Как залатать дыры на таможне
Чиновники планируют сократить бумажную волокиту, навести порядок на таможенных постах и в очередной раздают обещание бороться с коррупцией.
О том, как будут «латать дыры» в прохудившейся системе и кто дестабилизирует ситуацию на «Хоргосе» и «Кордае», мы спросили у главы Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК Мажита Есенбаева.
Начальник таможни поделился своими мыслями о том, как навести порядок на границе. Он предложил сократить количество требуемых документов с предпринимателей на таможне с 12 до 4, перенести взимание косвенных налогов из таможни в налоговую, ввести принцип доверия декларанту, поверив на слово предпринимателям о заявляемой таможенной стоимости, сократить количество таможенных постов. И разобраться с теми, кто дестабилизирует ситуацию на «Хоргосе». Но за все эти блага обещал жесткий спрос с тех, кто не оправдает доверие…
- Очень много нареканий идет со стороны бизнеса на работу таможенных органов, - сказал Мажит Есенбаев. - Естественно, если мы хотим использовать наш транзитный потенциал, мы должны упрощать, создавать условия для участников внешне-экономической деятельности (ВЭД). Мы предлагаем определенную степень свободы, но взамен выдвигаем ряд требований к самим участникам ВЭД, к таможенным представителям, перевозчикам. И это должно исполняться, иначе у нас граница будет дырявая.
- Какие преобразования будут на таможне?
- Ряд видов деятельности, таких, например, как сбор косвенных налогов, мы отдаем Налоговому комитету. Много вопросов сразу снимется как для бизнеса, так и для Таможенного комитета. Упрощается процесс сдачи налогов, а именно - НДС. Благодаря этому мы сможем избежать проблемы двойного налогообложения, на что часто жалуются предприниматели.
- Будут сокращены таможенные посты?
- У нас 107 постов, из них 25 - на внешней границе. Это больше, чем требуется, надо разобраться, где эффективная работа, а где скрытые теневые схемы...
- Действительно, на «Хоргосе» есть 50-60 человек, которые дестабилизируют ситуацию, мы знаем, кто там подстрекает, кто заставляет переносчиков бегать с мешками. Мы взяли это на контроль. Призвали всех делать все по закону. Если полагается в месяц провезти 50 кило в мешках, то, будьте добры, перевозите в пределах этой нормы. Если идет автобус, не надо его забивать мешками и потом еще говорить таможенникам: не проверяйте. Мы будем выдерживать нормы закона. Если хотим сделать «Хоргос» соответствующим мировым стандартам, то необходимо посмотреть его оснащение и материальное обеспечение. И в ближайшее время мы там порядок наведем, хотя многие бы хотели сделать, чтобы ситуация была нестабильная.
- На посту с Киргизией идет поток контрабанды - какие меры собираетесь принять?
- Мы с моим коллегой из Киргизии договорились, что будем совместно администрировать границу «Кордай». Будет введен новый пост «Карасу» в апреле, который соответствует международным стандартам. Это позволит снизить нагрузку на «Кордае». Особенно в части пропуска автомобильного транспорта и физических лиц. Рядом мы сформировали центр таможенного оформления, будут создаваться условия прохода по зеленому коридору, чтобы быстро и в скоростном режиме это делать.
- А «теневые коридоры» на границе - что будет с ними?
- Мы их вскрываем, если у вас есть какой-то пример, вы нам скажите, есть у вас такой пример «теневого коридора», а то вы так говорите голословно… Случаи обнаружения контрабанды и незаконного провоза того или иного товара мы вскрываем и озвучиваем.
- Почему у нас такой беспредел на таможне?
- Почему беспредел? Это те моменты, которые мы сейчас устраняем. Будем решать эти вопросы.