Вопросы утилизации отходов бурения в свете новых изменений и дополнений в Экологический кодекс Республики Казахстан /Г. Нажметдинова, А. Оспанов/

Г. Нажметдинова, эколог, А. Оспанов, юрист

Согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» от 3 декабря 2011 года в Экологический кодекс РК внесены изменения и дополнения, в частности, по вопросам обращения с отходами производства.

В данной статье авторы раскрывают влияние вышеуказанных поправок на предприятия, занимающиеся утилизацией отходов нефтедобычи.

Вопросы утилизации отходов бурения в свете новых изменений и дополнений в Экологический кодекс Республики Казахстан

 

Г. Нажметдинова, эколог, А. Оспанов, юрист

 

Согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» от 3 декабря 2011 года в Экологический кодекс РК внесены изменения и дополнения, в частности, по вопросам обращения с отходами производства.

В данной статье авторы раскрывают влияние вышеуказанных поправок на предприятия, занимающиеся утилизацией отходов нефтедобычи.

 

3 декабря 2011 года был принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам», согласно которому внесены поправки в Экологический кодекс РК, в частности, по вопросам обращения с отходами на нефтедобывающих предприятиях. Внесенные поправки привели к однозначному и ясному пониманию некоторых, ранее спорных вопросов правового регулирования отношений, связанных с обращениями с отходами от нефтедобычи.

Вместе с тем влияние поправок на положение предприятий, занимающихся утилизацией и переработкой отходов нефтедобычи, не однозначно и приводит к возникновению некоторых рисков. Как известно, добыча нефти сопровождается образованием значительных объемов производственных отходов (буровой шлам, буровой раствор, нефтешлам и др.), которые подвергаются процессам утилизации, переработки или размещению в специально обустроенных инженерных сооружениях-полигонах. При этом, если прежняя редакция Экологического кодекса РК практически не рассматривала вопроса о необходимости получении разрешения на размещение отходов для предприятий, занимающихся утилизацией многотоннажных отходов бурения - основных производственных отходов предприятий нефтедобычи, то новая редакция Экологического кодекса РК указывает на необходимость получения такого разрешения.

Так, на сегодняшний момент, в соответствии с пунктом 1 статьи 69 Экологического кодекса РК природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.

При этом под эмиссиями в окружающую среду понимается прежде всего размещение отходов производства и потребления в окружающей среде, представляющее собой хранение или захоронение отходов производства и потребления. Вместе с тем под хранением согласно Экологическому кодексу РК в действующей редакции, понимается складирование отходов в специально установленных местах для последующей утилизации, переработки и (или) удаления. Однако в редакции до внесения вышеуказанных изменений в Экологический кодекс РК хранение представляло собой складирование отходов в специально отведенных местах только для последующего безопасного удаления.

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам» от 3 декабря 2011 года, однозначно указывают на необходимость получения разрешения на размещение отходов бурения на площадках утилизации предприятий, получающих отходы нефтедобычи, как вторичные материальные ресурсы для производства продукции в соответствии с утвержденными проектными решениями.

Следует отметить, что каждое предприятие по утилизации отходов бурения обязано иметь производственную базу с площадкой временного хранения, осреднения отходов бурения, а также ливневый водоотвод, по которому происходит сброс воды. На эту площадку происходит разгрузка отходов, полученных по договору от производителя отходов - нефтедобывающей компании. Этот период складирования отходов на указанной площадке перед переработкой на установке термодеструкции также рассматривается как обязательная стадия технологической схемы утилизации отходов. Время, необходимое для утилизации полученной партии отходов, зависит как от объема этих отходов, так и от мощности установок по их переработке с целью получения конечного продукта, находящего применение в соответствии с проектными решениями, как правило, в дорожном строительстве.

В свою очередь в Экологическом кодексе РК не раскрывается понятие «долговременное хранилище отходов» и правомерность отнесения размещения отходов бурения на площадке утилизации отходов к понятию «долговременное хранение». Как правило, в проектах, нормирующих эмиссии для участков утилизации отходов нефтедобычи, указываются сроки утилизации отходов, не превышающие трех месяцев. При этом из Экологического кодекса РК неясно, можно ли отнести такой срок хранения к долговременному.

Уместно также отметить, что необходимость получения разрешения на утилизируемые отходы неоднозначно рассматривается со стороны положений Налогового кодекса РК, которые в таком случае устанавливают плату за размещение отходов (статья 492 Налогового кодекса РК). Это связано с тем, что согласно статье 494 Налогового кодекса РК объектом обложения выступает фактический объем размещаемых отходов производства. При этом в процессе утилизации объемы отходов постоянно изменяются, следовательно, возникает вопрос, на какие объемы отходов необходимо получать разрешение.

Более того, обязанность осуществления плат за размещение отходов не отвечает положениям Экологического кодекса РК о стимулировании процесса утилизации отходов (пункт 1 статьи 297 Экологического кодекса РК: «Осуществляется стимулирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования и снижению уровня опасности субъектов хозяйственной деятельности, которые внедряют технологии, направленные на уменьшение объемов образования отходов, будут утилизировать отходы в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), осуществляют их сбор и заготовку, строительство предприятий и цехов, а также организуют производство оборудования для утилизации отходов, принимают паевое участие в финансировании мероприятий по утилизации отходов и уменьшению объемов их образования»), и процесс утилизации отходов становится экономически нецелесообразным для действующих в настоящее время перерабатывающих предприятий. Если обратиться к опыту обращения с производственными отходами по законодательству Российской Федерации, то налог за размещение отходов на площадках размещения отходов предприятий, занимающихся утилизацией отходов, не взимается в случае временного накопления и фактического использования (утилизации) в течение 3 лет с момента размещения. На наш взгляд, введение необходимости получения разрешения на размещение отходов нефтедобычи, на участках утилизации перерабатывающих эти отходы предприятий может привести к определенным трудностям в сфере обращения (утилизации) многотоннажных отходов бурения как с правовой, так и экономической точки зрения.

При этом становится очевидным, что в таких условиях предприятиям экономически выгоднее не утилизировать отходы бурения, затрачивая значительные средства и оплачивая налоги за размещение отходов на площадках утилизации, а ограничиться только их размещением на полигонах, что идет вразрез с основным принципом экологического законодательства Республики Казахстан - стимулирование природопользователей к сокращению и минимизации отходов.

 

Редакция Zakon.kz
Следите за новостями zakon.kz в: