«САМРУК-ҚАЗЫНА»: новые вызовы и задачи
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Всегда старается помогать людям, насколько это в его силах, правильно расставлять жизненные и профессиональные приоритеты.
В людях ценит честность, порядочность, дисциплинированность.
Обеспокоен проблемой организации детского, юношеского досуга и таких социальных болезней, как наркомания и алкоголизм среди молодежи. Придерживается позиции увеличения числа спортивных школ, возрождения домов юного техника.
Изречение англичан, которое было сформулировано ими после первой мировой войны: «В войне - решительность, в поражении - вызов, в победе - великодушие, в мире - благожелательность» - очень импонирует нашему сегодняшнему герою. Считает, что жизнь проста, и порой мы сами ее усложняем. Владеет казахским, русским и английским языками. Любимые сайты - Zakon.kz, Википедия, Лента.ру, РБК.
Беседу ведет Торгын НУРСЕИТОВА, фото Игоря БУРГАНДИНОВА
ЖУРСУНОВ Рустам - директор юридического департамента акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына». Родился в 1976 году в Усть-Каменогорске. Окончил с отличием Казахский государственный юридический университет по специальности «правоведение», Казахскую государственную академию управления по специальности «финансы и кредит». Стажировался в Токио, Вене, Москве. Работал в юридической фирме «GRATA», в разное время был заместителем директора юридического департамента Министерства государственных доходов, заместителем директора правового сопровождения проектов ЗАО «МНК «КазМунайТениз», исполнительным директором по правовому консалтингу, генеральным директором ТОО «КМГ-Консалтинг», председателем правления Совета партнеров ТОО «Olympex Advisers», управляющим директором по правовым вопросам АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз». Член правления Казахстанской ассоциации юристов нефтегазовой отрасли, Королевского Института Арбитров, Республиканской палаты налоговых консультантов, наблюдательного совета Казахстанской ассоциации независимых директоров.
- Рустам Манарбекович, расскажите о своей семье, в которой Вы родились, кем были Ваши родители?
- Думаю, на подобные вопросы многие ответят, что они родились в замечательной семье. Я не являюсь исключением. Моя мать - инженер, отец по образованию скульптор. Кем я стал - в большей степени заслуга семьи. То воспитание и багаж знаний, которые они мне передали, являются неоценимым подарком в моей жизни. Базисы, которые были определены для меня в стенах родного дома, повлияли на мое становление, на выбор жизненного пути, на выработку принципов, прошедших испытание временем. В нашей семье всегда чтили и соблюдали добрые обычаи, традиции, учили уважать старших, заботиться о младших, не лениться, много работать, получать знания.
- Вы женаты?
- Да. Моя супруга - это мой надежный тыл, в котором я могу быть твердо уверенным, она всегда меня поддержит. Нашей дочери недавно исполнилось три года. Она у нас настоящая красавица и, несмотря на столь юный возраст, очень умная.
- Вы достаточно молоды, но, несмотря на это, добились хорошего карьерного роста. Кто или что Вам помогает?
- Учителя, преподаватели - это не просто люди, которые обучают тебя. Учитель - это человек, который оказывает огромное влияние на твое мировоззрение, когда с малых лет, идя по ступенькам получения образования, из ребенка превращаешься в мужчину. Лекции, наставления, многочасовые беседы с такими людьми дали мне очень много. В настоящих учителях есть та настоящая магия преподавания, когда накопленные знания передаются от наставника ученику. Общаясь с людьми, которых по праву можно назвать профессионалами своего дела, я всё больше убеждался, что с выбором профессии я не ошибся.
А на самом деле с самого детства мне крупно повезло - с родителями, друзьями, теми людьми, которые встречались на моём пути. Все они были для меня опорой и стимулом, чтобы становиться лучше.
- Не буду спрашивать о Ваших успехах, они итак видны, достаточно посмотреть Ваше резюме. Допускали ли Вы в профессиональной деятельности ошибки, о которых сожалеете или из которых извлекли хороший урок?
- У кого-то из писателей-фантастов - не помню точно, у кого - есть рассказ, повествующий о машине, которая знала ответы на все вопросы. Вот только пользу она не принесла. А все дело было в том, что люди неточно формулировали вопросы, и машина их просто не понимала. Люди действительно не всегда правильно могут обозначить свои цели, задачи, касающиеся их самих, их дальнейшей жизни. Не хочу сказать, что я всегда четко ставил вопросы, расставлял приоритеты и в любых ситуациях принимал верные решения. Были ошибки, были промахи, были падения, однако я не позволял им сломать себя. Делал выводы и шел дальше.
- То есть рецепт профессионального удовлетворения от Рустама Журсунова - не сдаваться?
- Да. Возможно, вы знаете, что самая короткая речь за всю историю публичных выступлений принадлежит сэру Уинстону Черчиллю, и, по мнению некоторых людей, это его лучшая речь.
Когда ему было уже за девяносто, его пригласили прочитать доклад в университете. Войдя в зал, Черчилль увидел тысячи людей, все хотели услышать величайшего человека своего времени. Руководитель вуза представил Черчилля как значительнейшего из всех ныне живущих англичан. По его словам, в своем выступлении Черчилль должен был подвести итоги всей своей жизни, поделиться опытом... Черчилль вышел на трибуну и после продолжительных оваций начал и закончил свою речь словами: «Никогда, никогда, никогда, никогда, никогда не сдавайтесь!»
- Здорово! А я бы еще добавила: никогда не падайте духом, не опускайте руки. Это очень важно в жизни. Интересно, какие слова Вы не говорите начальству и коллегам, если хотите сохранить с ними хорошие отношения?
- Своему начальству и коллегам я никогда не скажу лжи. Для нашей профессии открытость и чистота в деловых отношениях являются основополагающим этическим фактором. К счастью, на моем пути встречаются очень грамотные специалисты и просто отличные ребята. Людей неискренних я вижу сразу, и с такими стараюсь не общаться, не поддерживать профессиональных отношений. Для меня нет ничего хуже, чем разочароваться в человеке.
- Вот Вы общаетесь с молодыми интересными людьми, хорошо их знаете. Скажите, пожалуйста, есть ли среди молодых казахстан-цев настоящие реформаторы, интеллигенты?
- Казахстанская земля интеллигенцией не обделена, у нас есть умные прогрессивные личности как среди старшего поколения, так и среди молодого, есть среди моих друзей и знакомых, которые уже сейчас мыслят совсем по-другому. Приятно общаться с такими людьми, у которых есть мечта, есть какая-то цель в жизни. Это люди с огнем внутри, они задумываются о жизни, хотят и могут сделать ее лучше, заботятся о благосостоянии своих детей и внуков, думают о процветании своей страны.
Реформаторы тоже есть, но есть и прожектёры. К примеру, у нас иногда много говорят о том или ином проекте, но, к сожалению, ни один из них не «выстрелил». А ведь реформа должна проводиться не ради реформы, должны быть содержание, результат - вот что важно.
- В каких сферах жизни, на Ваш взгляд, мы особенно должны придерживаться морали и права?
- Нет таких сфер жизни, где мы можем не придерживаться норм морали и права. Право и мораль представлены не в виде какой-то кнопки, на которую мы можем нажать, и эти дефиниции перестанут для нас существовать. Это первостепенно. Мой отец говорил мне, что в любой ситуации и при любых обстоятельствах в первую очередь нужно всегда оставаться человеком, верным своим убеждениям.
- Рустам Манарбекович, давайте, перейдем к главной части нашей беседы - к Вашей профессиональной деятельности. Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» создан 13 октября 2008 года, то есть ровно три года назад. При этом были поставлены цели - повышение конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики, упреждение факторов возможного негативного влияния, изменений на мировых рынках на экономический рост Казахстана. Есть ли уверенность, что эти цели будут достигнуты?
- Если бы не было уверенности, что эти цели будут достигнуты, тогда бы не было смысла работать в этом направлении, можно просто уходить. Ни для кого не секрет, что значительная роль в реализации новых задач отводится фонду, который в настоящий момент реализует крупнейшие индустриальные проекты, прорабатывает новые. Многое еще предстоит сделать, но в то же время уже проделана колоссальная работа, результаты которой и вселяют ту уверенность, о которой вы говорите.
- Насколько мне известно, действует отдельный закон, регулирующий деятельность Фонда «Самрук-Қазына». Нуждается ли он в пересмотре, внесении каких-то изменений, дополнений?
- На момент образования фонда его приоритетными задачами являлись участие в стабилизационных программах Правительства, оказание поддержки банковской системе, завершение объектов строительства, финансирование субъектов малого и среднего бизнеса, содействие в развитии рынка ипотечного кредитования, поддержка казахстанских товаропроизводителей. Три года назад тесное взаимодействие между Правительством и фондом - управление в так называемом «ручном режиме» - было оправдано, что, разумеется, нашло отражение в Законе «О Фонде национального благосостояния», акценты были смещены на управление фондом непосредственно единственным акционером.
На сегодняшнем посткризисном этапе перед фондом стоят уже несколько иные задачи, например, увеличение долгосрочной стоимости организаций, входящих в его группу. Основополагающим фактором является эффективное управление переданных государственных активов в целях повышения их долгосрочной стоимости. Необходимо развивать компании, входящие в группу фонда, которые являются локомотивами казахстанской экономики для повышения их производительности, создания новых рабочих мест, повышения стоимости их акций, внедрения в их деятельность управленческой и финансовой прозрачности.
Естественно, для достижения поставленных целей необходимо пересмотреть Закон о ФНБ. Законопроект в новой редакции уже разработан и проходит согласование в соответствующих государственных органах. Он направлен на внедрение в группе компаний фонда наилучшей практики корпоративного управления, предоставление фонду и организациям группы возможности самостоятельного принятия решений по текущим вопросам хозяйственной деятельности на основе принципов прозрачности и транспарентности.
- С момента образования объединенный Фонд «Самрук-Қазына» больше был занят антикризисным процессом, занимался, к примеру, проблемами в банковском секторе, проблемами с недвижимостью, с неплатежеспособными должниками банков и так далее. Какие антикризисные программы удачно реализованы, и получили ли они полное правовое сопровождение?
- В то время я не возглавлял юридический департамент, но могу сказать, что сопровождение всех процессов выхода из кризиса проходило на качественном правовом уровне. Фактически завершена реализация антикризисной программы. Благодаря принятым мерам удалось не только пройти острую фазу кризиса, сохранив экономический рост, но и поддержать малый и средний бизнес, завершить начатое строительство жилья, рефинансировать ипотечные долги многих сограждан, обеспечить дальнейшее развитие экономики в сторону ускоренной индустриализации и модернизации.
В рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы (ГПФИИР) фонд реализует 42 проекта, в том числе 21 проект, за которые отвечает БРК, на общую сумму 22 млрд. долларов. Это составляет более половины всех инвестиций, предусмотренных проектами, включенными в ГПФИИР. При этом фонд обеспечивает львиную долю инвестиций в такие отрасли, как энергетика, нефтепереработка и инфраструктура, химия и фармацевтика и др. Реализация проектов ГПФИИР позволит на время строительства создать более 32 тысяч рабочих мест.
С учетом всех программ поддержки малого и среднего бизнеса профинансировано около 11,5 тысячи проектов, создано и поддержано более 22 тысяч рабочих мест. Почти каждый пятый кредит малому и среднему бизнесу выдан банками второго уровня за счет средств «Самрук-Қазына». Думаю, результат налицо.
Всего через фонд «разморожено» строительство 45 жилых комплексов, решены проблемы более 10 000 дольщиков. Сегодня нами прорабатываются вопросы завершения строительства ряда проблемных объектов с помощью Фонда недвижимости «Самрук-Қазына» и Фонда стрессовых активов. Все это сухие цифры, но за ними, поверьте, стоит титанический труд сотрудников фонда и его дочерних организаций.
Что касается банковского сектора, то в данном направлении нами ведется усиленная работа.
- К слову, насчет жилья... Чтобы не создавать дефицит первичного жилья и не ухудшить социальную ситуацию, Правительство сейчас готовит новую программу, оператором которой, скорее всего, будет «Самрук-Казына». Как будут улучшаться жилищные условия ка-захстанцев, что будет с программой «Арендное жилье»?
- Государственная программа «Арендное жилье» реализуется через местные исполнительные органы, она действует, и никто ее не отменял. Вместе с тем Фондом недвижимости с 2010 года осуществляется реализация приобретенного жилья в рамках антикризисной программы через различные механизмы - прямая продажа юридическим лицам, аренда и аренда с выкупом.
По поводу дефицита первичного жилья могу сказать, что в рамках Программы жилищного строительства на 2011-2014 годы Фондом недвижимости планируется начать в этом году реализацию пилотных проектов по строительству новых объектов для апробации наших механизмов и начала новой широкомасштабной программы строительства жилья эконом-класса. Сейчас прорабатывается соответствующая нормативная правовая база, и готовятся наши предложения для включения в Государственную программу развития жилищного строительства.
- Когда в нашей стране будет выстроена такая правовая система в экономике, которая бы не сдерживала, а, напротив, подстегивала деловую активность бизнеса?
- Казахстан является правовым государством, и система, о которой вы говорите, уже сформирована и функционирует в нормальном режиме.
К примеру, не так давно был презентован законопроект о государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, согласно которому законодательно закрепляется предоставление таких мер господдержки, как кредитование, субсидирование ставок по кредитам, лизинговое финансирование, гарантии по займам, инвестиции в уставные капиталы, инновационные гранты, возмещение затрат по продвижению товаров, работ и услуг на внутреннем рынке, на внедрение производственных и управленческих технологий.
В этом вопросе законодатель не стоит на месте, он своевременно реагирует на складывающиеся тенденции в мировой и национальной экономике. Фонд и его группа компаний со своей стороны принимают активное участие в этих процессах. Сейчас мы смотрим на мировую экономическую систему совсем иначе. Выработан более системный подход. Тяжело этого не заметить.
- Есть предложение на примере развитых стран разработать предпринимательский (коммерческий) кодекс, в значительной степени ориентированный на обеспечение деловых свобод бизнесу и защиту от необоснованного преследования. Нужен ли нам такой кодекс?
- Нам нужны кодексы, но, сомневаюсь, что предпринимательский кодекс к таковым относится. В целом я за кодификацию, систематизацию. Принятие же предпринимательского кодекса рождает больше вопросов, чем ответов. Его сторонники ссылаются на то, что такой кодекс успешно функционирует, скажем, в Германии, Франции, Испании. Конечно, это не главный аргумент, но все же ни в одной из постсоветских стран, кроме Украины, такой кодекс не принят. Также он не принят во многих странах романо-германской правовой системы. Скажем, нашему ближайшему соседу - России - не удалось внедрить у себя систему дуализма частного права, хотя попытки были, и работа в данном направлении ими по-прежнему ведется. Сейчас, насколько мне известно, в Государственной думе Российской Федерации идут обсуждения по возможности имплементации отдельных элементов англо-саксонской правовой системы (shareholder agreement, indemnity и пр.) в гражданское законодательство, отсутствие которых негативно влияет на настроения крупных западных инвесторов. То есть, я не спорю, опыт зарубежных стран - это хорошо, и мы должны на него опираться, но прежде чем заимствовать, надо детально изучить его, проанализировать, рассмотреть со всех сторон.
Также хотелось бы сказать о том, что нами в рамках рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства и повышения эффективности деятельности юридических служб компаний группы фонда подготовлено и направлено письмо со списком кандидатов для включения их в состав рабочей группы по разработке предпринимательского кодекса, чтобы они могли выразить свое мнение относительно данного вопроса.
- Рустам Манарбекович, а что это за рабочая группа, о которой Вы только что упомянули?
- Эта группа создана совсем недавно, в мае этого года, по инициативе председателя правления фонда, в ее состав входят руководители юридических служб наших крупных дочерних и зависимых организаций. Это своего рода площадка, где мы можем рассмотреть возникающие правовые (и не только) вопросы. За сравнительно короткое время мы успели обсудить многие юридические проблемы, касающиеся деятельности фонда и его дочерних организаций, и прийти к общему знаменателю. Это и закупки, и повышение уровня корпоративного управления, и претензионно-исковая, договорная работа и так далее. В связи с этим в рамках данной рабочей группы созданы рабочие подгруппы по разработке внутрикорпоративной безопасности фонда и его группы компаний по совершенствованию правил закупок фонда, по экспертизе законопроектов по вопросам тарифоо-бразования, естественных монополий и регулируемых рынков, по разработке методологии оценки юридических служб и определению их КПД.
Кроме того, создан и функционирует Экспертный совет по правовым вопросам, куда входят видные ученые и практики в области юридической науки. В ближайшее время планируется внедрить практику автоматизации бизнес-процессов по договорной и претензионно-исковой работе в ДЗО фонда.
Также мы поднимали вопросы правового менеджмента, эта тема в последнее время очень актуальна. Оценка правовых рисков, институт Compliance, договорная работа - это вещи, которые мы не можем игнорировать. Без их учета рядовой гражданин, предприятие, в мультипликативном эффекте государство могут нести большие убытки. Работа в данном направлении ведется, но какие-то локальные изменения, на уровне нескольких компаний, не дадут должного эффекта. Должна пройти глобальная реформа, и в первую очередь в системе образования.
- «Самрук-Қазына» много работает над повышением уровня корпоративного управления, частью которого являются прозрачность, открытость, взаимодействие с внешними пользователями информации и вообще со всеми заинтересованными сторонами. Можно ли сказать, что деятельность фонда по-настоящему приняла доступный характер?
- Да, определенная работа по этому вопросу уже проделана, но при этом многое еще предстоит сделать.
Что касается корпоративного управления, то в 2009-2010 годах фондом в партнерстве с международно-признанной консалтинговой компанией KPMG была проведена диагностика систем корпоративного управления в своих дочерних и зависимых компаниях. По результатам 2009 года в ряде компаний фонда были выявлены слабые звенья систем управления, и определены действия по исправлению ситуации и реализации мер по совершенствованию корпоративного управления. Как показала практика 2009-2010 годов, результаты рейтинга фонда оказались максимально приближенными и сопоставимыми с рейтингом Standard & Poor's. Так, ряд компаний фонда получил рейтинг Standard & Poor's на уровне 5 баллов (по 10-балльной шкале), аналогично результатам диагностики, проведенной фондом.
Прозрачность и высокий уровень финансового менеджмента являются важным компонентом корпоративного управления. Сегодня фонд реализует масштабную многоэтапную программу по улучшению качества финансового менеджмента в своих дочерних компаниях. Сокращение сроков предоставления отчетности, повышение уровня ее достоверности, автоматизации процессов... Акцент в данной работе сделан именно на эти вещи. Также большое внимание уделяется стратегии развития фонда и его группы компаний. В этом году фонд продолжает работу по повышению уровня корпоративного управления. Рейтинг корпоративного управления определен в качестве ключевого показателя деятельности как для менеджмента компаний, так и для курирующих управляющих директоров фонда. Как вам известно, рейтинг GAMMA с этого года не присваивается, но это не значит, что работа по повышению уровня корпоративного управления в фонде и его группе компаний прекратилась. В стратегиях развития дочерних компаний определена цель по достижению к 2020 году всеми дочерними компаниями как минимум 75-процентного соответствия требованиям лучшей практики корпоративного управления.
- В Казахстане появляется новый слой -собственники, участники фондового рынка, точнее, Народного IPO. Имеет ли этот проект законодательную поддержку, как будут защищаться права и интересы инвесторов? Вызовет ли оно доверие у населения, которое, к несчастью, уже убеждалось, что подобного рода проекты не всегда могут завершиться честно.
- Из самого названия нашего холдинга - Фонд национального благосостояния - следует, что мы нацелены на конкретный результат. Программа Народное IPO как нельзя более точно отражает нашу стратегию в этом вопросе. В ходе ее реализации компании-кандидаты на участие в Народном IPO должны будут усовершенствовать систему корпоративного управления, приняв наиболее эффективные модели руководства, улучшить информационную прозрачность, ведь после процедур IPO и размещения акций компания обретает статус публичной. Крупнейшие казахстанские компании будут задавать тон, способствовать развитию корпоративной культуры в стране. Вместе с тем у рядовых граждан будет возможность приобрести акции компаний-кандидатов. Экономический рост компаний может способствовать повышению материального благосостояния наших граждан.
Народное IPO - масштабная программа Правительства, в ходе которой населению будет предоставлена возможность приобрести акции ведущих компаний. Начиная со второго полугодия 2012 года на Казахстанскую фондовую биржу будут постепенно выводиться дочерние компании фонда. Ожидается, что этот процесс даст положительный эффект по ряду направлений: за счет более активного участия населения в биржевой деятельности будет формироваться инвестиционная культура в стране, будет дан стимул развитию инфраструктуры KASE, усовершенствуются принципы корпоративного управления, за счет диверсификации финансового сектора улучшатся и общие макроэкономические показатели.
Доверие населения к программе станет одной из главных составляющих ее успеха и будет основываться на понимании программы, ее целей и механизмов. Поэтому планируется запуск обширной информационно-образовательной кампании, которая поможет населению понять не только возможности, но и риски, связанные с процессом владения акциями. Проект был одобрен Правительством, и в настоящее время некоторые его аспекты, в том числе касающиеся вопросов защиты прав инвесторов, отражены в соответствующем законопроекте, который находится на согласовании в государственных органах.
В части доходности, прибыльности участия в акционерном капитале компаний золотые горы никто никому не обещает. Для населения это, скорее, альтернативная возможность инвестировать свободные средства и диверсифицировать источники доходов, при этом, конечно же, не забывая о рисках.
Что касается механизмов функционирования, то существует инфраструктура рынка, четко зафиксированная в законах и правилах, которая минимизирует мошенничество, обман.
- Что обязательно должен знать человек, покупая акции и становясь одним из совладельцев компании, участником фондового рынка? И вообще насколько просвещено население о рисках и вознаграждениях, связанных с владением акциями?
- Независимо от того, является ли объект инвестиций участником Народного IPO или нет, всегда стоит помнить о том, что акции - не банковский депозит, и поэтому гарантий доходности здесь нет. Основной характеристикой котировок акций является их волатильность, и никто не может дать гарантию постоянного повышения цены. Население должно четко осознавать весь спектр факторов, влияющих, как на рост, так и на падение цены на акции: макроэкономические тенденции, конъюнктура отрасли, финансовые и производственные показатели компании, поведение и взгляды руководства и так далее. Совокупность этих и других факторов и определяет стоимость ценных бумаг на рынке.
- Глава ФНБ «Самрук-Қазына» Тимур Ку-либаев сообщил, что уже выбраны иностранные и казахстанские консультанты, которые в середине лета должны были объявить об окончательных планах грядущего размещения акций среди населения. Лето прошло, наступила осень. Где планы? Если большинство нацкомпаний все же не готово к Народному IPO, то может ли его проведение быть отложено до следующего года?
- Планы консультантов были одобрены советом директоров «Самрук-Казына» 21 июля, после чего были направлены на рассмотрение Правительства. В начале сентября Программа была принята, и в настоящий момент ведется работа по ее реализации. В частности, компании первого эшелона находятся в процессе назначения консультантов, включая инвестиционные банки и юридические компании, для подготовки всей необходимой для листинга документации. При определении времени листинга учитывалась степень готовности каждой из компаний, но окончательное решение о запуске IPO будет основываться и на четкой оценке рыночной обстановки на момент проведения каждого из листингов.
- Смогут ли накопительные пенсионные фонды покупать акции компаний, выходящих на IPO, и будет ли от этого выгода вкладчикам?
- Да, вкладчики НПФ могут получить определенную пользу. При грамотном и взвешенном распределении инвестиций пенсионными фондами и благоприятной рыночной ситуации акции компаний, возможно, будут расти. Мгновенного эффекта ожидать не стоит, так как пенсионные инвестиции - это долгосрочные инвестиции. Инвестиционный доход НПФ с инвестиций в акции компаний, выходящих на IPO, будет косвенным образом влиять на пенсионные активы вкладчика, поскольку инвестиционный доход распределяется между всеми вкладчиками конкретного фонда и выплачивается вкладчику по достижении пенсионного возраста наряду с другими пенсионными накоплениями. Так как у НПФ появятся дополнительные инструменты для инвестиций, это позволит им диверсифицировать свои портфели. Обязательная диверсификация портфелей уже регулируется законодательством, поэтому с этой точки зрения Народное IPO представляет НПФ дополнительные возможности. Здесь опять же стоит учитывать, что не может быть гарантий прибыли от акций компаний, выходящих на IPO, но в НПФ есть специалисты, оценивающие риски всех инвестиционных вариантов.
- По словам господина Кулибаева, IPO предоставит казахстанцам возможность участвовать в акционерном капитале ведущих компаний страны, улучшит инвестиционный климат, даст толчок развитию фондового рынка и диверсификации экономики страны в целом. А что будет, если стоимость акций национальных компаний после их размещения на Народном IPO будет падать, ведь это может вызвать негативные социальные волнения в обществе?
- Особенность торговли акциями заключается в постоянном изменении цены, что не всегда означает рост. Все эмитенты на какой-то стадии проходят через период спада, обусловленного рядом факторов, зависящих как от общих корпоративных показателей, так и детерминантов вне влияния отдельных компаний, таких как общие тенденции на рынке, состояние глобальной экономики. В этом вся сущность биржевой деятельности, и участники Народного IPO - не исключение. С точки зрения логики, компании выбраны крупные, перспективные, с надежными финансовыми показателями, то есть был заложен фундамент для положительной ценовой динамики. Тем не менее это не отменяет рисков и вероятности падения цены на акции. Надеемся, что в ходе образовательной кампании население будет подготовлено к подобной динамике и сможет адекватно оценивать рыночную ситуацию.
- Какие изменения необходимо внести в законодательство для успешной реализации идеи Народного IPO?
- Устранение правовых барьеров в целях успешной реализации программы Народное IPO является для нас приоритетом. Основным принципом, которым мы должны руководствоваться при внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты в рамках ее реализации, является то, что Правительство должно оставаться контролирующим акционером в компаниях-кандидатах. В первую очередь это касается компаний, которые являются стратегическими объектами или в собственности которых находятся такие объекты.
Нами сформирован пакет предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие отраслевое законодательство (законы «О недрах и недропользовании», «О железнодорожном транспорте», «Об электроэнергетике», «О транспорте»). Также изменения коснутся и подзаконных нормативных актов, правил Казахстанской фондовой биржи. Поскольку речь идет о фондовом рынке, то, думаю, ни для кого не будет открытием, что какая-то часть изменений затронет и финансовое законодательство. Соответствующая комплексная работа в данном направлении ведется государственными органами совместно с представителями компаний группы фонда и самого фонда.
Если говорить о сроках, то мы надеемся, что процесс внесения изменений будет завершен не позднее середины ноября этого года, поскольку поправки касаются участия в программе частных и институциональных инвесторов, позволят повысить транспарентность и конкурентоспособность крупнейших отечественных компаний.
- Спасибо за столь содержательный ответ. Общаясь с Вами, невольно складывается впечатление о Вас как о человеке, свободно владеющим информацией и знаниями не только в юридической сфере. Благодарю Вас за интервью.
- Спасибо.