Зачем содержать казахстанских чиновников до 70 лет

О том, стоит ли Казахстану также как и России, поднимать пенсионный возраст для полезных и талантливых чиновников

Зачем содержать казахстанских чиновников до 70 лет

 

Российский президент Владимир Путин выступил с очередной неожиданной инициативой - продлить срок службы высшим государевым людям до семидесяти лет. Проект соответствующих поправок уже внесен в Государственную думу РФ и, совершенно очевидно, что депутаты ее поддержат.

По мнению самого господина Путина, изменения в законе о государственной службе позволят оставаться у руля власти настоящим профессионалам, которые, несмотря на свой возраст, сохраняют ясность ума и трезвость суждений. Ряд наблюдателей уже назвали президентское предложение консервированием нынешней номенклатуры и началом конца эпохи «нового застоя», намекая на то, что великовозрастные пенсионеры не смогут вовремя и адекватно реагировать слишком быстрые процессы постиндустриального мира.

При этом, средний возраст членов российского кабмина весьма далек от предлагаемой главой РФ планки - менее пятидесяти лет. Самому старому держателю министерского портфеля, министру по развитию Дальнего Востока Виктору Ишаеву сейчас 64 года, а самому молодому министру связи и массовых коммуникаций Николаю Никифорову только-только исполнилось тридцать.

Казахстанский кабинет министров, в возрастном плане, мало чем отличается от российского правительства. Средний возраст отечественных высших государственных чиновников - 49 лет. По сравнению с поздним ЦК КПСС, нынешние руководители государства молоды и подтянуты. Самый юный (опять таки если сравнивать с временами брежневского застоя) министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев родился в 1972 году. А самому пожилому министру Владимиру Божко, главному спасателю республики, 16 мая исполнилось 63 года - предельный возраст для госслужащего. Сверх этой планки можно трудиться только по срочному контракту. В профессионализме господина Божко, если говорить на чистоту, мало кто сомневается, и, кажется несправедливым, что теперь ему придется дорабатывать в этой должности два года. А ведь он и некоторые его коллеги вполне могли бы послужить родине еще с десяток лет. Так почему бы и в Казахстане не поднять пенсионный возраст для полезных и талантливых чиновников до семидесяти лет?

Нехорошев Владмир, депутат четвертого созыва мажилиса Парламента РК:

 - Я считаю, что в Казахстане не приживется идея - содержать чиновников до 70 лет. Как говорится молодежи везде дорога, старикам везде у нас почет. Президент не раз говорил, что нужно дать возможность работать болашаковцам, пусть они поедут в регионы, походят по полям, посмотрят, как живет простой народ. Опыт, он всегда ценен, например: в Японии многие чиновники после выхода на пенсию продолжают консультировать, этой практикой можно воспользоваться и у нас. Пусть консультант будет получать не полную ставку за работу, но определенное вознаграждение за работу должно быть.

Адиль Несипбаев, заместитель председателя Алматинского филиала Народно Демократической партии «Нур Отан»:

- Я считаю, что прежде чем увеличивать срок службы госслужащих, нужно взять карандаш и все детально просчитать. Мы не можем заставить госслужащих работать до 70 лет, потому что не каждый сотрудник обладает отменным здоровьем. Конечно, обсуждение этого вопроса вряд ли потянет на народный референдум, но обсуждать эту проблему нужно. Передавать опыт необходимо, и, если создать при каждом ведомстве советы ветеранов, хотя в некоторых структурах они существуют, никакие престарелые чиновники нам не понадобятся. Без детального обсуждения, я против идеи оставлять госслужащих до 70 лет.

Владислав Косарев, секретарь Центрального комитета КНПК РК:

 - Будет ли это уместно в Казахстане, сложно сказать. Трудно судить в масштабах всей страны - какой старик нужен, а какой нет. Может быть, коллеги некоторых ждут не дождутся, что бы отправить их на пенсию. Держать в кресле человека, который стопорит дело - только во вред. Рассматривать вопрос надо дифференцировано, выборочно можно привлекать людей. У нас есть такая система: те, кто достиг пенсионного возраста, имеют право оставаться еще на два-три года, получать пенсию и зарплату. Но есть и те, кто далеко за эти рамки выходит. В Алма-Ате одного человека провожали на пенсию пять или шесть раз. Каждый раз почетные грамоты, подарки, чаепитие. Это был такой намек, но он тогда собрал все подарки принес обратно и сказал - я лучше буду работать. Кадры есть среди молодежи. Но их надо правильно растить, воспитывать и расставлять. У нас зачастую молодой сидит, пока не проворуется. Надо наблюдать за ним внимательно. Если есть какие-то позывы к стяжательству, то его держать не надо.

Айгуль Соловьева, депутат Мажилиса Парламента РК:

- Если человек сильный, если он грамотный и востребован, почему бы и нет. Вообще дискриминация по возрастному признаку нарушает права человека. В частных фирмах держат ведь людей в возрасте. Почему не позволить то же самое чиновникам? Государство должно создавать любые условия, чтобы человек мог себя реализовать. А талантливый и способный может приложить свои усилия хоть где. И жизненный опыт будет только полезен. Если что-то знаешь, то ты всегда востребован. И система должна быть такой, что бы мы могли оценить такого человека. Необходима прозрачность, доступ к информации, транспарентность и т.д.

Сейтказы Матаев, председатель Союза журналистов Казахстана:

 - Я считаю, что крайний возраст должен быть 65 лет, он такой и есть сейчас. Но вообще, работать он должен до пенсионного возраста. Ну а если он хочет работать, он должен работать по особому контракту. Но я думаю поднимать возрастные ограничения не стоит. Иначе опять как во времена политбюро будет. Потому что у человека есть ресурс трудоспособности. Это же не просто так это придумали. И возрастной ценз должен быть. Надо чтобы более молодые работали. У человека есть продуктивный возраст - это 60 лет, а потом он должен уступать дорогу молодым.

 

Казахстан Япония
Следите за новостями zakon.kz в: