Продолжается реализация программы «Казахстан-2030»
Таким образом, была подведена черта под переходным периодом, а также определены главные направления развития республики в ближайшие десятилетия. Сегодня, когда международные эксперты оценивают Казахстан, отмечают, что наша страна одна из первых определилась со своими приоритетами и смогла более эффективно распорядиться как со временем, так и с финансово-экономическими ресурсами. В итоге республика быстро смогла занять лидирующие позиции на постсоветском пространстве и стала узнаваемой на мировой арене. Динамичные темпы роста экономики, стабильность внутри страны стали визитной карточкой Казахстана. Даже сегодня, когда окружающий мир столкнулся с последствиями глобального кризиса, республика остается островком стабильности в неспокойном океане. В стране улучшаются социальные показатели, растет новое поколение граждан, которые свое будущее связывают с Казахстаном.
В октябре 1997 года в послании президента Республики Казахстан народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» была представлена стратегия развития Республики Казахстан до 2030 года. Представленная стратегия «Казахстан-2030» обозначила долгосрочный путь развития молодой суверенной республики, направленный на трансформацию страны в одно из самых безопасных, стабильных, устойчивых государств мира с динамично развивающейся экономикой.
Одним из основных приоритетов стратегии был обозначен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений. Особая роль данного приоритета обусловлена тем, что без динамично развивающейся экономики невозможно увеличить поступления в бюджет республики, решить социальные вопросы (повысить уровень жизни населения, снизить безработицу, поднять на качественно новый уровень здравоохранение и образование), а также успешно искоренить коррупцию и преступность.
Итоги пятнадцатилетнего развития Казахстана убедительно
показали, что стратегия «Казахстан-2030» не только подтвердила свою
жизнеспособность и эффективность, но и стала руководством к действию для всех
сегментов экономики и общества. Кроме этого, уже сейчас можно констатировать,
что программный документ, чьи положения реализовываются по всей стране из года
в год, позволил стране отойти от модели выживания к модели динамичного развития
с уклоном на опережение.
На сегодня завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности, сформирована хозяйствующая среда, адекватная стандартам развитого рынка. Кроме этого, Казахстан в числе первых государств-участников СНГ был признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой. В ходе реализации стратегии «Казахстан-2030» экономика Казахстана стала расти высокими темпами, повысилось благосостояние населения, растет уровень внутренних сбережений. Казахстанская экономика приобрела качественно новую модель развития, основанную на ограниченном вмешательстве государства в экономику при активной роли частного сектора и поощрении конкуренции.
На сегодня можно с уверенностью сказать, что именно благодаря стратегии значительно укрепилась национальная безопасность Казахстана, базирующаяся на уникальной для всего мира казахстанской модели сохранения и укрепления межнационального согласия в стране. Многие помнят, что после обретения независимости перед Казахстаном в числе первоочередных встала задача формирования общественного диалога и обеспечения межнационального и межконфессионального согласия. В условиях полиэтничного и многоконфессионального казахстанского общества духовный мир и согласие выступают факторами консолидации народа республики в единую гражданскую общность, что в свою очередь позволило преодолеть не только трудные годы становления нашей государственности, но и заложить прочный фундамент для дальнейшего развития республики. Более того, эффективная модель межнационального и межконфессионального мира сегодня служит необходимым условием для дальнейшей интеграции Казахстана в международное сообщество, а также процесса ускоренной модернизации Казахстана и его успешного вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.
Достойным продолжением проводимой руководством страны политики, направленной на реализацию стратегии «Казахстан-2030» в области укрепления межконфессионального согласия не только в Казахстане, но и во всем мире, служит проведение на регулярной основе в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий под председательством президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Как известно, в работе глобальной диалоговой площадки обсуждаются актуальные вопросы свободы вероисповедания, роли религиозных лидеров в укреплении международной безопасности и объединении усилий мировых религий для мирного решения постоянно возникающих в различных уголках земного шара конфликтов.
Съезды лидеров мировых и традиционных религий стали логическим продолжением взвешенной межконфессиональной политики Казахстана, экстраполированной на мировой уровень. При этом предложенная первым президентом - Лидером Нации Нурсултаном Назарбаевым уникальная модель межэтнического и межконфессионального согласия сегодня является прообразом «общемировой концепции межрелигиозного и межнационального диалога». Став международным центром диалога всех мировых и традиционных религий, Казахстан на сегодня является безусловным лидером в данной сфере. На сегодняшний день в стране находятся представительства более 40 конфессий и деноминаций, Минюстом страны зарегистрировано свыше 4200 религиозных объединений. Своим примером Казахстан наглядно продемонстрировал, что разные народы, религии и верования вполне могут сосуществовать и развиваться в благоприятных мирных условиях. Благодаря продуманной политике Нурсултана Назарбаева в нашем государстве религиозные конфессии не ущемляют друг друга, а соседствуют в мире и согласии.
В свою очередь признанная всем международным сообществом модель стала примером для подражания для многих стран мира. Выдающиеся деятели ислама, христианства, буддизма, иудаизма, индуизма признали Астану площадкой, на которой можно вести диалог всем религиям мира. Так, король Саудовской Аравии Фахд бен-Абдель Азиз аль-Сауд в своем обращении отметил: «…Отрадно приветствовать Вас (Нурсултан Назарбаев. - Ред.) и Вашу инициативу по проведению этого мирового съезда, который проходит в то время, когда все нации и народы ищут мира, свободного от войн, конфликтов, ненависти и дискриминации, и стремятся к совместному решению проблем человечества и установлению безопасности и мира для людей планеты. Диалог, который Вы выбрали средством взаимопонимания между представителями различных культур и религиозными и общественными лидерами, - это самый успешный путь к достижению взаимопонимания и сотрудничества в мире».
Общим знаменателем проводимой политики государства в области укрепления межнационального и межконфессионального согласия является тот факт, что межнациональный и межконфессиональный диалог стал мощным фактором модернизации экономики, политики и общества. И это объективно, так как успешные результаты, достигнутые на отдельных этапах реализации стратегии «Казахстан-2030», продемонстрировали значительный прогресс, достигнутый молодой суверенной республикой в различных сферах общественной жизни, где осуществляются реформы.
Данный тезис находит свое понимание и на Западе. В частности, в «Официальном протоколе Конгресса США» под заголовком «Конгресс заинтересован в будущем Казахстана» от 18 июня 2004 года конгрессмен Крис Кэннон отметил: «…Я с большим интересом наблюдаю за развитием молодого Казахстана и должен отметить, что с момента обретения своей независимости от бывшего Советского Союза в 1991 году эта страна претерпела ошеломительные политические и экономические трансформации… И в том, что Казахстан состоялся, есть большая заслуга его лидера - президента Нурсултана Назарбаева. Я полностью разделяю позицию руководства Казахстана, что любые реформы имеют смысл только тогда, когда они служат народу. Многие критиковали Казахстан за изначальный выбор курса на экономическую либерализацию и оставление глубоких политических реформ напоследок. Однако время показало справедливость этого курса.
Я высоко ценю политическую дальновидность президента Н. Назарбаева, архитектора казахстанского успеха, который, несмотря на критику, сумел вывести страну в ряд экономически сильных государств и сейчас приступил к еще более масштабным политическим реформам».
Вместе с тем в условиях глобального финансового кризиса реализуемая стратегия «Казахстан-2030» шаг за шагом выводит нашу страну на путь устойчивого экономического развития. В этом плане общие для всех стран без исключения условия, способные обеспечить такой выход, достаточно ясно указаны в программном документе. А это реальная независимость страны, нацеленность общества и государства на экономические и политические реформы, относительная открытость экономики, создание благоприятного климата для притока иностранных инвестиций, внутриполитическая стабильность, использование уроков из мирового опыта.
Успехи, которых благодаря реализации принятой в 1997 году стратегии достигла молодая суверенная республика за относительно короткий промежуток времени, стали визитной карточкой Казахстана. Это по достоинству оценили ведущие державы мира. Так, заместитель госсекретаря США Алан Ларсон отметил: «…Казахстан осуществил ряд широких реформ, позволивших ему перейти от плановой к рыночной экономике. Эти впечатляющие реформы произошли на фоне внутриполитической стабильности и постепенного продвижения демократических реформ и гражданского общества…». В итоге на сегодня Казахстан стал полноправным игроком на мировой арене, к мнению которого прислушиваются не только соседи по бывшему пространству, но и ведущие страны мира.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы