Есть варианты решения проблемы удорожания билетов «Эйр Астаны» - К.Мами
«В ходе заседания Сената Парламента 5 апреля текущего года было высказано обращение по поводу удорожания стоимости авиабилетов национальной компании «Эйр Астана» и о необходимости объяснения по данному факту со стороны Правительства.
Бюро Палаты, обсудив данное обращение, пришло к выводу, что в рамках существующего законодательства есть варианты решения данной проблемы. В связи с этим направлен депутатский запрос на имя Премьер-Министра Масимова К.К.», - сказал он.
Напомним, авиакомпания «Эйр Астана» проинформировала о повышении цен на авиабилеты на внутренних рейсах.
С 5 апреля 2012 года в целях компенсации роста цен на авиационный керосин вводится топливный сбор, который приведет к повышению цены на авиабилеты на внутренних рейсах авиакомпании «Эйр Астана» в среднем на 16% .
В компании пояснили, что в 2011 году были введены в действие поправки в Закон РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», действие которых отменили государственное регулирование цен на авиационный керосин. «Введение данного нормативного правового акта на фоне дефицита авиационного керосина на внутреннем рынке Казахстана привело к резкому скачку цен на авиатопливо. Отпускная цена на керосин в 2012 году увеличилась на 200% по сравнению с 2010 годом.
Такой рост сделал цену на авиатопливо в Казахстане одной из самых высоких в мире. Соответственно ожидается, что в 2012 году затраты авиакомпании на авиатопливо увеличатся на 61% по сравнению с 2011 годом, и составят цифру 30% от общей суммы расходов авиакомпании. Рост цен уже привел к тому, что за январь-февраль 2012 года авиакомпания понесла убытки в размере 10,9 млн. долларов США», - сообщает «Эйр Астана».
Расходы на авиатопливо являются крупнейшей статьей расходов во всех авиакомпаниях мира, включая «Эйр Астану». В 2012 году о своем банкротстве объявили такие авиакомпании, как венгерская Malev, испанская Spanair, австралийская Air Australia и американская авиакомпания American Airlines. В качестве единственной причины банкротства данные авиакомпании объявили рост цен на авиатопливо. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) оценивает общие потери авиакомпаний мира в 2012 году по причине увеличения цены на авиатопливо в цифру 6 млрд. долларов США. Даже некоторые из наиболее успешных международных авиалиний, таких как Cathay Pacific, Singapore Airlines, Lufthansa и Emirates сообщили о большом снижении прибыли в 2011 году. Вторая крупнейшая авиакомпания Европы- Air France-KLM также объявила об убытках, равных 850 млн. евро.
«Для того чтобы частично компенсировать рост цен на авиатопливо в зарубежных авиакомпаниях принята практика введения топливного сбора, зависящего от колебания цен на авиакеросин. До сегодняшнего дня Казахстан являлся единственной страной в мире, в которой не было топливного сбора на внутренних воздушных линиях, данный сбор взимался только на международных рейсах. Однако в Законе РК «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации» закреплено понятие топливного сбора и право авиакомпаний на его взимание. Согласно п.9 ст.76 данного закона, «топливным сбором является сбор, взимаемый авиакомпанией с целью компенсации роста затрат на авиационное топливо в период действия тарифа на перевозку, при расчете которого данный рост учесть не представлялось возможным». После детального изучения вопроса «Агентством по регулированию естественных монополий», аналитики данного регулирующего органа пришли к заключению о необходимости повышения цен на авиабилеты на внутренних маршрутах с целью компенсации роста цен на авиатопливо», - говорится в сообщении «Эйр Астаны».
«Введение топливного сбора на внутренних рейсах является вынужденной мерой для авиакомпании «Эйр Астана». Тарифы авиакомпании оставались неизменными с 2002 года, и мы делали все возможное, чтобы оптимизировать затраты авиакомпании, при этом продолжая вкладывать средства в обучение персонала, усовершенствование инженерно-технической базы и модификацию авиалайнеров, благодаря чему «Эйр Астана» является одной из самых надежных авиакомпаний в СНГ. Данный шаг позволит авиакомпании частично компенсировать рост цен на авиакеросин и оставаться приверженной высоким принципам безопасности, надежности и регулярности вылетов» - комментирует ситуацию президент АО «Эйр Астана» Питер Фостер.
Сегодня в авиакомпании «Эйр Астана» существует более 500 видов тарифов. Подобная практика принята и в других авиакомпаниях мира. Тарифы авиакомпании варьируются от минимального тарифа экономкласса до максимального тарифа бизнес-класса. Также существуют специальные тарифы для пенсионеров и молодых людей до 25 лет и промоушн-тарифы, которые гораздо ниже обычного тарифа экономкласса. Общая стоимость билета формируется из тарифа авиакомпании, аэропортового и топливного сборов.
В целом, стоимость авиаперелета «Эйр Астаной» на любом направлении складывается из следующих составляющих
30% - керосин и ГСМ
16% -персонал
5% - расходы на пассажиров
11% -лизинг воздушных судов и запчастей
14% -техобслуживание судов
1% -налоги и таможенные платежи
4% -навигация и метеообслуживание
12% -аэропортовое и наземное обслуживание
6% -продажи
1% -прочие расходы