2012 год XXI века. Настало время, когда стали трудно различимы грани международного и национального права. В рамках данной статьи представляется возможным дать краткий анализ влияния международного права на гражданское право Казахстана в свете последних изменений законодательства в 1997-2012 гг.
Однако предварительно рассмотрим теорию вопроса. Международные договоры, не будучи актами национального законодательства, не входят в состав гражданского законодательства государств, но составляют самостоятельный вид источников национального гражданского права. В соответствии с пунктом 8 ст. 3 ГК РК международный договор является частью гражданского законодательства РК, имеющей приоритет над ее законами.
Вместе с тем неравнозначность понятий «правовая система» и «система законодательства» предполагает необходимость законодательного закрепления не только возможности применения норм международных договоров к гражданским правоотношениям, но пределов и момента такого применения.
К примеру, Г.В. Шкобнева приходит к выводу о том, что положение международного договора среди источников гражданского права является двойственным: с одной стороны, эти договоры выступают источниками международного права как «право народов» (jus gentum), системы более «высокого порядка», чем система норм национального права. С другой стороны, закрепленные в таких договорах нормы права, часто адресуются участникам «внутренних» публично-правовых и частноправовых отношений (jus civil) /1/.
Введение в действие норм международных договоров в качестве норм казахстанского законодательства должно осуществляться с учетом специфики национального законодательства, не создавая противоречий и сложностей в правоприменительной практике.
Необходимо отметить значительное влияние международных договоров при проверке конституционности отдельных положений законодательства РК Конституционным Советом РК. Например, в соответствии с постановлением Конституционного Совета от 7 мая 2001 года № 6/2 внесены поправки в Договор аренды комплекса «Байконур» и Соглашение о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» /2/. В нормативном постановлении от 5 ноября 2009 года № 6 Конституционный Совет указал, что решения международных организаций и их органов могут приобретать юридические свойства ратифицированного республикой международного договора в случае непосредственного указания на обязательный характер для Казахстана этих решений в международном договоре, ратифицированном Республикой Казахстан. Следует отметить, что данная правовая позиция Конституционного совета в действующем законодательстве до сих пор не реализована /3/.
В консультативных заключениях Экономического суда СНГ также указано, что представленные в Экономический суд материалы, изучаются и исследуются с учетом национальных законодательств стран - участников на основе международно-правовых актов и анализа их с учетом доктрины международного права /4/.
Вопросы применения и зачастую сопряженного с этим процесса толкования норм международных договоров судом носят исключительно сложный характер, что обуславливается существенным отличием системы международного права от более привычной для судьи системы норм национального права. Однако расширение участия предпринимателей в международном коммерческом обороте все чаще ставит перед судьями задачу по толкованию международных актов и эффективному применению судами общепризнанных принципов и норм международного права.
Большое влияние имеет процесс активной имплементации норм международных обычаев и права международных организаций (ООН, ВТО, ЕврАзЭС) в законы РК. Соотношение международного и внутригосударственного права - это всегда отношения связи и обратных связей, образующих в комплексе взаимодействие систем, данные процессы должны быть определенным образом упорядочены, чтобы исключить возможные коллизии права и закона, а также возможность различных толкований одного и того же правового предписания, например, закрепленного нормами, содержащимися в различных источниках.
Совершенствование международно-правового регулирования гражданских правоотношений проявляется в улучшении национальных механизмов имплементации международных норм и в установлении гарантий для применения казахстанского права к частноправовым отношениям, осложненным международным элементом.
Основными направлениями совершенствования международно-правового регулирования гражданских правоотношений в РК в настоящее время являются:
- грамотное и своевременное информирование субъектов гражданского оборота о международных договорах, межправительственных и межведомственных соглашений, заключенных РК;
- совершенствование законодательного регулирования вопросов применения ратифицированных международных договоров РК.
Теперь перейдем к рассмотрению новаций в гражданском законодательстве Казахстана за 2007-2012 гг., возникшим во многом благодаря международно-правовым нормам, ставшим частью права страны.
Гражданское право Казахстана прошло несколько этапов своего развития. Нынешний Гражданский кодекс, являясь крупнейшим кодификационным актом республики, впитал в себя идеи современного гражданского права. Кодекс заложил основные принципы регулирования товарно-денежных отношений: равенство форм собственности и ее неприкосновенность, свобода договора, равенство субъектов гражданского оборота. На основе Гражданского кодекса был сформирован основной пакет законов, создавших условия для развития рыночной экономики.
Со времени вступления в действие ГК РК (Общая часть) с 1 марта 1995 г. в его текст было внесено более 80 изменений, а если считать с 1997 г. по апрель 2012 г. 76 изменений. Особенная часть ГК РК также подвергалась изменению более 50 раз.
Некоторые исследователи видят в этом негативную сторону. Так, к.ю.н., доцент С. Скрябин считает, что «едва ли подобное количество изменений можно отнести к числу достоинств кодекса. Скорее наоборот, это свидетельствует о его недостатках. Конечно, ряд изменений был откровенно пролоббирован лицами, которым цивилистический порядок, мягко скажем, неудобен. Но ведь были и другие, например, изменения преимущественно редакционного характера. Поэтому возникла двуединая задача: с одной стороны, «очистить» ГК от публично-правовых элементов, а с другой - усовершенствовать имеющиеся в кодексе механизмы правового регулирования имущественных отношений. По существу, эта работа проводилась с момента принятия ГК, но целенаправленно в указанном контексте она началась в 2006 году. В настоящий момент ее результатом стал проект новой концепции правовой политики государства, который коснется не только гражданского, но и иных отраслей законодательства» /5/.
На мой взгляд, эти новации в гражданском праве говорят не только о том, что в процессе своего развития страна все больше включается в международный коммерческий оборот и стремится соответствовать международным стандартам, но и о процессе изменений в гражданском обороте, появлении новых правоотношений с изменением нашей жизни. Так, гражданско-правовые отношения в сфере интернет-пользования привели к необходимости их регулирования, в итоге в ГК РК особенную часть внесли изменения в статью 1020 «Право на фирменное наименование». «Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование в официальных бланках, печатных изданиях, рекламе, вывесках, проспектах, счетах, на интернет-ресурсах, на товарах и их упаковке и в иных случаях, необходимых для индивидуализации юридического лица» /6/.
Развитие финансового рынка в РК и нормы международного финансового права привели к появлению абсолютно новых статей в ГК РК. Так раздел 3 был дополнен параграфом 1-1 Финансовые инструменты и параграф 1-2 Ценные бумаги в соответствии с Законом РК от 10.12.2008 № 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009 г.).
Есть новации и в теоретической части, например часть 2 статьи 2 ГК РК (общая часть) «Основные начала гражданского законодательства» была дополнена в плане того, что граждане и юридические лица не только приобретают и осуществляют свои гражданские права, «а также отказываются, если иное не установлено законодательными актами, от прав своей волей и в своем интересе». Это положение также мы можем найти и в международном праве при определении правосубъектности государств мы говорим не только о приобретении прав, но и возможности отказа от них. Отказаться можно не только нести какие обязательства по международному договору, но и от приобретения прав. В гражданском праве это играет существенную роль в правовом регулировании института наследования и проч.
Если проанализировать предмет и характер изменений в ГК РК, то большинство из них касаются институтов права собственности, имущества и проч. материальных благ.
Например, в часть третью статьи 2 «Товары, услуги и деньги свободно перемещаются и обращаются на всей территории Республики Казахстан» было добавлено слово «деньги», что является важным дополнением на пути построения цивилизованного рынка /7/.
Несколько раз вносились изменения в статью 117 «Недвижимое и движимое имущество» к недвижимому имуществу (недвижимые вещи, недвижимость) относятся: «земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Квартиры и иные жилые помещения, а также нежилые помещения, находящиеся в составе объекта кондоминиума, признаются самостоятельными объектами (видами) недвижимости, если они находятся в индивидуальной (раздельной) собственности. К недвижимым вещам приравниваются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания река - море, космические объекты… Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законодательных актах» /8/.
В статью 119 «Предприятие» также несколько раз вносились изменения в 2009, 2011 гг., в итоге установили, что «в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено договором. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав…». При передаче долгов в составе предприятия как имущественного комплекса права кредиторов гарантируются в порядке, предусмотренном статьей 48 ГК РК /9/.
В 1998 г. были внесены изменения в ст. 188 «Понятие и содержание права собственности», право собственности стало определяться, как и в международном праве как право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Право собственности передается другому лицу со всеми обременениями, имевшимися на момент совершения сделки /10/. Претерпели изменения ст. 191 «Понятие и виды частной собственности» /11/, в ст. 192 «Право государственной собственности» /12/, в ст. 195 «Вещные права лиц, не являющихся собственниками» /13/, в ст. 209 «Понятие и основания возникновения общей собственности» /14/, в ст. 235 «Основания приобретения права собственности» /15/. В 2009 г. были внесены изменения в ГК РК (общая часть) касательно личных неимущественных прав (ст. 141, 143), подробно расписана процедура обращения за защитой чести и достоинства.
Совершенствование института права собственности в гражданском законодательстве РК предполагается в трех направлениях. Первое - это баланс интересов собственника имущества, утратившего права на недвижимость в результате незаконных действий и прав добросовестного приобретателя. Второе - расширение видов вещных прав путем включения их в состав сервитута. Третье - расширение перечня оснований возникновения вещных прав, уточнение их состава и режима использования отдельных видов вещных прав.
К сожалению, объем данной статьи не позволит нам рассмотреть подробно все многочисленные новации в гражданском законодательстве РК, но их однозначно можно определить как положительное явление по пути гармонизации норм национального и международного права.
Если говорить о перспективах развития гражданского права РК, то, по мнению многих казахстанских ученых и политиков, в ближайшие 10 лет гражданское законодательство Казахстана не ожидает кардинального обновления, будет продолжена практика внесения изменений и дополнений в существующий ГК, если только не последует принятие иных политических решений.
На современном этапе развития гражданского права на первое место выдвигаются проблемы соотношения публично-правовых и частноправовых методов регулирования общественных отношений, и как производное от этого - пределы государственного вмешательства в частнопредпринимательскую деятельность. Необходимо оптимизировать соотношение между гражданским правом и другими отраслями права с учетом публично-правовых и частноправовых интересов, определив при этом, что отношения, затрагивающие вопросы национальной безопасности, относятся к сфере публично-правовых отношений и не могут регулироваться договорно-правовыми методами.
Следует продолжить работу по расширению применения принципа диспозитивности, означающего возможность для участвующих в деле лиц по своему усмотрению распоряжаться своими материальными и процессуальными правами за исключением гражданско-правовых отношений, затрагивающие публичные интересы.
Требует рассмотрения вопрос о нормативном определении понятий «отказ от права» и «отказ от осуществления права» и последствий каждого из вида отказа. Это важно для решения вопросов гражданской правосубъектности.
Одной из актуальных проблем является правовое значение согласованных действий участников коммерческих отношений, затрагивающих публичные интересы либо интересы третьих лиц, непосредственно в таких действиях не участвующих.
В концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года указано, что важно определиться с общим понятием аффилиированных сделок, подчеркнув при этом, что они не запрещаются, но в установленных законом случаях подлежат предварительной проверке. Установление факта аффилиированности должно стать основанием для возможности признания сделки недействительной по требованию лица, правомерные интересы которого нарушаются такой сделкой. Однако Карагусов Ф. выступает с обоснованной критикой данного положения, ему не понятна важность задачи «определиться с общим понятием аффилиированных сделок», т.к. такого понятие нет в гражданском праве. Существует понятие сделок между аффилиированными лицами и сама формулировка задачи взаимоисключающая, сначала указано, что заключение таких сделок правомерно, а потом говорится о возможности их отмены на основании признака аффилиированности и непонятно, кто будет вести контроль или предварительную проверку сделок на предмет их аффилиированности /16/.
Требуют рассмотрения вопросы статуса акционерных обществ с учетом их правовой природы и комплексности решаемых вопросов, в том числе в контексте так называемых «публичных корпораций». Следует концептуально решать вопрос о возможности использования организационно-правовой формы акционерного общества в качестве некоммерческой организации.
Необходимо также рассмотреть вопрос фиксации в Гражданском кодексе всего спектра ценных бумаг, участвующих в гражданском обороте.
Практика применения гражданско-правовых норм показывает недостаточную полноту определения составных видов убытков, причиненных нарушением гражданских прав. В этой связи актуальным является установление порядка определения реального ущерба.
Требует совершенствования институт признания сделок недействительными. Следует концептуально определиться в отношении применимости двусторонней реституции при недействительности сделки, если приобретатель вещи по сделке является добросовестным, и у которого в предусмотренных законом случаях эта вещь не может быть истребована. Таким образом, необходимо уточнение понятия сделок, их состава и последствий неисполнения сделок. Методами гражданского права следует обеспечивать баланс интересов собственника имущества, утратившего права на недвижимость в результате неправомерных действий третьих лиц, и добросовестного приобретателя. Практика показывает необходимость законодательного расширения видов вещных прав, при этом включив в них понятие сервитута. Также необходимо рассмотреть вопрос о расширении оснований возникновения вещных прав. При этом требует уточнения не только состав вещных прав, но и режим использования их отдельных видов.
Требуют дальнейшей проработки вопросы участия государства в гражданско-правовых отношениях и отказа от иммунитета в сфере частноправовых отношений при сохранении иммунитета государства в области осуществления им публичных функций, что соответствует международным требованиям. «Международный опыт действительно предоставляет варианты решения этих вопросов. Например, одним из приемлемых решений может быть пересмотр некоторый положений института юридических лиц, предполагающего ввести классификацию: юридические лица публичного права и юридические лица частного права. Такая регламентация позволит разделять статус государства при его участии в гражданском обороте и при реализации функций публичной власти /17/.
