Перерегистрация религиозных объединений /Р. Подопригора/

В интервью, опубликованном в «Юридической газете» («ЮГ», 12.07.2012 г.), начальник департамента по делам религий Павлодарской области Д. Закирьянов отмечает, что ничего сложного в процессе перерегистрации религиозных объединений нет. Профессор Каспийского общественного университета, д.ю.н. Р. Подопригора высказал свою точку зрения.

В то же время он утверждает, что перерегистрацию прошло всего одно религиозное объединение (более чем из 150. - Прим. автора). И это за 9 месяцев со дня принятия Закона о религиозной деятельности и за три месяца до конца срока, установленного для перерегистрации. Ситуация в Павлодарской области отражает общую ситуацию в стране: количественные показатели были бы иные, если бы перерегистрация действительно не вызывала сложностей.

Перерегистрация религиозных объединений

 

В интервью, опубликованном в «Юридической газете» («ЮГ», 12.07.2012 г.), начальник департамента по делам религий Павлодарской области Д. Закирьянов отмечает, что ничего сложного в процессе перерегистрации религиозных объединений нет. Профессор Каспийского общественного университета, д.ю.н. Р. Подопригора высказал свою точку зрения.

 

В то же время он утверждает, что перерегистрацию прошло всего одно религиозное объединение (более чем из 150. - Прим. автора). И это за 9 месяцев со дня принятия Закона о религиозной деятельности и за три месяца до конца срока, установленного для перерегистрации. Ситуация в Павлодарской области отражает общую ситуацию в стране: количественные показатели были бы иные, если бы перерегистрация действительно не вызывала сложностей.

Споры вокруг принятого 11 октября прошлого года Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» поутихли. Но для самих религиозных объединений наступила горячая пора. В соответствии со ст. 24 закона все религиозные объединения обязаны в течение одного года со дня введения в действие этого закона внести соответствующие изменения в свои учредительные документы (по сути, речь идет о перерегистрации, поскольку все религиозные объединения должны изменить наименование).

То, что возникнут проблемы с перерегистрацией, стало ясно сразу после появления закона. И не потому, что, как открыто объявлялось, должно быть уменьшено количество религиозных объединений, выросшее в разы за годы независимости. Дело в том, что сам по себе закон содержит целый ряд положений, показывающих невнимание к вопросам юридической техники, недопонимание отдельных положений казахстанского законодательства по вопросам регистрации и перерегистрации юридических лиц.

Основным разработчиком закона называлось Агентство по делам религий. Сегодня этот государственный орган отсылает по спорным регистрационным вопросам к органам юстиции, которые действительно ответственны за вопросы регистрации и перерегистрации. Но органам юстиции, как и многим другим, в некоторых случаях объективно трудно понять замысел разработчиков.

Уверенно может себя чувствовать, пожалуй, только Духовное управление мусульман Казахстана и его структурные подразделения. Закон, несомненно, учитывает их интересы. Многие другие, включая традиционные религиозные объединения, находятся в растерянности: закон ставит крест на многозвенных религиозных объединениях, юридической личности низовых подразделений в таких объединениях. К примеру, в числе «пострадавших» оказались представители организаций Русской православной церкви в Казахстане, которые до сих пор размышляют - какие юридические формы дальнейшего существования им выбрать.

После принятия закона в действиях государственных органов ощущалась нерасторопность. Постановление Правительства о мерах по реализации закона, включая необходимость внесения изменений в регистрационные процедуры, принято 28 декабря 2011 года. Документы на перерегистрацию стали приниматься только в феврале 2012 года, то есть спустя три месяца после принятия закона. В то же время сроки, установленные законом для перерегистрации, никто не приостанавливал.

Первые же обращения религиозных объединений обнаружили, что у регистрирующих органов нет единых подходов и понимания положений закона. Одни и те же пакеты документов в одном случае принимаются без проблем, в другом - возвращаются заявителям. Выявилось, что ряд требований регистрирующих органов и позиция Агентства по делам религий не соответствуют закону.

Одна из основных проблем связана с подтверждением статуса местного религиозного объединения. Напомним, чтобы сохранить право юридического лица, необходимо показать наличие не менее 50 граждан. При этом существуют разные мнения государственных органов. Ряд органов юстиции и органов по делам религий считают, что 50 человек должны быть жителями исключительно той административно-территориальной единицы, где создается религиозное объединение (доминирующая точка зрения). При этом объяснение очень простое: поскольку религиозное объединение создается и действует в пределах одной области, то и 50 человек должны быть из этой области.

Справедливости ради следует отметить, что есть и другое мнение одного из территориальных органов юстиции о том, что 50 человек могут быть из разных областей.

Можно долго говорить о вахтовых работниках, большом количестве иногородних студентов в крупных городах или о том, что порой две области разделяет дорога и жители одной области ходят за хлебом в другую. Но главное - в законе не сказано о том, что 50 человек должны быть из одной административно-территориальной единицы. И это объяснимо, учитывая современные внутренние миграционные потоки, мобильность граждан. Поэтому мнение о том, что 50 человек должны быть обязательно из одной соответствующей административно-территориальной единицы, не соответствует закону. В нем четко говорится, что местным религиозным объединением признается религиозное объединение, образованное по инициативе не менее пятидесяти граждан Республики Казахстан, при этом нет требования, чтобы они были из одной области (ст. 12, п. 2).

Также не соответствует закону требование о том, чтобы члены религиозного объединения были зарегистрированы в той области, где действует религиозное объединение. Дело в том, что в соответствии с гражданским законодательством место жительства не обязательно является местом регистрации. Граждане могут проживать где-то временно, где-то постоянно. Даже в специальной форме, установленной законодательством, говорится об указании места жительства, а не места регистрации гражданина.

По поводу специальной формы в практике уже тоже возникли проблемы. Форма называется «Список граждан - инициаторов создаваемого религиозного объединения». Но у действующих религиозных объединений уже давно нет инициаторов. После государственной регистрации они перешли в статус членов. Именно поэтому некоторые религиозные объединения откровенно пишут в названии - список членов, а не список граждан-инициаторов, что вполне соответствует и статусу граждан, и здравому смыслу. Но уже имеются примеры отказа в государственной перерегистрации по причине того, что список назван неправильно.

Еще одной проблемой является требование документов, которые на самом деле не предусмотрены законодательством. Так, например, в одном из отказов было сказано, что религиозным объединением не представлены печатные религиозные материалы, раскрывающие историю возникновения и основы вероучения и содержащие сведения о соответствующей ему религиозной деятельности. Представлять такие документы действительно надо, но, по закону, не в процессе перерегистрации, а в процессе регистрации юридического лица.

В другом случае основанием отказа стало непредставление протокола собрания, принявшего решение о перерегистрации. По смыслу законодательства, протокол требуется при создании нового религиозного объединения, а соответствующая Инструкция по регистрации юридических лиц говорит о том, что в случае перерегистрации должно представляться решение или выписка из решения уполномоченного органа о внесении изменений в учредительные документы.

Религиозные объединения покорно представляют копии удостоверений личности и РНН своих членов. Такое требование действительно есть, но оно действует в отношении учредителей юридических лиц. В общественных и религиозных объединениях институт учредителей исчезает после государственной регистрации, превращаясь в институт членства. Члены общественных и религиозных объединений, в отличие от учредителей коммерческих организаций, не сохраняют имущественных или обязательственных прав в отношении имущества юридического лица.

Один из территориальных департаментов по делам религий настоятельно советует религиозным объединениям включить в устав пункт о правопреемстве. Но никакого правопреемства в случае перерегистрации нет. О правопреемстве можно говорить только при реорганизации. В нашем случае новое юридическое лицо не образуется, религиозное объединение сохраняет все прежние реквизиты и атрибуты юридического лица.

Мы привели лишь некоторые примеры. На практике религиозным объединениям приходится сталкиваться со многими другими проблемами. В тупиковой ситуации оказались структуры, которые не являются собственно религиозными, но так или иначе связаны с религиозной деятельностью - общества по распространению религиозной литературы, благотворительные и просветительские организации. Остался неясным вопрос, что делать филиалам и представительствам иностранных религиозных объединений, которые формально не подпадают под требование пройти перерегистрацию, сформулированное в законе (у них нет учредительных документов, в которые закон обязывает вносить изменения, они не являются юридическими лицами).

Таким образом, процедуры в связи с перерегистрацией религиозных объединений характеризуются своей непредсказуемостью и излишним формализмом, хотя смысл любых процедур состоит в исключении непредсказуемости.

Что касается формализма, то, требуя от религиозных объединений неуклонного исполнения закона, государственные органы сами не всегда его соблюдают. Особенно это заметно на примере сроков. Установленные законом сроки, отведенные на перерегистрацию (максимально - около 2,5 месяца) в подавляющем большинстве случаев нарушаются без каких-либо объяснений.

В таких условиях высока вероятность того, что большинство религиозных объединений не успеет пройти перерегистрацию в установленные законом сроки. В связи со сроком, кстати, также возникли разные мнения. Так, представители Агентства по делам религий говорят, что окончательный срок - 24 октября 2012 г. («Казахстанская правда», 14.06.2012 г.; «Юридическая газета», 12.07.2012 г.). На самом деле последний день срока наступает 25 октября 2012 г. (поскольку закон был введен в действие 26 октября 2011 г.).

Что будет после 25 октября? После этой даты религиозные объединения могут продолжать действовать и не могут быть поражены или ограничены в правах до тех пор, пока судебные органы не вынесут решения о ликвидации по обращению органов юстиции. Если религиозные объединения обратились за перерегистрацией до 25 октября, процедура в отношении них должна быть завершена. Более того, нет никаких указаний в законе о том, что религиозные объединения не имеют права обращаться за перерегистрацией после 25 октября. Они могут это делать также до того момента, пока не будет судебного решения о ликвидации. Основной смысл указанного срока в том, что его истечение дает право органам юстиции инициировать ликвидацию. С учетом больших сложностей в регистрационном процессе, в том числе и по причине нерасторопности самих государственных органов, имеет смысл продлить этот срок либо объявить мораторий на обращения органов юстиции в суд. В противном случае органам юстиции придется создавать целый штат ликвидаторов или перенагружать действующих сотрудников, чтобы заниматься вопросами лишения юридической личности большого количества существующих религиозных объединений.

При принятии Закона от 11 октября 2011 г. «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» неоднократно подчеркивалась его цель - упорядочение деятельности религиозных объединений. Пока складывается ощущение, что упорядочивать скоро будет некого. Умышленно или неумышленно делается все, чтобы процесс перерегистрации выглядел тяжелым испытанием для верующих и их ассоциаций. Проблема в том, что большинство религиозных объединений, не прошедших перерегистрацию, не испарятся, а перейдут в другой формат существования, и государству потребуется гораздо больше ресурсов и усилий, чтобы воздействовать на них.

Пока еще есть время для пересмотра отношения к регистрационным процедурам с тем, чтобы законопослушные религиозные объединения смогли выполнить установленную для них обязанность, а государственные органы не получали ненужные упреки в нарушении прав религиозных объединений.  

 

Казахстан Павлодарская область
Следите за новостями zakon.kz в: