Назарбаев предложил иностранным инвесторам участвовать в возрождении Шелкового пути
«Уважаемые коллеги, друзья, сегодня я хочу предложить вам вместе начать масштабный проект новый Шелковый путь» - сказал Назарбаев в ходе 25 пленарного заседания совета иностранных инвесторов при президенте Казахстана во вторник.
По его словам, Казахстан должен возродить свою историческую роль и стать крупнейшим деловым транзитным хабом Центральноазиатского региона, своеобразным мостом между Европой и Азией.
Результаты реализации этого мегапроекта к 2020 году: объем транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти в два раза с дальнейшим доведением его как минимум до 50 миллионов тонн, считает он.
«С учетом вышесказанного, поручаю правительству совместно с вами, члены Совета иностранных инвесторов, обсудить все указанные направления и до конца текущего года разработать комплексный план реализации проекта «Казахстан - новый шелковый путь», - распорядился глава государства.
«Почему именно Казахстан? Первое это выгодное географическое положение. Сегодня в мире идет процесс глобализации, поэтому этот фактор немаловажен», - пояснил он.
Казахстан, располагаясь в самом сердце евразийского континента, связывает крупнейшие рынки Китая, Европы, России, стран СНГ, обеспечивает транспортные маршруты в страны Центральной Азии и Персидского залива. «Это выгодно инвесторам, гарантируя им связь между производством потреблением. Через Казахстан проходят крупнейшие транснациональные маршруты Север-Юг, Запад-Восток, Юго-восточная Азия, Центральноазиатский регион», - сказал президент.
По его словам, наблюдается постоянный рост грузопотоков. «Эти потоки связывают теперь уже вторую мировую экономику Китая со станами ОЭСР, - отметил он
По его данным, ожидается, что к 2020 году объем торговых операций между сопредельными с Казахстаном странами вырастет в полтора раза и достигнет одного триллиона долларов. Годовой объем внешней торговли между Китаем и Европой уже сейчас превышает 500 миллиардов долларов при среднегодовом росте 8%, к 2020 году он составит уже 800 миллиардов долларов. «Транзитный маршрут из Китая в Европу через Казахстан имеют неоспоримое преимущество. Он значительно короче по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал», - уверен Назарбаев.
Наряду с этим, подчеркнул глава государства, существует прямой доступ к рынкам Таможенного союза. «Первые годы работы уже показали абсолютную выгодность (проекта), товарооборот между нашими странами возрос на 40%», - сказал Назарбаев.
К тому же, по его мнению, в Казахстане имеется благоприятный инвестиционный климат.
Наряду с этим, добавил президент, в республике отмечается политическая и экономическая стабильность. «За 20 лет независимости мы смогли значительно укрепить мир, согласие во многонациональной и многоконфессиональной стране, которой является Казахстан», - добавил Назарбаев.
«Как мы сможем реализовать столь масштабный проект? Мое видение - это создание на ключевых транспортных коридорах Казахстана единого комплекса хабов международного уровня, торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического», - рассказал он.
Президент отметил, что конкурентные преимущества предлагаемого проекта «Новый шелковый путь» будут основаны на реализации принципа нескольких С: скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность. «В результате их территориальной и функциональной взаимоувязки должен возникнуть синергитический эффект, именно это должно стать главным источником конкурентного преимущества нового шелкового пути по примеру Дубаи и Сингапура. Главный его элемент - транспортно-логистический хаб - будет развиваться на базе уже создаваемой мультимодальной транспортно-логистической компании при «Казахстан Темир Жолы», на базе международного торгового центра «Хоргос» - я собираюсь на днях посетить этот объект и объявить, что мы его завершили, начинаем работать. Также на западе Казахстана будут реализованы проекты по расширению морпорта Актау, строительства логистического центра в Актобе, они станут западными воротами республики и выходом на прикаспийский регион, в Россию и далее в Европу. Мы быстро строим коридор Западная Европа - Западный Китай, завершим его к 2015 году, будет продолжена работа по расширению пропускной способности железнодорожной сети страны», - заключил глава государства.