Обзор изменений в законодательстве по вопросам организации исламского финансирования /С. Даумов, А. Сеитов /

Партнер С. Даумов и юрист А. Сеитов юридической фирмы «GRATA» о поправках в законодательство по вопросам организации исламского финансирования, в Законе Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации исламского финансирования» № 475-IV от 22 июля 2011 года. Основные поправки, внесенные в закон, освещены в данном обзоре.

Обзор изменений в законодательстве по вопросам организации исламского финансирования

 

Партнер С. Даумов и юрист А. Сеитов юридической фирмы «GRATA» о поправках в законодательство по вопросам организации исламского финансирования, в Законе Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации исламского финансирования» № 475-IV от 22 июля 2011 года. Основные поправки, внесенные в закон, освещены в данном обзоре.

 

Резюме основных поправок, предложенных законом

В законе расширяется понятие государственных эмиссионных ценных бумаг в части исламских ценных бумаг, выпускаемых государством.

В соответствии с внесенными изменениями держатели исламских государственных эмиссионных ценных бумаг приобретают право на получение доходов от использования активов по договору субаренды.

В законе расширяется понятие исламской специальной финансовой компании.

Внесенные изменения предусматривают условия досрочного погашения исламских арендных сертификатов, выпущенных государственным учреждением. 

Расширено определение оригинатора с целью конкретизации круга лиц, правомочных выступать в качестве оригинатора от имени государства.

Внесены поправки в части передачи республиканских автомобильных дорог в качестве активов в рамках выпуска исламских ценных бумаг.

Внесенные дополнения определяют, что активы, переданные государственному учреждению по договору аренды, не могут быть обеспечением по исламским арендным сертификатам. 

Внесенные дополнения устанавливают, что обращение исламских арендных сертификатов возможно также после заключения договора субаренды имущества.

 

Законом введены поправки в следующие нормативно-правовые акты:

1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV;

2. Закон Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» от 2 июля 2003 года № 461;

3. Закон Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах» от 17 июля 2001 года № 245.

 

Анализ основных поправок

Правительство Казахстана планирует осуществить первую в Казахстане сделку, соответствующую законам Шариата - выпуск исламских государственных ценных бумаг, в частности выпуск исламских арендных сертификатов. В ходе организации данной сделки возникла необходимость внести изменения в действующее законодательство Республики Казахстан в связи с имеющимися пробелами в законодательстве, что, соответственно, делает невозможным выпуск исламских государственных ценных бумаг. 

Основной целью принятия закона является осуществление государством выпуска исламских государственных ценных бумаг, в рамках которого предполагается участие Министерства Финансов Республики Казахстан в качестве оригинатора и стороны, привлекающей финансирование, а в качестве актива выступает узуфрукт от договора аренды дорог, подлежащего заключению для целей реализации данной сделки (далее «сделка»). 

Основные изменения и поправки, внесенные в данный закон, представлены вашему вниманию.

Ранее существующая редакция РЦБ предусматривала, что оригинатором может выступать только исламский банк, национальный холдинг, национальный управляющий холдинг, юридические лица, сто процентов голосующих акций (долей участия) которых принадлежат национальному управляющему холдингу (при наличии согласия национального управляющего холдинга), передающие активы исламской специальной финансовой компании на основании договора купли-продажи и (или) являющиеся учредителями исламской специальной финансовой компании. 

Учитывая, что в предполагаемой Сделке оригинатором выступает государственное учреждение, то есть МФ РК, в РЦБ были внесены соответствующие изменения, с целью конкретизировать в Сделке роль государства, как оригинатора:

«Оригинатором может выступать уполномоченный орган по управлению государственным имуществом, передающий исламской специальной финансовой компании активы на основании договора аренды». 

Вместе с тем, внесенные изменения позволяют расширить круг участников рынка ценных бумаг и дают возможность частным компаниям выступать в роли оригинаторов: «Оригинатор - юридическое лицо - резидент Республики Казахстан, соответствующее требованиям Национального Банка Республики Казахстан, передающее исламской специальной финансовой компании активы на основании договора купли-продажи и (или) являющееся учредителем исламской специальной финансовой компании».

Предполагается, что предоставление такой возможности частным компаниям будет иметь положительные социально-экономические последствия, так как на рынке появится новая альтернативная форма финансирования.

Одним из препятствий для организации сделки являлось определение Исламской специальной финансовой компании (далее «ИСФК») как юридического лица, создаваемого в организационно-правовой форме товарищества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества. В предполагаемой Сделке, в качестве ИСФК выступает не товарищество с ограниченной ответственностью и не акционерное общество, а государственное учреждение, в связи с чем и были приняты следующие изменения в РЦБ:

«Исламская специальная финансовая компания - юридическое лицо, создаваемое в соответствии с настоящим Законом в организационно-правовой форме акционерного общества либо товарищества с ограниченной ответственностью, а также центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета (далее - государственное учреждение), осуществляющие выпуск исламских ценных бумаг».

По принципам Шариата держателю исламских ценных бумаг предоставляется право получения доходов по договору аренды, что должно быть закреплено законодательством. Для этих целей законом были внесены поправки, которые подтверждают право держателей исламских ценных бумаг на получение доходов, с учетом того, что в предполагаемой Сделке доходы будут формироваться на основании договора субаренды:

«Государственная эмиссионная ценная бумага - эмиссионная ценная бумага, удостоверяющая права ее держателя в отношении займа, в котором заемщиком выступают Правительство Республики Казахстан, Национальный Банк Республики Казахстан и местные исполнительные органы, или удостоверяющая права ее держателя на получение доходов от использования активов на основании договора субаренды».

Законом предусмотрены условия досрочного погашения исламских ценных бумаг, выпущенных государством:

«Проспектом выпуска исламских арендных сертификатов может быть предусмотрено условие досрочного погашения исламских арендных сертификатов в случае выкупа имущества оригинатором у исламской специальной финансовой компании. Досрочное погашение исламских арендных сертификатов, выпущенных государственным учреждением, осуществляется в случае расторжения договора аренды имущества оригинатором с исламской специальной финансовой компанией».

Как было отмечено ранее, активом, в рамках предполагаемого выпуска исламских ценных бумаг, является узуфрукт от договора аренды дорог. В связи с этим в АД внесены соответствующие поправки, которые не будут запрещать передачу дорог в аренду в определенных случаях:

«Республиканские автомобильные дороги общего пользования или их участки могут быть переданы в аренду в рамках выпуска исламских ценных бумаг исламской специальной финансовой компанией, созданной в организационно-правовой форме государственного учреждения на основании решения Правительства Республики Казахстан».

 

Данный Закон введен в действие с 6 августа 2011г.

 

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: