Конституционные основы ювеналистики в СССР (19361977 гг.) /Б. Толеубекова/

Советская пенитенциарная политика была основана на исправлении осужденного путем принудительного привлечения его к труду. Политика суверенного Казахстана в данной части ориентирована прежде всего на надлежащее исполнение наказания, установленного вступившим в законную силу решением суда. Подробно об этом автор д.ю.н., профессор, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики КазНПУ им. Абая Б. Толеубекова.

Конституционные основы ювеналистики в СССР (19361977 гг.)

 

Советская пенитенциарная политика была основана на исправлении осужденного путем принудительного привлечения его к труду. Политика суверенного Казахстана в данной части ориентирована прежде всего на надлежащее исполнение наказания, установленного вступившим в законную силу решением суда. Подробно об этом автор д.ю.н., профессор, зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин Института права и экономики КазНПУ им. Абая Б. Толеубекова.

 

Утверждать, что ювенальная юстиция в СССР как самостоятельное правовое направление существовала, нельзя по той простой причине, что само понятие «ювенальная юстиция» в разные исторически значимые для права периоды меняло свое содержание и назначение, цели и задачи, сферу своего влияния и место в общей системе права отдельно взятого государства. Отдельные аспекты правового характера, безусловно, присутствовали. Но они не представляли собой целостного структурно взаимосвязанного образования, чем, собственно, ювенальная юстиция и отличается от иных признаков, характерных для права в целом и его составляющих в частности. Применительно к данной работе для нас важно, как в советском праве вообще регулировались отношения, где одним из участников выступал несовершеннолетний.

Как известно, термин «ювенальная юстиция» вошел в отечественную систему права уже в условиях суверенизации стран, некогда входивших в состав СССР. Применение современных отличительных признаков и характеристик ювенальной юстиции к историко-правовым условиям социалистического государства, начиная с 1924 года и до перестроечного времени, неправомерно хотя бы потому, что эти оценочные критерии несоизмеримы с уровнем развития права в целом и его отдельных отраслей, в частности, в рамках времени и пространства, воплощающих в себе ценностные ориентиры общества сообразно исторически значимой эпохе.

Обращает на себя внимание одно обстоятельство. До сих пор нет однозначного определения самого понятия «ювенальная юстиция», сообразно этому, варьируется представления о его содержании, структуре и системе. Вместе с тем не вызывает сомнений то, что ювенальная юстиция имеет сложную структуру, обуславливающую ее системность. Признак системности - это результат развития ювенальной юстиции, изначально понимаемой только как уголовное правосудие в отношении несовершеннолетних /1/. Факт создания в 1899 году в США (Иллинойс, Чикаго) первого «детского суда» (Juvenile Court) сегодня расценивается как первое в мире специальное учреждение, положившее начало ювенальной юстиции как таковой. Процесс создания таких судов, получив распространение в иных штатах Америки, в начале ХХ века перекинулся в Европу. Поэтому мнение, что в СССР об этих судах правоведы не были осведомлены, не имеет оснований. Другое дело, что исключительно «буржуазная» природа ювенальной юстиции была основным препятствием для ее восприятия социалистическим государством.

Правовая история СССР - это прежде всего предпосылки, условия принятия его конституций, становления и развития системы права на основе конституций, причины смены конституции. Сообразно этому рассмотрение конституционных основ ювенальной юстиции в системе права Союза Советских Социалистических Республик условно распадается на три периода:

- с 1924 по 1936 годы. Это период действия собственно Конституции СССР (процесс образования СССР относится к 1924 году);

- с 1936 по 1977 годы. Он отражает состояние правовой системы СССР во время действия второй Конституции;

- с 1977 по 1993 годы. Это эпоха последней Конституции, третьей в истории конституционного права СССР. А далее - распад СССР, а вместе с ним - крушение права социалистического толка.

При определении периодизации нами намеренно не учитывается Конституция РСФСР 1918 года как акт, не в полном объеме отражающий особенности системы государств, объединенных в Союз ССР.

Условный характер периодизации предполагает исследование по данному вопросу точек зрения разных авторов, в той или иной мере исследовавших проблемы формирования, становления и развития советской ювенальной юстиции. Дело в основах, на которых строится подобная периодизация, принципах, определяющих ключевые векторы исследования.

Так, согласно отдельным исследованиям, ювеналистика может рассматриваться под углом зрения: общегосударственной правовой политики и места в нем ювенальной юстиции; самостоятельной государственной ювенальной политики; влияния мировой правовой практики на определение места ювенальной юстиции в системе национального права; и, наконец, реально существующих экономических, социально-политических условий, диктующих содержание и иные составляющие ювенальной юстиции.

В качестве одного из подходов к периодизации правовой истории ювенальной юстиции привлекает внимание кандидатская диссертация Л.Н. Дегтяревой на тему «Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России (на примере Центрального федерального округа)», защищенная в 2010 году. По мнению Л.Н. Дегтяревой, государственная ювенальная политика России распадается на четыре следующих основных этапа.

Первый этап назван «этапом организационного становления» и охватывает период со второй половины 20-х гг. ХХ века по 60-е гг. ХХ века. В его содержание исследователь включает первые попытки определения молодежи как общественно значимой группы. Возрастной критерий: от 14 до 30 лет.

Второй этап назван этапом теоретико-идеологической стагнации» и охватывает период с 60-х годов ХХ века до начала 90-х годов ХХ века. Л.Н. Дегтярева полагает, что в этот период молодежь не рассматривалась отечественными исследователями как самостоятельная социально-демографическая группа в структуре советского общества.

Третий этап назван «этапом концептуального определения» политики в сфере ювенальной юстиции в России. Он охватывает временной интервал с начала 90-х гг. ХХ века до конца ХХ века.

Четвертый этап именуется «этапом практической реализации», когда ювенальная политика включается в структуру общей социальной политики государства со всеми вытекающими последствиями. Во времени данный этап определен Л.Н. Дегтяревой как период с конца ХХ века и по настоящее (т.е. по 2010 год) время /2, c. 3-13/.

Безусловно, единые исторические корни социалистических республик бывшего СССР актуализируют подобного рода подходы к периодизации рассматриваемого правового явления для стран постсоветского пространства до факта распада СССР. Данное обстоятельство говорит в пользу первых трех этапов, сформулированных Л.Н. Дегтяревой применительно к Российской Федерации. Аналогичная периодизация, на наш взгляд, вполне приемлема для любого иного современного государства, обретшего свой суверенитет в последнее десятилетие ХХ века.

Вместе с тем, как отмечалось нами ранее, для структуры периодизации решающее значение имеют приоритеты, в рамках которых формулируются и решаются исследовательские задачи.

Для объективизации оценочных суждений отметим, что позитивную оценку подходам Л.Н. Дегтяревой дает другой российский исследователь - Л.Е. Калюжная /3, c. 34-35/.

Периодизация, предпринятая в настоящей работе, как нам представляется, имеет ряд преимуществ, наиболее значимыми из которых являются следующие:

- конституция, являясь основным законом страны, определяет генеральную политико-правовую линию государства на период своего действия (с момента его принятия до замены на новую конституцию);

- любая сфера правоотношений как в своем формировании и становлении, так и в развитии не может выходить за пределы конституции, действующей в интересующий историко-правовой момент или период времени;

- принятие новой конституции означает, что предыдущая конституция свою историко-правовую миссию выполнила, а для государства и общества наступил переломный момент, требующий новых подходов ко всем составляющим жизни и деятельности данного социума;

- историко-правовая периодизация тех или иных политико-правовых явлений, включая ювенальную юстицию, по периодам действия конституции означает соответствие правовой политики государства основным положениям конституции;

- предлагаемая периодизация проста и доступна в той мере, в какой смена конституции привносит новое содержание в уже устоявшиеся институты права.

Вместе с тем предпринятый нами подход приемлем только для тех стран, история становления и развития которых обогащена фактами конституционного строительства, связанного с принятием нескольких конституций, как, например, это имело место в СССР.

Исторический экскурс в «ювенальную юстицию» СССР важен для настоящего исследования из следующих соображений:

- революционная смена формы государственности повлекла формирование совершенно новой идеологии в самоопределении общества;

- коренным образом изменилась самооценка личности как неотъемлемой части общества и государства;

- сформулированы вновь ценностные ориентиры человека, определение места человека и его исторической миссии;

- следование принципу преемственности сопровождается селекцией наиболее значимых достижений правовой мысли и практики советского общества.

Современная ювенальная политика Казахстана сформировалась не на пустом месте. Ей предшествовала эпоха социалистического правопонимания, в том числе и того, что имеет отношение к ювенальной юстиции как специфической сфере правоотношений.

Таким образом, придерживаясь ранее обозначенной периодизации, обусловленной временем действия Конституции СССР, полагаем, что исследование собственно конституционных основ формирования, становления и развития ювенальной юстиции в советский период казахстанской государственности как нельзя более целесообразно осуществить в рамках того законодательства, которое действовало в соответствующие конституционно значимые периоды жизни и деятельности страны.

Наиболее сложным в истории советской ювеналистики представляется второй период - с 1936 по 1977 гг. Анализ отдельных особенностей законодательства этого периода позволяет осуществить более объективную оценку важности и значимости тех процессов, которые в современных условиях проходят в Республике Казахстан во взаимосвязи с формированием, становлением и развитием ювенальной юстиции. Оглядываясь на советское прошлое, можно с уверенностью утверждать, что в этом направлении национальное право в целом и ювенальное законодательство в частности сделали огромный шаг вперед.

 

Из истории советской ювеналистики (1936-1977 гг.).

Вторая Конституция СССР была утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 года /4/. В народе она получила название «сталинской» /4/.

Для понимания существа этого акта важно обратить внимание на те нормы, которые оказали свое влияние на политику государства в сфере ювенальной юстиции на целых 40 лет жизни и деятельности советского народа.

Применяя широкое понимание содержания ювенальной юстиции в совокупности с элементами гендерного характера, мы имеем достаточно скромную возможность выделить отдельные установления, которые при самой вольной интерпретации способны дать представление об отношении советского государства к ювенальной юстиции в рассматриваемый период времени.

Так, в ст. 9 Конституции провозглашалось: «Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда» /4, с. 4/. Толкование данного положения позволяет обратить внимание на следующее:

- эксплуатация чужого детского труда находится под запретом закона;

- исключается какое-либо рабство, в том числе и детское.

Нет ясности в вопросе о том, как относится законодатель к эксплуатации труда «своих детей».

Далее согласно ст. 14, к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления, в числе прочих, подлежат: «т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения»; «х) установление основ законодательства о судоустройстве и судопроизводстве, основ гражданского, уголовного и исправительно-трудового законодательства»; «ч) установление основ законодательства о браке и семье» /4, с. 6/.

Пункт «т» ст. 14 развит в Конституции в ст. 121, согласно которой право на образование обеспечивается «всеобщеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатного всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся» /4, с.с. 20-21/.

Кроме того, в ст. 126 указывается, что «в соответствии с интересами трудящихся» граждане СССР имеют право на создание организаций молодежи, спортивные и оборонные организаций, культурные технические и научные общества /4, с. 21/.

На этом нормы Конституции, имеющие отношение к ювенальной юстиции, исчерпываются. Дальнейшее законодательное регулирование имеет отраслевой характер. Во взаимосвязи с последним интерес представляет политика СССР в судоустройственном, уголовном, уголовно-процессуальном и пенитенциарном законодательстве.

 

1. Законодательство о судоустройстве

Необходимость усиления правового регулирования отношений, связанных с деяниями несовершеннолетних, была предопределена экономической, социальной ситуацией в стране в целом. Одним из важнейших актов является Декрет «О суде над несовершеннолетними», принятый в марте 1920 года. Давая оценку данному акту социалистического государства, Л.Н. Дегтярева справедливо отмечает: «Он сохранял юрисдикцию комиссий по делам несовершеннолетних, которые просуществовали до 1953 года. Судебное вмешательство осуществлялось только в случаях тяжких преступлений несовершеннолетних. Эти дела были отнесены к компетенции общих народных судов, где были организованы специальные советы судей» /2, с. 7/.

Всесоюзное законодательство в рассматриваемой части определяло основные положения, которые практически носили обязательный характер для законодательства союзных республик.

В целях реализации Конституции СССР Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1938 года принимается Закон СССР « О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» /5, с. 231/. Анализируя названный закон, Н.Ф. Кузнецова пишет: «В самой Конституции мы находим целый ряд прогрессивных нормативных установлений, в том числе и по уголовному законодательству. Во исполнение их в 1938 г. принимается Закон о судоустройстве. Последний отменил ст. 22 Основных начал, позволявшую ссылать и высылать лиц, не совершивших преступлений либо оправданных за них. Но Закон о судоустройстве не отменил невиновного привлечения к ответственности, так, согласно ч. 2 ст. 1 постановления ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных) и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления статьями об измене Родине», несовершеннолетние члены семьи изменника Родине, совместно с ним проживающие или находящиеся на его иждивении, только на этом основании подлежали высылке в отдаленные районы Сибири на пять лет. Не помешали Конституция СССР и Закон о судоустройстве практике необоснованных, беззаконных репрессий» /6, с. 33/.

В рассматриваемом периоде это был не единственный закон о судоустройстве. Так, постановлением Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года был утвержден и введен в действие Закон СССР «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, Союзных и Автономных Республик» /7/. В ст. 1 названного закона указывается, что в соответствии «со ст. 102 Конституции СССР правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными судами союзных республик, Верховными судами автономных республик, областными, краевыми, городскими судами, судами автономных областей и национальных округов, районными (городскими) народными судами, а также военными трибуналами» /7, с. 3-4/. Вместе с тем приведенная норма Основ законодательства о судоустройстве не в полном объеме соответствует упомянутой ст. 102 Конституции. Дело в том, что Конституционное положение предусматривает также отправление правосудия «специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР» /4, с. 18/. История свидетельствует, что специальные суды были орудием политической расправы над инакомыслящими. Каких-либо «специальных» судов, ориентированных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, законодательство в исследуемый период не предусматривало. Кроме того, в ст. 3 Основ законодательства о судоустройстве указывается, что задачей суда является применение мер уголовного наказания не только для осуществления кары преступников, но также имеет своей целью «их исправление и перевоспитание» /7, с. 4/. Цель исправления и перевоспитания лиц, не достигших 18 лет, осуществлялась в специальных учреждениях пенитенциарной системы, в которых они получали образование (всеобщее обязательное восьмилетнее), приобщались к производству, получая ремесленные навыки, которые предполагалось применить при выходе этих лиц на свободу. Таким специфическим способом реализовывалось положение ст. 121 Конституции.

 

2. Уголовное законодательство

Принятие новой Конституции СССР не сразу отразилось на содержании уголовного законодательства. По исследованиям Н.Ф. Кузнецовой, по закону от 7 апреля 1935 г. несовершеннолетние привлекались к ответственности за преступления с 12 лет «с применением всех мер уголовного наказания» /6, с. 33/. По оценкам названного ученого, грубо нарушался принцип вины и личной ответственности, когда уголовной высылке подвергались лица, не виновные в совершении преступлений (так называемые ЧСИР - члены семьи изменника Родины). В нарушение признака гуманизма была установлена уголовная ответственность в 12 лет, лишение свободы повышено до 25 лет, введено тюремное заключение, отменено условно-досрочное освобождение. Принимается ряд актов, непосредственно имеющих отношение к несовершеннолетним: «Об уголовной ответственности несовершеннолетних» (Указ Президиума ВС СССР от 31 мая 1941 г.); «Об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов» (Указ Президиума ВС СССР от 10 декабря 1940 г.), «О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» (Указ Президиума ВС СССР от 7 июля 1941 г.) и др.

Имеют значительные отличия законодательные акты об уголовной ответственности военного времени (1941-1945 гг.) и послевоенного времени (1945-1953 гг.). Если военное время определяется годами Великой Отечественной войны, то послевоенное время заканчивается вместе с завершением сталинского периода правления страной, т.е. 1953 годом - годом смерти И.В. Сталина.

