Лишь в межгосударственном объединении Казахстан обретет финансовый и экономический баланс
Оптимисты прогнозируют повышенный экономический рост, пессимисты - понижение его темпов. Однако именно в союзе с государствами-партнерами Казахстану предоставляется возможность обрести не только экономическое и финансовое равновесие, но и совершенство финансовой политики, а также возможность реализации в действительность всех стратегических планов и программ. Для достижения всего этого необходимо усилить рост аграрного, промышленного и банковского капитала и добиться их слияния и формирования финансового капитала. Однако без необходимого контроля за текущей ситуацией, а также ответственности и выработки четких механизмов добиться положительных результатов будет очень сложно, считает глава Ассоциации финансистов РК Серик Аханов.
С июля 2012 года вступили в полную силу соглашения Единого экономического пространства - об интеграционном объединении Казахстана, России и Белоруссии. Однако споры о том, готов ли к ЕЭП да и к Таможенному союзу Казахстан продолжаются до сих пор. О возможностях и проблемах развития финансового сектора Казахстана в условиях ЕЭП рассказал председатель совета ассоциации финансистов Казахстана Серик Аханов.
- Прежде чем говорить о проблемах и возможностях, мне
бы хотелось обозначить так называемые тайны, загадки и парадоксы казахстанской
экономики, - говорит Аханов. - Первое - это темпы роста номинальной зарплаты,
которые в Казахстане выше темпов роста производительности труда. Отсюда
напрямую возникает вопрос: а растет ли тогда производительность вообще и где
оно - производство? Также в Казахстане, к сожалению, не смогла полностью
реализоваться англо-саксонская система кредитования. У нас в основном
кредитуется торговля, потом
Ставки уровня доходности депозитов, а также финансовых инструментов Минфина и Нацбанка у нас ниже инфляции. Все они имеют отрицательную величину. С точки зрения Минфина и Нацбанка, это выгодно, а вот для простых граждан и реального сектора экономики - нет. В Казахстане также присутствует избыточная краткосрочная ликвидность у банков в течение продолжительного времени.
У нас накопилось 13 миллиардов долларов, срок жизни которых равен одному году. И направить эту сумму на кредитование экономики мы не можем, потому что реальному сектору нужны как минимум кредиты, «живущие» три года. Это обличает очередную загадку - где обмен и баланс интересов вкладчиков и заемщиков? Кроме этого, нет у нас и гармонии между проциклической и контрциклической политиками на так называемой стадии делового цикла либерального и государственного капитализма.
Следующий парадокс заключается в том, что при низкой платежеспособности населения наши страховые организации имеют колоссальный доход, но роль этой доходности - всего 1 процент от ВВП. Помимо низкой платежеспособности население страны обладает низким уровнем экономической и финансовой культуры. Это хорошо видно на примере пенсионных отчислений - при наличии 8 миллионов пенсионных договоров лишь 42 тысячи счетов охвачены добровольными пенсионными взносами. Аналогичная ситуация и в добровольном страховании жизни - при 8 миллионах занятых в экономике договоров только 449 тысяч. Помимо всего прочего, мы имеем явные недоработки в банковской сфере, в сфере кредитования и накопительной системе.
- Можно ли выделить положительные моменты в нынешней экономической системе?
- Отечественная экономика обладает своей универсальностью и уникальностью. Она рационально сочетает в себе две модели: «западную» и «азиатскую», где вместе с экономической и финансовой либерализацией, бюджетной и фискальной дисциплиной, благоприятным инвестиционным климатом успешно реализуется поэтапность реформ, теория регуляции, управленческий «дирижизм» и не только. Мы используем разнообразные элементы экономических моделей США, стран Европы, Южной Кореи, Японии, Гонконга и других. Хороший тому пример - рациональное сочетание элементов моделей финансовых секторов различных стран в зависимости от этапов развития. Так, в банковской сфере мы берем пример с Великобритании, Германии, США и Японии. В сфере накопительных пенсионных фондов - с Чили, Казахстанская ипотечная компания - эффективная модель Малайзии, Национальный фонд - Норвегии, сектор секьюритизации - итальянская модель и так далее. Это наш, казахстанский, капитализм.
- Что в данном случае является нашими сильными и слабыми сторонами и что дает экономический рост?
- Экономический рост в данном случае достигается благодаря нашим локомотивам: нефти, газу, зерну, дорогам, жилью, финансовым организациям. Поэтому очевидно, что сильными нашими сторонами при нынешней модели являются большие запасы полезных ископаемых, стабильная макроэкономическая ситуация, высокий уровень управления инфляцией и режимом плавающего обменного курса тенге, регулирования ликвидностью банковской системы и многое другое.
Основным же я считаю участие в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, ВТО и Едином финансовом рынке. Это все открывает Казахстану массу возможностей, таких как сохранение высоких темпов экономического роста, совершенствование фискальной политики, а также реализацию государственных стратегий и президентских программ. Однако при всех этих очевидных плюсах есть и свои минусы. Среди них - зависимость отечественной экономики от мировых цен на экспортные товары и от импорта товаров обрабатывающей промышленности зарубежных стран, высокий уровень общего внешнего долга к ВВП, сохранение сырьевой ориентации экономики и другие. Это соответственно несет нам угрозу резкого спада цен на основные экспортные товары, перегрева и замедления темпов роста, ревальвации и девальвации тенге и увеличения различных экономических рисков.
- Каковы причины текущей ситуации?
- Причины заключаются в докризисных процессах, таких как докризисный уровень внешних долгов банков, докризисный кредитный бум и докризисный объем кредитования в отдельных банках «связанным сторонам».
- Каким вы видите решение этих проблем?
- Основными драйверами в данном случае выступают механизмы оздоровления банков и заемщиков, субсидирования кредитной ставки заемщикам, гарантирования кредитов для заемщиков, страхования рисков заемщиков и механизмы, регулирующие «длинные деньги». Вкупе все это обеспечивает пропорциональное разделение рисков между акционерами, менеджментом, заемщиками и государством, а также возврат выделенных государством бюджетных средств на платной и срочной основе.
Также позитивное влияние окажет реализация законов об ипотеке и минимизации рисков, регулирующих вопросы денежно-кредитной политики и денежного обращения, функционирования платежной системы, валютного регулирования и валютного контроля, корпоративного управления, организации противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем. Необходимо следить, как происходят создание, работа и ликвидация финансовых институтов, порядок лицензирования финансовых операций, правила обязательного гарантирования депозитов, взносов, выплат, страхования, условия регулирования платежей и переводов денег и другое.
Обобщая, можно сделать выводы о необходимости усиления процессов роста концентрации торгового и аграрного, промышленного и банковского капитала, их слияния и формирования финансового капитала.
Юлия ГУСМАНОВА, Алматы