В целях стимулирования предпринимательской активности необходимо рассмотреть целесообразность введения агентов в число субъектов гражданского права и регламентации вопросов агентского соглашения как широко применяемого в имущественном обороте договорного института.
Следует принимать меры по совершенствованию общих и специальных норм Гражданского кодекса об обязательствах.
Также нуждается в совершенствовании правовое регулирование процедур банкротства, особенно банкротства индивидуальных предпринимателей /18/.
Необходимо уделять серьезное внимание приведению нормативных правовых актов, определяющих право интеллектуальной собственности, в соответствие с международными стандартами. К примеру, я работаю юристом в глобальной компании «HENKEL», реализуя товары FMCG (ежедневного спроса) мы постоянно сталкиваемся с проблемой подделок нашей продукции, серым импортом, недостаточно продуманным механизмом защиты интеллектуальной собственности в Казахстане и других странах Центральной Азии. Решение этой задачи требует не только разработки соответствующих правовых норм, но и формирования эффективной практики государственных органов, полиции, прокуратуры, судов в области защиты прав интеллектуальной собственности.
Наш Казахстан, благодаря продуманной внешней политике, успехам на мировой арене и стремлению к миру и благосостоянию добивается стабилизации экономики внутри страны. У нас много инициатив и в текущем 2012 году, так, согласно посланию Президента РК «важное значение будет иметь Астанинский экономический форум в этом году, на котором будет обсуждаться наша идея «Global» по выходу из мирового кризиса… В 2012 году Астана является культурной столицей СНГ и тюркского мира. В текущем году мы должны достойно завершить председательство в Организации исламского сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности» /19/. Все это, несомненно, приведет к новациям и в гражданском праве РК под влиянием достигнутых международных договоренностей.
Литература
1. Шкобнева Г.В. Международный договор как источник гражданского права: проблемы теории и правоприменения . Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Москва, 2011.
2. “О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан”. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 июня 2011 года № 09-5/1.
3. “О состоянии конституционной законности в Республике Казахстан”. Послание Конституционного Совета Республики Казахстан от 16 июня 2011 года № 09-5/1.
4. Консультативное Заключение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 15 мая 1997 года № С-1/19-96. По вопросу, в какие конкретно международные судебные органы могут обращаться государства-участники Содружества Независимых Государств.
5. Скрябин С. Гражданское законодательство Республики Казахстан и Республики Таджикистан о собственности: состояние, недостатки пути совершенствования. Юрист № 1, 2010. С. 68-69.
6. Статья 1020 с изменениями, внесенными Законом РК от 12.01.2012 № 537-IV (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после его первого официального опубликования).
7. Статья 2 ГК РК (Общая часть) с изменениями, внесенными законами РК от 11.07.1997 г. № 154; от 25.03.2011 г. № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
8. Статья 117 ГК РК (общая часть) в редакции Закона РК от 25.03.2011 г. № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
9. Статья 119 ГК РК (общая часть) с изменениями, внесенными законами РК от 02.03.1998 г. № 211; от 25.03.2011 г. № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
10. Пункт 1 статьи 188 дополнен абзацем - Закон РК от 2 марта 1998 г. № 211.
11. В статью 191 внесены изменения - Законом РК от 2 марта 1998 г. № 211.
12. Статья 192 с изменениями, внесенными законами РК от 2 марта 1998 г. № 211; от 4 ноября 1999 г. № 472; от 2 марта 2001 г. № 162; от 21 мая 2002 г. № 323; от 18 мая 2005 г. № 50; от 12 января 2007 года № 225 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
13. Статья 195 с изменениями, внесенными законами РК от 2 марта 1998 г. № 211; от 12 января 2007 года № 225 (вводится в действие со дня его официального опубликования); от 25.03.2011 № 421-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).
14. Статья 209 дополнена пунктом 6 - Закон РК от 2 марта 1998 г. № 211 . Внесены изменения - Законом РК от 7 июля 2004 г. № 577.
15. Статья 235 с изменением, внесенным Законом РК от 01.03.2011 г. № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
16. Карагусов Ф. Перспективы развития гражданского законодательства в свете новой концепции правовой политики Республики Казахстан. Юрист. С. 32.
17. Карагусов Ф. Перспективы развития гражданского законодательства в свете новой концепции правовой политики Республики Казахстан. Юрист. С. 30-31.
18. О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858.
19. Социально-экономическая модернизация главный вектор развития Казахстана. Послание Президента Республики Казахстан Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана.