Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран
Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым.
Все это требует от государства выверенной социальной политики. И мне приходится постоянно держать социальные вопросы на контроле, постоянно к ним возвращаться.
В фокусе моего внимания - забота о каждом казахстанце.
И это необходимо, потому что от решения социальных вопросов зависит жизнь и каждодневное самочувствие всех граждан нашей страны.
За годы Независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства.
Объективно Казахстан вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран.
«Стандарты жизни казахстанцев неуклонно повышаются. Но существенным вопросом является то, насколько эффективно наши граждане используют плоды стабильности и благополучия», - говорится в статье президента РК Нурсултана Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда», опубликованной в официальных СМИ.
27 января выступил в Парламенте с Посланием народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана».
Казахстану жизненно важно найти оптимальный баланс между экономическими успехами и обеспечением общественных благ. Именно в этом я вижу ключевую задачу социально-экономической модернизации.
В Послании-2012 мною были даны конкретные поручения Правительству - и государственный механизм заработал.
Однако я не удовлетворен темпами и качеством выполнения моего Послания.
Социальные вопросы нельзя откладывать «на потом».
А это в свою очередь требует ответа на вопросы: каким должно быть наше казахстанское общество в условиях глобальной нестабильности, в условиях нового века, чтобы устоять перед глобальными ветрами?
В чем наши нереализованные резервы и возможности? И что еще надо сделать, чтобы социальная политика стала устойчивой, созидательной?
Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия.
Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса.
Этой ложной идее, которая никак не может быть реализована не только во всем мире, но даже в развитых странах, можно найти конструктивную альтернативу.
И такой альтернативой является идея Общества Всеобщего Труда.
Здесь не изобретается никакой специфической идеологии.
В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами.
Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации.
Идея Общества Всеобщего Труда не придумана в заоблачной выси.
Это практическая, прагматическая идея. Она для меня тем более близка, что я начинал свой профессиональный путь, как хорошо знают казахстанцы, не в кабинете, не как «белый воротничок», не на паркете, а как рабочий-металлург. А это, скажу я вам, самая что ни на есть реальная профессия!
Эту трудовую школу забыть невозможно, сколько бы лет ни прошло.
Сегодня труд - как решающий национальный фактор в условиях XXI века, в условиях глобальной конкуренции, - должен быть выдвинут на первый план.
Об этом говорят и простые казахстанцы, с которыми я совсем недавно встречался в Таразе, Усть-Каменогорске, других регионах.
Эти же идеи о необходимости поднятия авторитета человека труда я читаю в письмах казахстанцев, в откликах со всех уголков Казахстана на мое Послание и на выступление на XIX сессии Ассамблеи народа, где также акцент был сделан на задачи социальной модернизации.
Без преувеличения - тема достойного труда вызвала в казахстанском обществе самый широкий резонанс и поддержку.
Есть ли риски модернизационному процессу?
Социальная модернизация требует сегодня ясного представления о возможных вызовах и рисках. И это должны понимать не только государственные служащие всех рангов, но и все общество, весь народ, для которого социальная модернизация и осуществляется.
Первое. Мы должны учитывать, что экономическая и социальная модернизация должны идти максимально синхронно.
Новые производства, новые системы образования и науки, развитие среднего класса, расширение социальных гарантий вызовут большие изменения в сознании казахстанцев. А это будет требовать своевременной корректировки всей системы социальных отношений.
Второе. Как показывает зарубежный опыт, процесс модернизации сопровождается усилением активности граждан, раскрытием их творческого потенциала. Поэтому будет расширяться стремление людей активнее защищать свои права и свободы, повысится степень самоорганизации общества.
Третье. В Казахстане государство - инициатор и главная движущая сила процесса социальной модернизации.
Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство - не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан.
Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу.
А это значит, что иждивенчество недопустимо.
Только в этом случае казахстанское общество сможет преодолеть инерцию патернализма.
Четвертое. Серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм.
В его основе - извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов.
Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия - «меньше работать - больше получать», «делать деньги из воздуха» и т. п.
Доморощенное мещанство, помноженное на социальный инфантилизм, способно стать тормозом модернизации.
Пятое. Социальная модернизация в Казахстане происходит на фоне интеграционных процессов в рамках ЕЭП.
За годы независимого развития по ряду параметров реформирования социальной сферы Казахстан успешно опередил страны СНГ и ушел дальше своих партнеров. Это касается пенсионной, банковской, кредитно-финансовой систем, ЖКХ, отчасти образования и здравоохранения, социальной защиты.
Мы в большей степени снизили уровень иждивенчества. Поэтому Казахстану как лидеру социальных реформ важно взять на себя инициативу и разработать целостную модель социальной модернизации, привлекательную для всех наших партнеров по евразийской интеграции.
Важно не просто учитывать все вызовы при выстраивании модернизационной политики, но и вырабатывать меры по преломлению ситуации.
Каждый человек, независимо от профессии и должности, должен спросить себя: что я сделал для того, чтобы побороть инерцию, прежде всего, в самом себе?