Жанаозень нельзя сравнивать с киргизскими революциями и столкновениями 1989 года - эксперты
Как бы не разнились оценки экспертов, уверены они, у «кровавой пятницы» существуют общие, всё те же постсоветские идеологические корни «левой» ориентации. Коммунистическая, социалистическая, социал-демократическая и иная «социальность», основана на групповой фиксации и борьбе различных классов общества, а не на индивидуальной конкуренции. Индивидуальная конкуренция в мирной форме разрешает проблему ограниченности материальных ресурсов на основе рынка как расширенного порядка взаимодействия.
Нельзя поддерживать узкие, групповые формы конкуренции в обществе (монополии, профсоюзы) когда они направлены на препятствование рынку, свободе личности и индивидуальной конкуренции (компаний и людей), иначе конкуренция перерастёт из мирных форм в насильственные. Групповые формы давления должны применяться только в отношении групповых, общих дел (в том числе контроль над выборными процедурами), а не в отношении частных дел.
«Например, повышение зарплаты должно решаться с работодателем каждой личностью в отдельности, на основе известной только ей альтернативной стоимости своего труда. А с подсчётом денег в чужих карманах надо проститься раз и навсегда, так как равенство в оплате, как и любое равенство, это изначально несправедливая цель, которая неизбежно нарушает идею равноправия самых разных людей, выполняющих даже одну и ту же работу по-разному, в зависимости от прирождённых и приобретенных способностей. К сожалению, большинство населения и партий (включая правящую) имеет социал-демократическую или национал-патриотическую ориентацию. При этом совершенно неразвиты классический либерализм и либерально-демократические ценности, которых сознательно придерживается не более 3% Казахстана. Мало кто знает, что «либеральные» государства берут на себя заботу о человеке не менее «социальных», и вовсе не попустительствуют нарушению правопорядка. И либерализм как доктрина не умер, несмотря на то, что некоторые либеральные режимы престали быть либеральными и под либерализмом порою имеют ввиду больше троцкизм (лагерь Обамы)», - говорят они.
Массовое насилие и грабежи в Жанаозене 2011 года были преднамеренны, декларировались заранее. Цель организаторов провокации - вызвать огонь на поражение со стороны полиции и тем самым необратимо нарушить гражданское (национальное) согласие. Эта провокация должна была сломать складывающийся сценарий преемственности власти, под который могли консолидироваться разрозненные элиты Казахстана. И эта цель на текущий момент достигнута ценой радикализации, деградации и дискредитации в глазах населения забастовочного движения. А сколько-нибудь реальной, и без того слабой, оппозиции нанесён непоправимый политический ущерб. Все политические провалы правительства в области либерализации государства и гражданского общества перечёркнуты тем, что конструктивная оппозиция неосмотрительно поддерживала непримиримую социальную забастовку оралманов, которую радикальная оппозиция использовала в деструктивных целях.
«Учитывая террористические угрозы исламистов, социальная база правящей партии теперь должна резко вырасти и стать стабильной как никогда. Теперь уже, даже если выборы будут честными, победитель с подавляющим большинством ясен как божий день. Обывателям осталось только на него молиться. Но это не имеет сейчас значения, потому что Правительство в угоду стабильности «любой ценой» пошло «на поводу» у забастовщиков, сменив руководство Самрук-Казыны. Элиты дезориентированы, и вряд ли теперь объединятся к моменту завершения эпохи Первого Президента. Так мы можем потерять стабильность, ибо она невозможна без общечеловеческих ценностей, объединяющих общество», - говорят они.
Манипулирование либеральными ценностями в угоду митинговщине и охлократии, которые посредством демократического правила большинства грубо нарушают естественные права и свободы человека, в нашей стране пока одержало верх. Уголовное преступление всегда есть нравственный поступок отдельной личности и не может быть оправдано науськиваньем провокаторов, профессией или личной обидой. Ты можешь судиться, уволиться, переехать в другой город, чтобы найти другую работу, написать критическую статью или объявить голодовку, но ты не имеешь права преступать законную свободу других лиц. Аргумент «что сверху нарушают закон, значит, и я могу пойти на криминал» - глубокое нравственное заблуждение. Эмоциональный самоконтроль и сознательные поступки отличают человека от обезьян.
«Нам, нельзя отступать назад, в коммунистическое прошлое. За идеей равенства нет будущего. Свобода личности, равноправие людей и единство разнообразия - вот достойные цели нашей вновь зарождающейся Казахской Нации, гражданской общности, состоящей из многих национальностей. Нам для этого нужны честные выборы, в том числе и на местах, а не нарушение частной собственности и общественного порядка. Нам нужен рынок во всём, и не только в экономике. В этом наша справедливость, и в этом вопросе мы все должны стать адайцами», - подытожили эксперты.