Сегодня
Парламент Казахстана представляет собой
сильный профессиональный законодательный орган
Трудовую деятельность начал в 1973 году инженером-экономистом на заводе приборов и конденсаторов в г. Кузнецке Пензенской области РСФСР, затем был призван в ряды Вооруженных Сил СССР.
После армии вернулся на родину, в Казахстан. За десять лет прошел трудовой путь от инструктора Шортандинского райкома до второго секретаря ЦК комсомола Казахстана.
С 1985 по 1991 год был первым секретарем Кокчетавского городского комитета Компартии Казахстана и одновременно (с 1990 года) - председателем Кокчетавского городского совета народных депутатов.
В 1991-1993 годы работал заместителем председателя Государственного комитета Казахской ССР по делам молодежи, физкультуре и спорту, заместителем министра туризма, физической культуры и спорта.
С 1993 по 1999 год работал в общественных организациях. Являлся доверенным лицом Н.А. Назарбаева по г. Алматы в период выборов главы государства в 1999 и 2005 годах.
С 1999 по 2004 год - депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан второго созыва, с 2004 по 2007 год - депутат третьего созыва.
В октябре 2004 года избран заместителем Председателя Мажилиса Парламента
Республики Казахстан. Одновременно, с 2006 по 2009 год, являлся заместителем
Председателя Ассамблеи народа Казахстана.
С 2007 по 2010 год - депутат
Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвертого созыва.
В сентябре 2007 года избран заместителем Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
В марте 2010 года Указом Президента Республики Казахстан назначен на должность акима Акмолинской области.
С января 2012 года - депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан пятого созыва, заместитель Председателя Мажилиса Парламента.
Член политсовета народно-демократической партии «Нур Отан».
Награжден орденами «Знак Почета», «Парасат», «Достық» I-й степени, орденом СНГ «Содружество», восемью медалями, Почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР.
Беседу ведет Торгын НУРСЕИТОВА, фото Игоря БУРГАНДИНОВА
- Сергей Александрович, говорят, в одну реку нельзя войти дважды, а Вы вошли. С девяностых годов Вы практически не перестаете быть парламентарием, были и просто депутатом, и уже третий раз избираетесь заместителем Председателя Мажилиса. Кто Вас, извините, продвигает?
- Думается, если мне удалось чего-либо добиться в жизни, то во многом благодаря добросовестному отношению к работе и хорошему, уважительному отношению к людям, независимо от их ранга, должности и возраста. И еще умению держать удар, так как в жизни всякое бывало. Считаю, что конструктивизм, дальновидность, умение находить компромиссы должны быть неотъемлемыми качествами настоящего политика.
В то же время по принципиальным вопросам всегда иду до конца и решаю их. И словом, и делом. При этом в своей профессиональной деятельности избегаю голословных обещаний. Французский писатель Андре Моруа как-то очень удачно выразился: «Случается, конечно, что демагогическая политика приносит успех, но успех этот эфемерен… В конечном итоге только честные политики одерживают долговечные победы».
- В свое время Вы были вторым секретарем ЦК комсомола Казахстана. У меня лично о комсомоле остались самые лучшие воспоминания. Это была мощная сила, комсомол многое давал в плане морально-нравственного, этического воспитания, идейно закалял нас. Испытываете ли Вы ностальгию по комсомолу? Не хотели бы Вы, чтобы его возродили, но уже в новой форме, применительно ко дню сегодняшнему?
- Разделяю Ваши чувства и мысли. В школе, институте, армии я всегда занимался комсомольской работой, естественно, на общественных началах. Горжусь тем, что работал и на ответственной освобожденной комсомольской работе. Скажу откровенно и о том, что сейчас, по моему мнению, по степени влияния на молодежь ни одна молодежная организация и близко пока не подошла к ВЛКСМ. Да, согласен, времена несравнимые, но убежден, что в молодежной политике никогда нет и не было второстепенных вопросов. В то же время одно несомненно: таких альтернатив в любых вопросах - овладении знаниями, выборе жизненного пути, свободе мысли, слова, общения, наконец, определении гражданских позиций - у нашего поколения все же не было. И здесь сегодняшней молодежи по-хорошему можно позавидовать. Такая среда делает молодых людей грамотными, целеустремленными, компетентными. И пусть они совсем не похожи на нас, но в своем желании жить в цивилизованном обществе они такие же, как и мы. А ведь именно эту цель преследует наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев, призывая и старшее поколение, и молодых людей вместе строить будущее страны. В том, что люди поддерживают курс главы государства, и видится эффективность осуществления реформ по оздоровлению общества.
- Многие Ваши личностные качества заслуживают уважения. Кто Вас таким вырастил - школа или семья?
- Я родился и вырос в простой рабочей семье, у меня родители были достойными людьми, я их глубоко любил и почитал. Отец мой очень рано потерял родителей и воспитывался в детском доме. Ветеран Великой Отечественной войны.
Мама многие десятилетия проработала на одном рабочем месте - инспектором Шортандинского райстатуправления. Родители все сделали для того, чтобы нас, троих сыновей, вырастить, выучить, собирали деньги на учебу, что называется, по крохам, чтобы мы получили высшее образование, стали хорошими, уважаемыми в обществе людьми. Горжусь тем, что оправдал их надежды, в свое время защитил кандидатскую и докторскую диссертации, имею ученое звание профессора. Скажу откровенно и честно: и в детские, и в юношеские годы, да и сейчас, в уже зрелом возрасте, живу и строю жизнь по заветам родителей. Поражаюсь их уму, житейской мудрости, высочайшему трудолюбию... Если чего-то в жизни и достиг, то именно и только благодаря своим родителям. Это однозначно.
И, конечно же, огромное уважение и благодарность испытываю к своим учителям из Шортандинской средней школы. Всех их до сих пор прекрасно помню, глубоко уважаю, и очень высоко ценю. К сожалению, время берет свое, практически никого из них не осталось уже в живых. Убежден, что первый самый главный багаж знаний, любовь к Родине, патриотизм, упорство в достижении цели заложила во мне именно средняя школа, мои замечательные учителя.
- Вам повезло быть доверенным лицом Нурсултана Абишевича Назарбаева, причем дважды - в период выборов главы государства в 1999 и 2005 годах. Что Вы могли бы сказать о нашем Лидере?
- Наш лидер - современный и уверенный, уважаемый во всем мире государственный деятель, обладающий умением раскрыть сложнейшие идеи в самых простых словах и дать глубокий анализ конкретной обстановки при сочетании проницательной гибкости и дерзновенной смелости ума. Именно способность чувствовать реальность и время, принимать верные решения, а также иметь твердый взгляд на перспективы, силу и энергию вести страну к новым горизонтам развития - стиль нашего лидера, основа его харизмы и искреннего доверия к нему народа.
Убежден, что в жизни каждого казахстанца Нурсултан Абишевич очень много значит. Ведь именно благодаря главе государства эффективно проведено динамичное и качественное обновление всех сфер жизни казахстанского общества, в результате чего Казахстан стал экономически крепким, современным демократическим государством, идущим своим уникальным путем развития.
В целом же для меня большая честь - участвовать в реализации всех стратегических идей и инициатив главы государства, быть причастным к позитивным и преобразующим процессам, происходящим сегодня в стране.
- В недавнем прошлом Вы были акимом Акмолинской области. Вам понравилась эта работа? Что нового привнесли Вы на этой стезе?
- Еще раз подчеркну, что для меня Акмолинская область - родная. Здесь я появился на свет, здесь рос, работал на ответственных должностях в районных, городских и областных структурах. Со своей малой родиной никогда не порывал связей, всегда живо интересовался судьбой своих земляков, коллег, друзей и сверстников. Старался по мере возможности знать, что нового происходит в родном поселке, районе, регионе в целом, какими заботами и чаяниями живут люди.
Для меня непреложна аксиома: государственный служащий всегда и везде должен руководствоваться прежде всего государственными интересами и быть патриотом своего края. Посему руководить этим регионом для меня было двойной ответственностью - и перед главой государства, и перед людьми.
Важно, что Акмолинская область, издавна имеющая репутацию аграрного края, постепенно стала обретать статус агропромышленный, что стало возможным благодаря успешной реализации инициированной главой государства программы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана, «Дорожной карты бизнеса-2020», проектов по созданию Продовольственного пояса вокруг столицы Астаны, Стратегии занятости населения, проектов по развитию жизнеобеспечивающей и социальной инфраструктуры.
На карте начали появляться новые, весьма значимые производственные и социальные объекты. Делалось все возможное для создания новой модели экономики области - экспортоориентированной, нацеленной на эффективность и конкурентоспособность.
С первых дней работы в области на всех уровнях жестко поднимал и вопросы о благоустройстве, озеленении и санитарной очистке всех населенных пунктов. Благоустройство - это ведь не просто посадка деревьев и вывоз мусора. За этим стоят такие приоритетные задачи, как обеспечение людей качественной питьевой водой, теплом, электроэнергией, автобусным сообщением, товарами первой необходимости и т.д. Во всех населенных пунктах нужно было развивать сферу услуг, открывать общественные бани, парикмахерские, объекты бытового обслуживания, мастерские, теплые санузлы в школах. Что активно и делалось.
- Помогает ли Вам ученая степень доктора политических наук, профессора в повседневной практической деятельности?
- Безусловно, помогает. В частности, в свое время основательно изучил историю возникновения политических партий, специфику их развития в зарубежных странах, проблемы, возникающие на этом пути, поэтому имею четкое представление о том, что необходимо делать государству, обществу в целом для политической модернизации.
- Ваша карьера складывалась удачно. Каких высот хотелось бы Вам достичь еще, о чем мечтаете?
- Как можно дольше быть востребованным в обществе и быть всегда полезным для семьи, родных и близких, для друзей.
- Вы поддерживаете отношения с одноклассниками, сокурсниками и с друзьями по комсомолу? Обращаются ли они к Вам за помощью, и как Вы это воспринимаете - стараетесь понять и помочь, возмущаетесь, или никак не реагируете?
- Скажу откровенно, раньше общались более тесно. Но, к сожалению, как кто-то верно подметил - «все меньше друзей остается на свете, все дальше костры, что когда-то зажег». Говорю так потому, что у меня было очень много друзей и среди представителей более старшего поколения. Среди моих друзей люди и из детства, юности, самых разных возрастов и профессий. Не приемлю дружбу и общение с людьми на основе конъюнктурных соображений. Меня связывают с друзьями общение, работа, совместные занятия спортом, досуг, общие интересы, общее понимание жизненных ценностей.
- Вы прошли большой путь. Скажите, пожалуйста, как, по-вашему, можно наилучшим образом прожить в этом мире, чтобы быть счастливым?
- Быть настойчивым и целеустремленным в достижении цели. В свое время, будучи еще школьником, мне хотелось быть руководителем района; удалось поработать и руководителем города, и руководителем региона. Когда учился в вузе, то хотел заняться научной деятельностью. Это тоже удалось осуществить. Впоследствии возникшее желание заняться профессиональной депутатской деятельностью также достигнуто.
- Какие жизненные ценности Вы исповедуете, какими принципами не поступаетесь никогда?
- По жизни я реалист, «розовых» очков не ношу, привык смотреть правде в глаза. Хочу верить, что никогда никого не предавал.
- Какой случай из Вашей жизни запомнился навсегда?
- Таких случаев много. Знаю, что судьба меня бережет и у меня есть свой ангел-хранитель. В 2001 году был в Америке на одном из небоскребов Всемирного торгового центра буквально накануне великой трагедии, когда самолеты террористов протаранили эти башни. Промедли судьба немного, протяни время…
- Недавно я прочла афоризм, который мне понравился: «Все люди приносят счастье. Одни - своим присутствием, другие - отсутствием». К какой из этих категорий Вы могли бы отнести себя?
- Сложный вопрос. Хотелось бы верить - присутствием.
- Ваши достоинства?
- Могу сказать, что имею достаточный жизненный и профессиональный опыт, хорошо знаю Казахстан, проблемы его регионов. Честно, добросовестно, кропотливо, напряженно и с интересом работаю в Парламенте.
- Ваши недостатки?
- К сожалению, никогда не забываю недостатки других людей. Никогда не прощаю предательства. Правда, этого никому не показываю. И мало все-таки уделял внимание своей семье в силу загруженности по работе. Хотя главное для меня в жизни - это семья, благополучие и здоровье моих детей и внуков.
- Интересно, какой Вы дома?
- Обычный.
Штрихи к портрету
Сергей Александрович в свое время окончил музыкальную школу по классу баяна. Также играет на гитаре и фортепьяно. В свободное время всегда занимается спортом. Регулярно посещает бассейн, зимой ходит на лыжах, любит прорубь, пешие прогулки по столице Астане. Занимается также верховой ездой, настольным теннисом. Много читает, изучает языки.
В одежде предпочитает деловой стиль.
Супруга Лидия Борисовна - пенсионерка. Дети Наталья, Олег и Ольга работают в бизнес-структурах. Растут трое внуков.
Любимый фильм - «Место встречи изменить нельзя».
Любимый актер - Владимир Высоцкий.
Любимые книги - историческая, политическая литература, мемуары.
Любимые писатели и поэты - Александр Пушкин, Лев Толстой, Евгений Евтушенко, Василий Шукшин, Олжас Сулейменов, Владимир Высоцкий.
Любимые изречения - «Сильнее всех - владеющий собой» (Сенека), «Дорогу осилит идущий».
Любимые ТВ-передачи - новостные, аналитические программы.
Любимый город - Астана.
Любимый запах - степной.
Любимая машина - Мерседес.
Любимое животное - лошадь.
- Сергей Александрович, начало этого года ознаменовалось выборами парламентариев. Вы довольны обновленным составом мажилисменов?
- Прежде всего хотел бы отметить, что итоги прошедших парламентских выборов в январе 2012 года свидетельствуют о всенародной поддержке проводимого Президентом страны политического курса. В результате выборов в Мажилис сформирован многопартийный Парламент. Это стало важным шагом в модернизации политической системы Казахстана. Народ Казахстана проголосовал за стабильность, единство и взаимопонимание в обществе, за те партии, которые предложили конкретные дела и позитивные программы. Думаю, наличие трех партий в Мажилисе будет способствовать межпартийной конкуренции, что, в свою очередь, повлияет на повышение качества законотворческой деятельности.
Сегодня в обновленном Мажилисе есть представители всех регионов страны, всех социальных слоев, возросло количество женщин. Как вы знаете, от Ассамблеи народа Казахстана в Мажилис также избраны девять депутатов, и они получили реальные рычаги влияния на законодательный процесс в части соответствия законопроектов обеспечению межэтнического согласия, толерантности и равноправия. На мой взгляд, состав депутатов Мажилиса обладает необходимыми качественными характеристиками для успешной законодательной работы, он обновился более чем на 65 процентов.
Нам предстоит работа по реализации программ, которые были заявлены партиями в период избирательной кампании. И сделать это надо, обеспечив условия равноправного обсуждения инициатив и учета всех точек зрения. Уверен, что депутатский корпус внесет свой посильный вклад в своевременную и качественную реализацию поручений главы государства и дальнейшее законодательное обеспечение устойчивого развития государства.
- Что стало главным итогом январских выборов? Стали ли они еще одним важным шагом в модернизации экономики и общественно-политической системы, образования и здравоохранения страны?
- Сейчас, после парламентских выборов, тяжелейшего мирового кризиса можно смело утверждать, что в Казахстане стабильная общественно-политическая ситуация, а сами выборы в конечном итоге консолидировали общество. У нас создана прочная экономическая база, которая позволила системе не просто выстоять в условиях серьезных политических вызовов, а уверенно идти вперед.
В рамках антикризисных мер, принятых Правительством Казахстана по поручению главы государства, основательно поддержана и банковская система, тем самым сохранено доверие людей к этой сфере. В то время, когда многие развитые страны все еще занимаются восстановлением разрушенных от финансовых потрясений хозяйств, у нас в 2011 году экономический рост составил 7,5 процента, а ВВП на душу населения превысил 11 тысяч долларов.
Государство не только не сократило социальные расходы, но за три года вдвое повысило зарплаты и пенсии казахстанцев. Страна добилась значительных успехов в области улучшения инвестиционного климата, трудоустройства, повышения уровня жизни населения. Достаточно быстро модернизируются системы образования и здравоохранения.
Считаю нужным подчеркнуть и тот непреложный факт, что результаты выборов совпали с ожиданием большинства населения. Власть показала себя уверенной и одновременно гибкой, умеющей прогнозировать ситуацию и добиваться поставленных целей и задач. А ведь только в стабильной ситуации можно проводить реформы и обеспечивать динамичное экономическое и социальное развитие.
В настоящее время перед Парламентом стоят новые задачи, поставленные главой государства в Послании, - обеспечить меры по углублению социальной и экономической модернизации. Осуществить их будет не просто, так как современный мир претерпевает серьезную системную трансформацию. В связи с этим перед Парламентом в ближайшие годы будут стоять два определяющих фактора - это развитие правотворчества и повышение профессионализма парламентариев.
- Сможет ли обновленный Парламент в ближайшие годы стать такой действенной политической силой, которая, как подчеркнул глава государства, была бы способна взять на себя ответственность за будущее страны, стабильность общества и его всестороннюю модернизацию?
- Думаю, что да. Тот факт, что в результате выборов в Мажилис в нем работают депутаты от трех партий - народно-демократической партии «Нур Отан», демократической партии «Ак жол» и Коммунистической народной партии - стал важным шагом в модернизации политической системы страны. Как вы знаете, в истории Казахстана выборы на основе пропорциональной избирательной системы проведены второй раз, и это стало своеобразным тестом на зрелость политических партий. Народ Казахстана проголосовал за стабильность, единство и взаимопонимание в обществе, за те партии, которые предложили конкретные дела и позитивные программы. Предназначение Парламента заключается в том, чтобы отражать имеющиеся в обществе взгляды и позиции, обеспечивать открытый обмен идеями, мнениями, предложениями, принимать законы, необходимые для стабильного развития. И сегодня есть все условия для того, чтобы повышать роль Парламента в жизни государства.
Отмечу и то, что ни одно важное событие в жизни общества, стоящее на повестке дня, сегодня не остается без внимания парламентариев. Насколько эффективной будет работа Парламента в дальнейшем, покажет время. А пока могу лишь сказать, что пятый созыв является уникальным и по своему составу, и по тем условиям, в которых ему приходится работать, и по тем задачам, которые определены на годы вперед, но стоят перед нами уже сегодня, и по тому грузу ответственности, что лежит на нас, депутатах.
Конечно, со дня выборов времени прошло немного, всего лишь три месяца, но уже можно утверждать, что присутствие трех партий в Мажилисе вносит в его деятельность элемент межпартийной конкуренции, что, в конечном итоге, позитивно скажется на качестве законотворческого процесса. Сегодня возникают совершенно новые социально-экономические условия, а это значит, что правотворчество будет одним из главных, определяющих факторов развития общества. Не учитывать этого нельзя. Именно Парламент призван профессионально в рамках демократических процедур трансформировать запросы общества в нормы законодательства. И здесь у нас один путь - стремиться к тому, чтобы законотворческая деятельность активно способствовала решению проблем, стоящих перед страной, была эффективной, содействовала улучшению социального самочувствия казахстанцев.
- Это не простые задачи, как с ними справиться?
- На мой взгляд, во-первых, действия депутатского корпуса при этом должны быть открыты и ясны обществу, способствовать повышению доверия к Парламенту. Во-вторых, особое внимание надо обратить на рост профессионализма депутатов и авторитета Парламента в целом. В-третьих, необходимо настойчиво укреплять обратную связь с населением, развивать каналы взаимообмена как по линии «власть - общество», так и в векторе «центр - регионы». Как вы знаете, глава государства в нынешнем Послании народу страны подчеркнул, что сильный Казахстан - это прежде всего сильные регионы.
В целом же мы должны настойчиво работать над тем, чтобы Парламент воспринимался в обществе как самая авторитетная и ответственная площадка для диалога по всем ключевым вопросам, волнующим граждан. Согласитесь, что общество все-таки не достаточно еще информировано о том, как, собственно, разрабатываются законопроекты, насколько убедительными являются мысли и доводы, предъявляемые в процессе обсуждения того или иного законопроекта парламентскими фракциями, равно как и отдельными депутатами. И здесь также очень важна и даже необходима сама гражданская активность населения.
- Что еще, на Ваш взгляд, нужно сделать ради лучшей жизни людей, ради того, чтобы превратить Казахстан в сильное, крепкое государство?
- На ближайшие годы Президент в качестве главного вектора развития страны определил социально-экономическую модернизацию, и Казахстану сейчас жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно новая социальная политика вкупе с ускоренной экономической модернизацией призвана значительно повысить уровень жизни казахстанцев. Главное, что будет сделано в скором будущем, и, в принципе, уже делается, - это реализация грандиозных социальных и индустриальных проектов. Как отметил глава государства, за три года нам удалось в два раза повысить заработную плату и пенсию казахстанцев, добиться значительных успехов в сфере инвестиционного климата, трудоустройства, повышения уровня жизни людей и человеческого капитала. Социальные и индустриальные проекты подразумевают решение вопросов занятости населения. В этом ключе намечено не только создание эффективной системы обучения кадров и приоритетного трудоустройства в центрах экономической активности, но и меры по развитию предпринимательства на селе. Все это к 2020 году позволит трудоустроить порядка полутора миллионов человек. Вообще говоря, проблема безработицы сегодня является общемировой. Так, по данным Международной организации труда, каждый третий трудоспособный житель планеты либо без работы, либо живет за чертой бедности. Исправить ситуацию может только глобальный курс на создание новых современных рабочих мест, что и делается эффективно именно в Казахстане.
- Вы упомянули человеческий капитал. Что Вы под этим понимаете?
- Человеческий капитал - важнейший источник экономического роста, без значительных инвестиций в этот капитал никакая экономика не сможет развиваться успешно. Видимо, неспроста еще в сложном 1943 году премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль отметил, что «империями будущего будут империи ума». И в XXI веке перспективы любого государства будут связаны, несомненно, с ростом качества человеческого потенциала.
Как свидетельствует современный опыт стран юго-восточной Азии, отставание в области развития человеческого капитала можно преодолеть в более короткие сроки, нежели в области развития физического капитала. В результате страны, которые не имели высоких конкурентных преимуществ индустриальной экономики, могут успешно конкурировать на глобальном рынке в сфере научных исследований, инноваций и высоких технологий. То есть там, где движущей силой экономического развития являются носители знаний и навыков, интеллектуальной собственности, а главное - творческого потенциала личности. Эти качества сегодня дают наибольший прирост ВВП.
- Можно ли считать, что новый многопартийный Парламент действительно превратился в место совместных конструктивных действий с Правительством?
- Разумеется, результаты нашей совместной деятельности будут во многом завесить от готовности разных политических сил к конструктивному диалогу. Вижу, что в новом Парламенте в процессе принятия законов складывается четкая, эффективная система взаимодействия между палатами Парламента и Правительством, это позволит придать законотворческому процессу нужную динамику и сосредоточить усилия на приоритетных направлениях.
Мне представляется, что в составе обновленного Парламента работают люди, хорошо видящие конкретные пути реализации партийных программ. А для депутатов это не что иное, как умение работать над законопроектами, знание и владение не только социально-экономическими, политическими, но и юридическими реалиями. В этой связи очень важно, что в сегодняшнем Мажилисе много высококлассных юристов, специалистов, аналитиков, людей с большим жизненным опытом.
- Какие демократические инновации в целом внедрены и внедряются в деятельность высшего законодательного органа страны - Парламента?
- Еще раз подчеркну, что особо надо обратить внимание на рост профессионализма депутатского корпуса и авторитета в целом Мажилиса Парламента. Мы должны работать настойчиво над тем, чтобы Парламент воспринимался в обществе как самая авторитетная площадка для компетентного и уважительного диалога по всем ключевым вопросам, которые беспокоят наших граждан.
Несомненно, что именно компетентность и постоянный диалог с институтами гражданского общества, разработка новой законодательной базы реформ являются главными критериями авторитета Парламента, слагаемые его деловой репутации и престижа. В этой связи к работе Парламента стали более активно привлекаться независимое экспертное сообщество, институты гражданского общества, что и позволит в конечном итоге повысить качество законотворчества.
Говоря же о демократических новациях, которые внедряются в деятельность Парламента, не могу не отметить и тот непреложный факт, что сейчас нами значительно активизирована работа именно рабочих групп и комитетов. И это абсолютно правильно, ведь профессионально подготовленный закон - это всегда результат сложной кропотливой работы, поиск и нахождение баланса. А для этого надо уметь договариваться, убеждать, слышать и слушать партнера, идти на взаимные компромиссы и уступки. И это надо делать, подчеркиваю, прежде всего в рабочих органах Мажилиса.
Думается, что настоящий Парламент Казахстана представляет собой сильный профессиональный орган, который вобрал в себя все рациональное и многое из практики отечественного парламентаризма, и многое из опыта деятельности парламентов стран мира, имеющих богатые демократические традиции.
Взаимодополняющая деятельность двух палат Парламента и отработанные механизмы взаимодействия между ними позволяют гармонизировать общереспубликанские интересы, представленные прежде всего в Мажилисе, и интересы регионов, выразителем которых в основном является Сенат.
Одним из главных участков деятельности Мажилиса является проведение правительственных часов, в которых участвуют руководители государственных органов - министерств и ведомств, где обсуждаются самые злободневные вопросы общества, и не просто обсуждаются, а принимаются конкретные меры, рекомендации для Правительства и других госорганов.
Другой не менее важный блок - депутатские запросы по различным проблемам, которые волнуют избирателей. Эти запросы также направляются в государственные органы, должностным лицам для принятия адекватных мер. Так, в текущей сессии на пленарных заседаниях Мажилиса было уже озвучено и направлено в государственные органы 145 депутатских запросов.
Очень много внимания уделяется мажилисменами социальной сфере - социальному обеспечению, социальной реабилитации и проводимой в Казахстане социальной политике. В частности, депутаты заострили внимание Правительства на дифференциации в динамике развития регионов, колебании индекса потребительских цен, величине прожиточного минимума и предложили разработать новую методику установления компенсационных выплат работникам бюджетной сферы в зависимости от стоимости жизни в регионах и многое другое.
Кроме того, депутаты Парламента постоянно посещают регионы республики, тесно контактируют со своими избирателями, отчитываются о своей законотворческой деятельности, изучают мнения граждан по общественно значимым вопросам, разъясняют населению приоритетные направления Послания главы государства. Каждый проект закона обсуждается открыто, гласно, по телевидению вы, наверное, видите, что все время идут дискуссии по тем или иным животрепещущим вопросам. Сам же Мажилис всегда был и будет открыт для общественности и средств массовой информации. Да и дух парламентаризма противоречит келейности.
- Сергей Александрович, как бы Вы в целом охарактеризовали сегодняшнюю законотворческую практику Мажилиса?
- Подчеркну, что новый депутатский корпус Мажилиса Парламента пятого созыва оперативно, без раскачки принял в работу большой пакет правительственных законопроектов. За три месяца к нам поступило более двадцати проектов законов. Кроме того, с предыдущего созыва в законодательный портфель палаты перешло тридцать законопроектов. За это время мажилисменами рассмотрено, одобрено и направлено в Сенат Парламента восемнадцать законопроектов. Отозван был только один из инициированных законопроектов - по вопросу введения уголовной ответственности юридических лиц, который вызвал большой общественный резонанс. Десять законопроектов уже подписаны Президентом и вступили в законную силу, в том числе законы, касающиеся финансового законодательства. Это о внесении изменения в Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2012-2014 годы», предусматривающее уточнение размера гарантированно трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет на 2012-2014 годы. В целом этот закон позволит обеспечить реализацию бюджетных инвестиционных проектов на среднесрочный период, а также финансирование других расходов республиканского бюджета.
Также на реализацию поручений, данных главой государства в Послании, направлен Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О республиканском бюджете на 2012-2014 годы». Вносимые изменения связаны с дополнительным выделением значительных средств по Программе занятости-2020, программе «Доступное жилье-2020», на региональное развитие, обеспечение качественного роста человеческого капитала, развитие сельского хозяйства, индустриально-инновационное развитие, повышение качества государственных услуг, на развитие сферы туризма и массового спорта.
Сейчас на рассмотрении палаты находится в общем около сорока законопроектов, пять из которых инициированы депутатами и более тридцати - Правительством. Депутаты приложат все усилия, чтобы обеспечить максимальную правовую поддержку осуществлению важнейших социально-экономических задач, стоящих перед казахстанским обществом. Безусловно, эти задачи будут осуществляться при непосредственном и активном участии Парламента, так как любая государственная политика, будь то в сфере экономики или политики, реализуется посредством законов.
- Соответствует ли качество принимаемых законов их количеству?
- Конечно, о стопроцентном качестве принимаемых законов сложно говорить, да вы и не увидите такого ни в одной стране мира, ибо законотворчество - вещь весьма тонкая, капризная, чутко реагирующая на изменения в общественной жизни. Но в то же время профессионализм депутатского корпуса заметно растет, это я говорю с полной ответственностью, а значит, будет повышаться и качество законотворческой работы, тем более в обновленном Мажилисе, как уже отмечалось, много высококлассных специалистов, аналитиков и юристов. С другой стороны, новому Мажилису очень помогает опыт работы депутатов предшествующих созывов.
- Как отметил глава государства, закон и порядок в стране, единство нашего народа - главный, наиважнейший наказ избирателей. Как он выполняется?
- Здесь в первую очередь хотел бы отметить, что Казахстан реализовал самую успешную на постсоветском пространстве модель по сохранению и укреплению межэтнического и межконфессионального согласия. Эта модель прошла долгий путь становления, и сегодня политика государства строится на концепции сохранения исторических традиций и толерантности. Важную роль в решении этой задачи Президент страны отводит Ассамблее народа Казахстана, которая за прошедшие годы превратилась в авторитетный общественный институт гармонизации межэтнических отношений.
Вы знаете, что введение выборности девяти депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана в рамках конституционной реформы 2007 года вывела этнополитику государства на качественно новый уровень. Тем самым депутаты от Ассамблеи получили реальные рычаги влияния на законодательную деятельность в части соответствия законопроектов обеспечению межэтнического согласия, толерантности и равноправия.
Если же говорить непосредственно о роли депутатов в этом вопросе, то многопартийный Парламент поддерживает стабильность в обществе, и в этом задействованы все парламентские фракции. Их деятельность направлена на усиление роли закона в каждодневной жизни, реальное улучшение жизненного уровня, сплоченность, единство народа, укрепление казахстанской государственности, внутриполитическую стабильность и консолидацию общества.
Конечно, осуществить все это не просто, ведь современный мир претерпевает серьезную системную трансформацию, поэтому нам нужен сильный Парламент, ибо сильный Парламент - это основа политической и экономической стабильности в государстве. Итоги январских парламентских выборов свидетельствуют, что в нашей стране стабильная социально-политическая ситуация. Парламентские выборы, прошедшие на принципе конкуренции различных мнений и позиций, наличие трех партий в Парламенте еще больше консолидировали общество. А это есть главный результат.
- Одним из главных направлений в деятельности нового Парламента является укрепление межпарламентских связей, в первую очередь с государствами Содружества и Единого экономического пространства. Каковы успехи в этой области, что достигнуто?
- Казахстанские парламентарии активно участвуют в мероприятиях, которые проводятся в рамках межпарламентских ассамблей СНГ, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности. Как вам известно, в конце марта в Алматы состоялось заседание Совета Межпарламентской ассамблеи стран - участников СНГ, посвященное 20-летию МПА СНГ. За это время в общей сложности принято около трехсот модельных законов, кодексов и рекомендаций. Пройдя необходимую адаптацию, большинство из них легло в основу различных законов стран Содружества, в том числе Казахстана, особенно при формировании рыночной инфраструктуры, финансовой и налоговой систем.
Серьезные наработки сделаны по подготовке типовых законов и в сфере безопасности, в частности, создан модельный Закон «О борьбе с терроризмом», на базе которого разработан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом.
- Какую оценку дали бы Вы электоральному процессу в Казахстане?
- На успешном примере нашей страны четко подтвердился тезис, высказанный в свое время известным американским политологом Сэмюелем Хантингтоном о том, что экономическое развитие делает демократию возможной, а политическое руководство - реальной. Казахстан добился экономического роста, при этом логика политических реформ в стране, осознанно реализуемых властью, вполне очевидна и прозрачна - диверсификация форм политического участия граждан в системе государственного управления и принятия государственных решений. Проведенные же во второй раз в истории Казахстана выборы по пропорциональной избирательной системе стали для всех политических партий не только серьезной инновацией, но и своеобразным тестом на зрелость партийной системы в целом.
- Сергей Александрович, благодарю Вас за интервью.