Как указывают исследователи, для уголовного законодательства военных лет характерны, во-первых, временный характер ряда норм, обусловленных особенностями конкретно складывающихся чрезвычайных ситуаций; во-вторых, отправлением правосудия военными трибуналами в местах военных операций. Широко применялась аналогия путем приравнивания действий, влекущих уголовную ответственность. Так, например, уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству, за что предусматривалось наказание до 8 лет лишения свободы /6, с. 36; 8, с. 104-105/.

Для послевоенного уголовного законодательства характерно снижение уровня репрессий, смягчение форм, видов и сроков наказания, введение условно-досрочного освобождения от дальнейшего отбытия наказания, введение исправительных работ, условного осуждения.

В 1958 году были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Основными положениями, имеющими отношение к ювенальной юстиции, являются: запрет на смертную казнь, ссылку и высылку в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших преступления; увеличение возраста, с которого наступает уголовная ответственность; сокращение сроков давности, по истечении которых обвинительные приговоры не приводятся в исполнение, а виновные лица не привлекаются к уголовной ответственности.

 

3. Уголовно-процессуальное законодательство

Вплоть до 1958 года в СССР действовали Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденные постановлением ЦИК СССР от 31 октября 1924 г. Новый Закон СССР «Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» был принят Постановлением Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года /9/. В предписаниях данного закона содержались положения, характеризующие новые подходы к ювеналистике как достаточно прогрессивные.

Так, по делам несовершеннолетних стало обязательным: участие защитника (ст. 22); проведение распорядительного заседания суда при решении вопроса о предании лица суду (ст. 36); проведение закрытого судебного разбирательства, если оно затрагивает интимные стороны жизни (ст. 12). Кроме того, недостижение лицом возраста, с которого наступает уголовная ответственность, признаётся в качестве обстоятельства, исключающего производство по уголовному делу (ст. 5).

В развитие законодательства о судопроизводстве Законом СССР от 11 июля 1969 г. вводится в действие Положение о предварительном заключении под стражу /10/. В данном акте устанавливается содержание несовершеннолетних, заключенных под стражу, отдельно от взрослых (ст. 8). При водворении лица в карцер устанавливается общий срок до десяти суток, в отношении несовершеннолетнего этот срок снижен до пяти суток (ст. 15). Наложен запрет на применение оружия в отношении несовершеннолетнего, совершившего побег из-под стражи (ст. 17).

 

4. Уголовно-исполнительное законодательство

Исправительно-трудовой кодекс, принятый 1 августа 1933 года, действовал до 11 июля 1969 года, т.е. до утверждения новых Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик. В ИТК 1933 года в качестве задачи была указана «защита диктатуры пролетариата и осуществляемого им социалистического строительства от посягательств со стороны классово враждебных элементов и нарушений со стороны как деклассированных элементов, так и неустойчивых элементов из среды трудящихся (ст. 1).

Таким образом, как констатирует Н.Ф. Кузнецова, в ИТК 1933 года явно прослеживалась ориентация на «классово-опасных элементов», а не на общественную опасность преступлений /6, с. 34/. Это означало, что идеологический фактор превалировал над возрастным. Несовершеннолетний не был защищен от суровых репрессий до 1969 года.

В соответствии с Основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (1969 г.) 17 декабря 1971 года был утвержден Исправительно-трудовой кодекс Казахской ССР, который действовал до конца 1997 года, т.е. до вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан. Как видно из самих названий актов, советская пенитенциарная политика была основана на исправлении осужденного путем принудительного привлечения его к труду. Политика суверенного Казахстана в данной части ориентирована прежде всего на надлежащее исполнение наказания, установленного вступившим в законную силу решением суда.

Возвращаясь к исправительно-трудовому законодательству СССР (1969-1997 гг.), которое продолжало действовать в первые годы суверенизации, необходимо отметить, что под трудовым воздействием понимался карательно-воспитательный процесс. Как отмечалось в литературе, реализация содержащейся в наказании кары и применение мер исправительно-трудового воздействия обусловливает специфическое постоянное воздействие на осужденного, которое в общей форме принято называть карательно-воспитательным процессом /11, с. 62/. Сочетание трудового воздействия и воспитания для несовершеннолетних осуществлялось в специальных пенитенциарных учреждениях - воспитательно-трудовых колониях (ВТК).

Основные выводы по третьему периоду в истории конституционных основ советской ювеналистики сводятся к следующему:

- в период между второй и третьей конституциями СССР государственная правовая политика в отношении несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния, характеризуется достаточно резким, и нередко противоречивыми изменениями в общем курсе, заложенном в Конституции СССР 1936 года;

- в тексте Конституции СССР 1936 года каких-либо прямых предписаний, определяющих жесткие рамки в ювенальной политике, не имеется. Данное обстоятельство послужило той средой, в которой отношение к несовершеннолетним мало чем отличалось по степени своей суровости от отношения к взрослым преступникам. Иными словами, Конституция не содержала нормы, ориентированные на гуманное отношение к несовершеннолетним. Отсюда: низкий уровень возраста, с которого наступает уголовная ответственность; очень болезненный переход к более старшему возрасту; принятие ряда законодательных актов, предусматривающих уголовные наказания, применяемые к несовершеннолетним;

- наличие объективных предпосылок для ужесточения законодательства в целом, предопределенных военным и послевоенным временем в истории СССР. Эти процессы нашли свое отражение на содержании ювенальной правовой политики государства, для которой было характерно «равное отношение» к субъектам правонарушений вне связи с возрастными особенностями несовершеннолетних.  

 

Литература

1. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. Спб: Питер, 2001; Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие. М.: Дело, 2000; Архипова Н.О. О ювенальной юстиции как системе противодействия преступности несовершеннолетних. Право и образование, 2011, № 4. С. 143-147; Мусали Нурадель. Проблемы совершенствования законодательства об ответственности и индивидуализации наказания несовершеннолетних. Дисс. … к.ю.н. М., 2008 и др.

2. Дегтярева Л.Н. Конституционно-правовая защита несовершеннолетних в современной России (на примере Центрального федерального округа). Автореф. дисс. … к.ю.н. Белгород, 2010.

3. Калюжная Л.Е. Ювенальная юстиция и защита прав несовершеннолетних в России: конституционно-правовые аспекты: Монография. Под ред. д.ю.н., профессора С.А. Глотова. М.: АКПиППРО, 2011.

4. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социолистических Республик. Утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР от 5 декабря 1936 года. Сборник законов СССР. В четырех томах. Том 1 (1938-1975). М.: Издат. «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1975. С. 3-24.

5. О признании утратившим силу законодательных актов в связи с введением Основ уголовного законодательства, законов об уголовной ответственности за государственные и за воинские преступления, Основ законодательства о судоустройстве, Положения о военных трибуналах и Основ уголовного судопроизводства. Указ Верховного Совета СССР от 13 апреля 1959 года. Сборник законов СССР. В четырех томах. Том 4 (1938-1975). М.: Издат. «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1976. С. 222-234.

6. Кузнецова Н.Ф. Вопросы истории советского уголовного законодательства (Общая часть). Вестник Московского университета. Серия 11 Право. 1991, № 5. С. 30-39.

7. Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, Союзных и Автономных Республик. Утверждены постановлением Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года. Сборник законов СССР. В четырех томах. Том 4 (1938-1975). М.: Издат. «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1976. С. 3-12.

8. Шаргородский М.Д. Вопросы общей части уголовного права в условиях военного времени. Ученые записи Московского университета. Вып. 76: Труды юридического факультета. М., 1945. Кн. 1.

9. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик: Закон СССР. Утвержден постановлением Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 года. Сборник законов СССР. В четырех томах. Том 4 (1938-1975). М.: «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1976. С. 59-79.

10. Положение о предварительном заключении под стражу. Утверждено постановлением Верховного Совета СССР от 11 июля 1969 г. Сборник Законов СССР. В четырех томах. Том 4 (1938-1975). М..: Издат. «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1976. С. 81-90.

11. Советское исправительно-трудовое право. Под ред. Н.А. Беляева, В.С. Прохорова. Л.: Изд. ЛГУ, 1989.

 

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: