Институт медиации как один из способов реализации программы социальной модернизации Казахстана
Ж. Жакупов, президент ОО «Международный правозащитный центр», председатель Правления ОО «Реформа в уголовно-исправительной системе», член-корреспондент Международной академииинформатизации, профессиональный тренер-медиатор и бизнес-тренер
Возглавляемое мною общественное объединение «Международный правозащитный центр», который осуществляет свою деятельность уже 15 лет, и создан был по инициативе 9 национально-культурных центров Ассамблеи народа Казахстана. Миссия нашей организации - внесение вклада в строительство демократического, правового государства, повышение правовой грамотности и культуры населения, защита прав граждан посредством оказания юридической помощи социально уязвимым слоям населения и осуществления интеллектуальной благотворительной, миротворческой и медиативной деятельности. Юристы и психологи в общественной приемной центра, действующей с момента создания на постоянной основе, консультируют обратившихся граждан по всем правовым вопросам с дальнейшим сопровождением в суде, а также с проведением примирительных процедур, таких как процедуры медиации для урегулирования споров и конфликтов. Наши сотрудники имеют большой юридический опыт в государственных, правоохранительных и судебных органах России и Казахстана. Это адвокаты, судьи в отставке, сотрудники со стажем работы в органах прокуратуры, внутренних дел и национальной безопасности.
С момента принятия в Республике Казахстан Закона «О медиации» деятельность МПЦ получила новое актуальное направление, такое как оказание помощи медиатора в разрешении различного рода конфликтов. Центром ведется активная работа, в том числе совместно с судебными, государственными органами, неправительственными организациями и средствами массовой информации, по разъяснению норм данного закона в обществе для широкого его применения. Сегодня ОО «Международный правозащитный центр» оказывает медиаторские услуги, ведет реестр профессиональных медиаторов, проводит большую работу по разъяснению и пропаганде института медиации, является инициатором и организатором многих мероприятий по развитию медиации в Казахстане, разрабатывает методические материалы и предложения, проводит мониторинг и анализ законодательства и т.д. При МПЦ с прошлого года открыт центр медиации, в котором наши медиаторы успешно проводят процедуры медиации, и действует школа подготовки профессиональных медиаторов, выпустившая с марта этого года 25 медиаторов. В настоящее время, помимо Алматы, мы имеем представителей в г.г. Астана и Алматы и области, Атырау и области, г. Актау, г. Жанаозен Мангышлакской области и ЮКО.
В нашем объединении есть профессиональные тренеры-медиаторы, получившие образование в международной школе в Болгарии и Испании, преподающие на государственном и русском языках. В ноябре прошлого года я провел образовательную сессию на Пятом гражданском форуме Казахстана, в ходе которой презентовал институт медиации и его преимущества делегатам и гостям форума на казахском языке. С начала года мной проводятся лекции в партийной школе «Нур отан» и национальных компаниях по разъяснению института медиации и трудового законодательства.
ОО «Международный правозащитный центр» является одной из немногих организаций, осуществляющих подготовку профессиональных медиаторов и ведение примирительных процедур на государственном языке. С момента вступления закона в силу нашими медиаторами проведено более 50 медиаций преимущественно для разрешения трудовых и семейных споров, но в том числе и в уголовной и уголовно-исправительной сфере, из которых положительные результаты имеют больше половины случаев.
Развитие института медиации в Казахстане позволит разрешать споры и конфликты во всех сферах общественной жизни, начиная от самой маленькой ячейки общества семейной до важнейших в масштабах государств, в том числе политических, не говоря уже о трудовых, гражданских, экономических и других. Потенциально медиация может позволить снизить социальную и политическую напряженность и конфликтность в обществе.
В программе социальной модернизации Казахстана Президентом выделены 5 основных приоритетов и дано 20 поручений, часть из которых непосредственно связана с институтом медиации.
Так, первым приоритетом является обновление социального законодательства, что, на наш взгляд, также предполагает обновление законодательства по медиации и связанного с ним производства. Для выполнения этой задачи предлагается внести изменения и дополнения в ряд кодексов и законодательных актов. К примеру, Трудовой кодекс содержит понятие посредника как физического или юридического лица, привлекаемого сторонами трудовых отношений для оказания услуг по разрешению трудового спора и примирительных процедур. Мы считаем необходимым заменить понятие «посредник» на медиатора и соответственно включить ряд статей по процедуре медиации, которая на практике успешно применяется для урегирования трудовых конфликтов. Ввести норму об обязательном включении в состав примирительной (согласительной) комиссии медиатора как лица, обладающего профессиональными навыками для разрешения трудового конфликта. Предлагаем рассмотреть вопрос о введении нормы в Гражданско-процессуальный кодекс об обязательном посещении медиатора до обращения в суд по трудовым спорам, что было бы выгодным и для судов, поскольку трудовые споры не облагаются государственной пошлиной, и т.д.
В начале текущего года нами были разработаны предложения о внесении изменений и дополнений в Закон «О медиации», Гражданско-процессуальный кодекс, Уголовный, Уголовно-исполнительный кодексы для развития института медиации и широкого его применения, которые мы озвучили на «круглом столе», проведенном 17 мая этого года в Мажилисе Парламента, а также направили в Департамент юстиции г. Астаны для последующего направления в Министерство юстиции и обсуждали на «круглых столах» координационных советов департаментов юстиции Мангистауской, Атырауской области и судов ЮКО, КЗО, Жамбылской области и направили в адрес Верховного Суда РК. Сегодня мы готовы представить обновленный пакет предложений изменений и дополнений в законодательство с учетом поручений Президента по программе «Общество Всеобщего Труда», а также нами ведется работа по созданию комментария к Закону «О медиации» и разработке методических материалов по медиации.
Второй приоритет программы - формирование эффективной модели социально-трудовых отношений, которую трудно представить без медиатора как профессионального переговорщика и фасилитатора. Обучение новой актуальной профессии медиатора позволит решить задачу развития сферы занятости, поскольку профессия медиатора - это новая профессия, которая приобретается на базе имеющегося любого высшего образования. Приобрести данную профессию можно за небольшой срок - 48 часов или 5 календарных дней, и это обучение проходит в очном, интерактивном либо дистанционном режиме с практическими занятиями, составляющими более 60% времени обучения. Востребованность данной профессии будет зависеть и от тех инициативных шагов со стороны государства, которые будут предприниматься в поддержку организаций медиаторов. При условии дальнейшего развития института медиации в Казахстане профессия медиатора станет еще более престижной, современной и полезной.
Следующая задача, озвученная Президентом, - профилактика, предупреждение и регулирование трудовых конфликтов. Безконфликтного общества не существует, и в этой связи мы должны минимизировать риски, которые вероятны в результате возникновения и развития разногласий в сфере трудовых отношений. Это возможно при непосредственном участии организаций медиаторов.
В целях реализации 7-го поручения Елбасы мы готовы оказать содействие и принять активное участие в работе по использованию услуг переговорщиков- медиаторов и обучению медиаторов, медиации, медиативной компетенции персонала, руководящего состава, разъяснению трудового и социального законодательства и т. д.
По данному поручению нами ожидаются также инициативные шаги государства, направленные на развитие института медиации. Это прежде всего информационная поддержка, которая предполагает информативные ролики на телевидении о существовании медиации как способа мирного урегулирования конфликта для широкого информирования населения, которому попросту неизвестно об этом. 95% населения Казахстана не знают, что такое медиация, либо слышали, но не могут конкретно пояснить, что это такое. Подобные ролики самим организациям медиаторов финансово не под силу, но возможны для государства. Далее необходимы информационные стенды во всех государственных органах, куда обращаются граждане. Это суды, правоохранительные органы, ЦОН и др. На стендах должна содержаться информация о медиации, о центрах, действующих в городе и регионе, о реестрах медиаторов. Чего мы практически не наблюдаем, за редким исключением, что стало возможным благодаря усилиям организаций медиаторов. Сайты госорганов также должны содержать информацию о медиации. Тот же сайт Министерства труда и соцзащиты, Министерства юстиции и др., на которых сегодня нет ни слова о медиации.
Одним из способов поддержки медиации видится размещение государственного заказа, а не только финансовые гранты и проекты зарубежных и иных общественных фондов и организаций. Проблемой является также отсутствие механизма взаимодействия между организациями медиаторов и государственными органами по вопросам внедрения и развития медиации в Казахстане. Этот вопрос не закреплен ни за одним государственным органом, и все наши обращения в МВД, Генеральную прокуратуру, Министерство культуры и информации, Министерство образования и др. остаются без решения и ответа.
В рамках поручения 8 мы готовы представить свои предложения в законодательный орган и принять участие в подготовке и проведении Национальной конференции медиаторов, поскольку Международный правозащитный центр тесно сотрудничает с организациями медиаторов России, Украины, Белоруссии, Болгарии и Испании.
По вопросу исполнения поручения 12 об оптимизации вузов и системы обучения. Необходимо отметить важность обучения основам медиации студентов в юридических и других вузах страны, а также в школах для школьников для расширения кругозора и воспитания в духе миролюбия, толерантности и взаимоуважения, а также мирного разрешения споров и конфликтов. По данному вопросу наш центр с начала года неоднократно обращался в Министерство образования и науки, на что получали равнодушные и отсылочные ответы без уделения им должного внимания. После безуспешных обращений во всех инстанции МПЦ обратился в Администрацию Президента с анализом ситуации в области развития и внедрения медиации в Казахстане, проблемными вопросами, и сейчас мы нашли в Программе социальной модернизации пути решения этих проблем и возможности для развития структур медиации. Мы предлагаем, исходя из опыта зарубежных стран, пройти сотрудникам общественных приемных, неправительственных организаций, а также партии «Нур отан», краткосрочные курсы по коммуникативным навыкам, медиативной компетенции и управлению конфликтами.
Последним приоритетом программы названа эффективная система государственного управления социальными процессами. Полагаем, что для реализации принципа партнерства с неправительственным сектором государству необходимо создавать и поддерживать разнообразные площадки диалога общественных организаций медиаторов, государственных, судебных, правоохранительных органов и учебных заведений, а также совместной организации мероприятий.
Таково наше видение участия организаций медиаторов, профессиональных медиаторов и тренеров в реализации Программы социальной модернизации Казахстана.