Что спасет автовладельцев, ставших заложниками юридических тонкостей таможенного оформления?

Недобрым словом поминают некоторые автовладельцы тот день, когда Казахстан в рамках ТС подписал соглашение о порядке перемещения товаров через границу

Выключайте заднюю!

 

Недобрым словом поминают некоторые автовладельцы тот день, когда Казахстан в рамках Таможенного союза подписал соглашение о порядке перемещения товаров через границу. Буквально одна строчка данного документа дала зацепку комитету таможенного контроля (КТК) Минфина предъявить претензии к владельцам автомобилей, с тем, чтобы задним числом взыскать с них штрафы в два-три миллиона тенге, пишет газета Время.

Многие казахстанцы с восторгом восприняли постановление правительства от 1 июля 2010 года № 682 «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования». Оно позволяло завозить иномарки из стран Евросоюза в льготном режиме - по ставке таможенной пошлины 0,4 евро за 1 кубический сантиметр рабочего объема двигателя. Главное, чтобы срок выпуска машин не превышал 10 лет. Таким образом, подержанная европейская машина с учетом льготной растаможки обходилась всего в 500-600 тысяч тенге. Владельцы купленных машин растаможили товар, прошли сертификацию, получили техпаспорты.

Но недолгой была их радость от доставшегося по дешевке железного коня. Спустя год-полтора им приходят уведомления от таможенных органов о необходимости переначисления таможенных платежей, налогов и пеней, которые ни много ни мало доходят до трех миллионов тенге. Как стало ясно из актов камеральной таможенной проверки, КТК установил, что возраст этих машин, завезенных из-за рубежа, превышает 10 лет. Стало быть, они не подпадали под льготный порядок растаможивания. Разослав уведомления, в течение положенных 20 дней таможенники ждали погашения штрафов, но, не дождавшись, подали иски в суд о взыскании долгов.

К нам в редакцию обратился адвокат Нурлыбек ЮСУБАЛИЕВ, в судах отстаивавший интересы пострадавших автовладельцев в Уральске.

- Проблема в том, что многие автовладельцы покупали подержанные машины, которые при продаже каждый раз получают новый технический паспорт (бриф). По европейским правилам в нем указывается не дата выпуска машины, а дата первой регистрации (допуск к эксплуатации). Граждане Казахстана, покупая иномарки, и сотрудники таможни, проводившие таможенное оформление, за дату «рождения» машины принимали дату ее первой регистрации, - объясняет Нурлыбек Юсубалиев.

В своих выступлениях в суде он ссылался на конвенцию ООН «О дорожном движении», к которой Казахстан присоединился 31 декабря 2009 года. В 35-й статье этого документа говорится, что «в свидетельстве о регистрации должны быть по крайней мере указаны порядковый номер, именуемый регистрационным номером, дата первой регистрации транспортного средства…» А вот указания на то, что там должна стоять дата выпуска машины, нет.

Между тем КТК в своих претензиях ссылается на соглашение «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», которое Казахстан подписал 18 июня 2010 года. Пункт 1 приложения 6 данного соглашения гласит, что моментом выпуска автомобиля считается дата его изготовления (выпуска).

Однако суд не усматривает противоречия в этих документах. Как говорится в решении суда, конвенция ООН «О дорожном движении» касается только общественных отношений, связанных с безопасностью на дорогах, а не таможенных правоотношений. «Поэтому ссылка на эту конвенцию неуместна, так как ее положение применяется к автомобилям, находящимся в международном движении, а не регламентирует таможенное дело и никакого отношения к вопросам взыскания таможенных платежей не имеет», - отмечается в судебном вердикте.

Нурлыбек Юсубалиев отстаивал интересы восьми человек и ни одно дело не выиграл. Всего же, по его словам, в Уральске порядка 80 человек получили уведомления о штрафах от таможенных органов. Как сообщили адвокату его коллеги из Южно-Казахстанской области, там около тысячи человек столкнулись с аналогичной проблемой.

Юсубалиев недоумевает, в чем вина декларанта: ведь на момент оформления автомобиля таможенные органы проверили документы. Почему нельзя было тогда определить точную дату выпуска машины, перепроверить данные и в случае сомнения задержать товар?

Адвокат подал три надзорные жалобы в Верховный суд о пересмотре судебных актов нижестоящих инстанций. По двум жалобам суд уже истребовал материалы дела. Но решение о возбуждении надзорного производства еще не принято.

На днях защитник пострадавших автовладельцев направил коллективное обращение двум мажилисменам с просьбой инициировать поправку в постановление правительства «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования», с тем чтобы заменить одну фразу - «дата выпуска» на «дату регистрации». Всего одна строчка документа спасет автовладельцев, ставших заложниками юридических тонкостей таможенного оформления.

Лэйла БАСАРОВА

Таможенный союз Казахстан Уральск Южно-Казахстанская область
Следите за новостями zakon.kz в: