтапного внедрения, но этого не случилось. Поэтому сейчас нужен переходный период для автоперевозчиков», - подчеркнул президент Союза адвокатов Казахстана Ануар Тугел. Более того, как отметил президент ОО «Союз защиты предпринимателей и собственников» Василий Резван, данные тахографы не прошли соответствующую сертификацию.
Также участники Общественного совета подчеркнули, что при разработке правил применения тахографов, не соблюдены нормы Закона РК «О частном предпринимательстве». А именно, что сроки введения в действие нормативного правового акта должны устанавливаться исходя из сроков, необходимых субъекту частного предпринимательства для подготовки к осуществлению деятельности в связи с новыми требованиями. Порядок и сроки введения в действие нормативных правовых актов не должны наносить ущерб субъектам частного предпринимательства.
Вместе с тем, не осуществлены меры по оценке последствий принятия нормативного правового акта. В результате имеет место нарушение прав предпринимателей, так как не была определена количественная потребность (объем рынка) в тахографах в РК.
По итогам Общественного совета было решено направить обращение в Министерство транспорта и коммуникаций РК о принятии оперативных мер, направленных на решение проблемы по оснашению тахографами транспортных средств, осуществляющих междугородные межобластные, межрайонные (междугородные внутриобластные) и внутрирайонные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, а также по вопросу проведения проверок субъектов частного предпринимательства со стороны органов транспортного контроля.