Мир в эпоху перемен: формирование устойчивого энергетического будущего
В Астане 2-3 октября состоялся VII Евразийский форум KAZENERGY «Мир в эпоху перемен: формирование устойчивого энергетического будущего». С высоких трибун форума прозвучали важные заявления. Краткий обзор выступлений, подготовил руководитель пресс-службы Ассоциации» KAZENERGY» Б .Айтказин.
В своем вступительном слове Премьер-Министр Казахстана Серик Ахметов отметил, что Правительство Казахстана продолжит курс на диверсификацию маршрутов транспортировки энергоресурсов. «Даже с учетом мировой экономической неопределенности мировой спрос на энергоресурсы будет расти. Мы намерены и далее способствовать диверсификации маршрутов транспортировки энергоресурсов и конечных рынков потребления», - сказал глава правительства Казахстана. Он также подчеркнул важность привлечения новых инвестиций в Казахстан для достижения максимального производственного потенциала в стране.
Тему транспортировки нефти продолжил министр нефти и газа Сауат Мынбаев. По его мнению, экспорт казахстанской нефти пройдет по уже действующим основным трубопроводам. В 2012 году по Каспийскому трубопроводному консорциуму будет транспортировано 29 миллионов тонн казахстанской нефти. «Сейчас реализуется проект по его расширению, что позволит транспортировать 52 миллиона тонн казахстанской нефти ежегодно. Всего там 3 фазы по расширению, срок окончания третьей фазы - 2015 год, работы идут по графику», - сказал Сауат Мынбаев, выступая на VII Евразийском форуме KAZENERGY.
На форуме были затронуты вопросы разработки крупных казахстанских месторождений. Так, по словам председателя ассоциации KAZENERGY Тимура Кулибаева, добыча нефти на Кашаганском месторождении начнется в марте 2013 года. Он также отметил, что в настоящее время в Казахстане ведется большая работа по увеличению казахстанского содержания, в том числе в нефтегазовом секторе. Этот вопрос будет рассмотрен на заседании Всемирного нефтяного совета в Астане, договоренность об этом (по словам Тимура Кулибаева) достигнута в ходе переговоров с президентом Всемирного нефтяного совета Ренато Бертани. «Я убежден, - подчеркнул председатель ассоциации KAZENERGY, - путь один - производство конкурентоспособной продукции, которая может быть востребована не только в Казахстане, но и на мировом рынке».
В рамках форума свои лучшие социальные проекты представили компании - члены ассоциации KAZENERGY. Среди них - Тенгизшевройл, филиал «Лукойл оверсиз Сервис Б.В.», «Норт Каспиан Оперейтинг Компани Б.В.», АО «Павлодарский нефтехимический завод», АО «НАК «Казатомпром», «ТотальЭ&П Казахстан» и другие. Впервые в истории Казахстана в рамках VII Евразийского форума KAZENERGY состоялось заседание Национального комитета Всемирного Нефтяного Совета, в котором Казахстан представлен ассоциацией KAZENERGY. Его проведение в Астане стало для Казахстана важным имиджевым событием, демонстрацией возрастающих возможностей нефтегазовой отрасли страны. В рамках «круглого стола» и прошедшего экспертного совета KAZENERGY по законодательству состоялся обзор последних изменений в законодательстве нефтегазового сектора Республики Казахстан. В работе «круглого стола» приняли участие вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, председатель правления АО «КИНГ» Узакбай Карабалин, председатель правления АО «Казгеология» Болат Ужкенов, исполнительный директор ассоциации KAZENERGY Рустам Журсунов, заместитель директора департамента недропользования Министерства индустрии и новых технологий Тимур Токтабаев, а также руководители юридических служб ведущих национальных и зарубежных компаний-недропользователей. Модератором «круглого стола» выступил Джонатан Хайнз, глава нефтегазовой практики «Morgan Lewis» в России, Казахстане и Центральной Азии.
Были обсуждены такие актуальные вопросы:
- стимулирование роста доли казахстанского содержания в закупках недропользователей;
- планируемые изменения в законодательство о недрах и недропользовании;
- риски недропользователей в свете новых изменений в законодательство о недропользовании в отношении проектной документации и рабочих программ;
- совершенствование налоговой политики по обложению предприятий энергетического комплекса и другие не менее интересные темы.
«Круглый стол» открыл управляющий партнер - директор по развитию бизнеса ТОО «Olympex Advisers» Миран Мауленов. Были подняты актуальные вопросы развития местного содержания, обсуждены пути дальнейших действий.
В частности, М. Мауленов отметил, что в настоящее время предпринимаются существенные инициативы недропользователей по повышению казахстанского содержания при освоении крупных нефтегазовых проектов. Результатом таких инициатив стало подписание 24-26 сентября на Инвестиционном форуме «Создание новых производств в Западном Казахстане» Актауской декларации о совместных действиях между КМГ и крупными нефтегазовыми операторами (ТШО, НКОК и КПО) в части совместного развития казахстанского содержания. На том же форуме было подписано свыше 10 меморандумов о взаимопонимании, образующих основу для создания новых производств между отечественными и иностранными поставщиками.
«В то же время стоит отметить, что остаются нерешенными системные проблемы, которые, по нашему мнению, препятствуют повышению местного содержания, что особенно заметно при анализе закупок недропользователями товаров: у операторов с режимом концессии этот показатель не превышает 10-12%, а по крупным недропользователям - 3%», - отметил М. Мауленов.
Также Миран Мауленов подчеркнул, что «нельзя не обратить внимания и на такой сдерживающий фактор, как методология расчета казахстанского содержания. Существующая система расчета основана на стоимостном факторе, что не позволяет отразить полный объем фактических закупок товаров (включая EPC-контракты, off-set сделки и др.)».
«В этом отношении показателен опыт Великобритании, Норвегии при освоении шельфа Северного моря. Сделав упор в развитии местного содержания на создании диалога между правительством, операторами и поставщиками, этим странам удалось качественно и количественно повысить уровень местного содержания. При этом понимание того, что чем выше местное содержание, тем проще вести в будущем переговоры с правительством, официально не было закреплено. Такие инициативы, как заключение в 1975 Меморандума о взаимопонимании между Правительством Великобритании и Ассоциацией (оффшорных) операторов Великобритании и принятие Кодекса положительной практики, позволили местным поставщикам получить полную и справедливую возможность участия в тендерах», - сказал далее автор.
«На наш взгляд, только административными мерами принуждения недропользователей не достичь обеспечения нефтегазовой индустрии казахстанскими товарами. Необходимо активное участие всех заинтересованных сторон, чтобы найти взаимовыгодные точки соприкосновения и тем самым активизировать развитие местного содержания», - заключил докладчик.
Вторым выступающим в рамках «круглого стола» была Клара Нургазиева, международный партнер нефтегазовой практики «Morgan Lewis» в России, Казахстане и Центральной Азии по вопросу планируемых изменений в законодательство о недрах и недропользовании.
В своем докладе К. Нургазиева отразила моменты приоритетного права государства на недропользование. Так, по сообщению докладчицы, согласно постановлению Правительства Республики Казахстан № 1137 44 месторождения по углеводородному сырью (в отношении только «стратегических месторождений»). Госпожа Нургазиева упомянула и о новых терминах - «физический объём обязательств» и «финансовые обязательства» и закрепленных сроках для устранения нарушений по контракту: по физическому объёму - не более 6 месяцев, по финансовым обязательствам, не связанным с физическим объёмом, - не более 3 месяцев, иным условиям контракта - не более 1 месяца со дня получения письменного уведомления.
Не остался без внимания актуальный вопрос разлива нефти на море:
- три уровня разлива;
- административное регулирование вопросов предупреждения и ликвидации нефтяных разливов;
- дополнительные обязательства для недропользователя:
1) план организации по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов;
2) договор со специализированной организацией, осуществляющей деятельность по ликвидации разливов нефти;
3) банковская гарантия.
В заключение докладчица подняла актуальный в настоящее время вопрос относительно разработки и принятия Горного кодекса.
С комментарием по данному вопросу выступил известный казахстанский юрист, управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации «Шеврон» Жумагельды Елюбаев, который поддерживает эту идею, однако, по его мнению, неверно разрабатывать данный документ с упором только лишь на одну область недропользования, «разработка и принятие Горного кодекса должны идти в комплексе, как по твердым полезным ископаемым, так и углеводородному сырью». Продолжая тему обзора последних изменений в законодательстве нефтегазового сектора Республики Казахстан, с докладом по вопросу влияния новых изменений в законодательстве о недропользовании в отношении проектной документации и рабочих программ выступил директор департамента по правовым вопросам компании «ПетроКазахстан» Абай Алимов.
В своем выступлении А. Алимов отметил, что одним из новшеств действующего Закона о недрах стало придание проектной документации статуса одного из основополагающих документов при проведении операций по недропользованию. Согласно положениям закона компании должны были разработать или пересмотреть свои проектные документы и рабочие программы в строго установленные сроки. Однако первый официальный срок истек еще в конце декабря 2011 года. Ввиду того, что в столь короткие сроки многие недропользователи объективно не смогли обеспечить подготовку и согласование документов, то поэтому в феврале 2012 года были приняты изменения в Закон о недрах, продлившие окончательные сроки до середины этого года (для разработки и утверждения проектных документов) и конца этого года (для представления на согласование рабочих программ, подготовленных, в свою очередь, на основе измененных проектных документов).
«Таким образом, даже оценивая сам факт предоставления государством законодательного продления указанных сроков (что бывает на практике достаточно редко), можно сделать объективный вывод о том, что государственные органы и институты прекрасно понимают всю серьезность и важность данных отношений, знают из своего опыта о том, какой значительный объем работы должен быть выполнен недропользователями, проектными организациями и специалистами самих государственных органов в ходе подготовки, проверки, согласования и утверждения проектных документов.
Проектные документы содержат технико-экономические показатели, которые затем переносятся в рабочую программу в виде обязательств с описанием затрат по каждому году. При этом следует отметить, что в проектные документы и рабочую программу закладываются только планируемые показатели и расходы.
Вместе с тем условия предложений на рынке товаров, работ, услуг меняются постоянно, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (зачастую конечно только в сторону увеличения). Так, если в начале года компания планировала одни финансовые затраты, а в течение года они оказались выше или меньше, то недропользователь подпадает под риск ответственности перед государством, невзирая на то, что начнет в оперативном режиме инициировать процедуру изменений проектных показателей и, если необходимо, изменений в рабочую программу и контракт. При этом такой риск ответственности для недропользователя чреват не только штрафами, но и расторжением контракта, если в этот период он получит от компетентного органа уведомление о нарушении условий проектных документов», - сообщил А. Алимов.
«Можно детально не расшифровывать значение данной нормы и понять, как теперь выкручивается недропользователь, подгоняя физические объемы обязательств под запланированные ранее расходы, но важно показать, что любое отклонение от заданных показателей проектных документов, а также ТЭО, рабочей программе и прочих документов, может быть расценено как их нарушение. Практика недропользования показывает, что такие отклонения могут возникать постоянно на регулярной основе, более того, сами сведения, используемые для разработки проектных документов, также подвержены постоянным изменениям, что может и скорее всего повлияет на необходимость последующих изменений документации.
И самое неприятное, что может возникнуть ситуация, когда проектный документ утвержден так поздно, что к этому времени текущие геологические и технические приоритеты у недропользователя изменились, соответственно, полученный измененный проектный документ уже станет неактуальным, а недропользователю нужно готовить новый проект и проходить «мучительные круги» заново.
Проект новых изменений в законодательстве о недропользовании, конечно, улучшает определенным образом положение недропользователя, заложив более продолжительные сроки для подготовки и согласования проектных документов и изменений к ним, но в целом общую напряженную ситуацию в данной сфере новый проект так и не снимает.
Что означает отступление от показателей проектных документов для недропользователя?
Фактически, если недропользователь в текущем режиме обнаружил или предполагает вероятность отступлений заложенных в проектных документах показателей, то он должен оперативно начать работы по изменению проектных документов и, если нужно, рабочей программы.
Менеджмент компании должен четко понимать, что компетентный орган в данной ситуации вправе применить нормы закона о досрочном расторжении контракта в одностороннем порядке при неустранении нарушений.
Все прекрасно понимают, что недропользователю достаточно трудно не допустить ни одного нарушения.
Так, к примеру, если «ПетроКазахстану» необходимо будет изменить проектные документы и рабочую программу, то компания фактически затратит на эти изменения минимум от 4 до 6 месяцев. И в течение этого периода контролирующие органы могут свободно наказать компанию за любое отклонение от проектных показателей (наказывать или не наказывать будет зависеть от субъективного фактора), даже при наличии доказательств у компании, подтверждающих начало работ по подготовке и согласованию изменений.
В новом проекте законодатель заложил более увеличенные сроки подготовки и рассмотрения проектных документов, также при разумном понимании ни у кого не вызывает отрицания необходимость введения административных норм ответственности за связанные с проектными документами нарушения (это же понятно, что если есть нарушения в этой сфере, то должна быть и соответствующая норма об ответственности).
В отдельных нормах изменений законодатель усиливает и ужесточает действующие положения, так, вместо возможного отказа в согласовании изменений и дополнений в проектные документы по результатам экспертиз, если одна из них была отрицательной, то недропользователю в императивном порядке будет отказано в проведении изменений (в настоящее время возможно изменение, даже в случае отрицательной экспертизы).
Также одним из новшеств, устанавливающих дополнительные требования, является рекомендация о введении авторского надзора за надлежащей реализацией обязательств по проектной документации. Получается, что недропользователь и так проходил столько кругов согласований, чтобы подготовить и утвердить проектные документы или изменения к ним, помимо этого, несет полный груз ответственности административной (как установлено в проекте), несет основной риск потери контракта, вдобавок сюда добавляют контроль со стороны организаций авторского надзора», - продолжил докладчик.
«Важно, чтобы будущие изменения в законодательстве о недропользовании не только бы ограничились предоставлением компаниям частично более продолжительных сроков для работы с проектными документами и рабочими программами, не только бы определили границы ответственности за допущенные нарушения, но вместе с тем позволили бы упростить существующие процедуры внесения корректировок в проектные документы и рабочие программы, рассмотреть вопрос ответственности недропользователей за незначительные несоответствия показателей проектных документов и текущей деятельности, а также скорректировать иные проблемные моменты действующего права», - резюмировал А. Алимов.
Управляющий партнёр юридической фирмы «AEQUITAS» Ольга Ченцова, в свою очередь, выразила видение изменений законодательства об углеводородах глазами практикующего специалиста. Обсуждение по данному вопросу затронуло практически всех участников заседания, свое мнение высказали как представители государственных органов, так и компаний-недропользователей. Отдельными участниками «круглого стола» было поддержано мнение О. Ченцовой относительно частых вносимых изменений в соответствующий закон и необходимости доработки юридической техники.
Не менее актуальным участникам «круглого стола» представился доклад Уолтэра Дэниела на тему проблемных вопросов сделок по слияниям и поглощениям в нефтегазовой отрасли.
Также не осталась без внимания тема совершенствования налоговой политики по обложению предприятий энергетического комплекса. С ключевым докладом по этому вопросу выступил управляющий партнер - директор по финансово-экономическим вопросам ТОО «Olympex Advisers» Галымжан Жакупов.
В ходе выступления Г. Жакуповым были освещены вопросы реформирования налоговой политики, совершенствования института налоговых апелляций, а также представлены на обсуждение некоторые проблемные вопросы налогообложения недропользователей.
«Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс по проблемным вопросам налогообложения недропользователей, связанным с учетом расходов по контрактной деятельности, возникших до даты заключения контракта на недропользование, раздельного налогового учета для целей исчисления КПН при передаче добытой нефти на переработку, порядка определения налоговой базы для целей исчисления налога на добычу полезных ископаемых по себестоимости, могло бы позволить решить комплекс стратегических проблем, связанных с неоднозначностью толкования отдельных положений Налогового кодекса, отсутствием ответов на некоторые вопросы», - резюмировал Г. Жакупов.
С заключительным докладом на тему последних тенденций в области трансфертного ценообразования выступил управляющий партнер компании «Эрнст энд Янг» в Казахстане и Центральной Азии Ерлан Досымбеков, который сообщил, что по результатам глобального исследования «Ernst & Young’s Global 2010 Transfer Pricing Survey»:
- растет число государств, уделяющих большое внимание трансфертному ценообразованию;
- большинство респондентов указало вопросы трансфертного ценообразования как связанные с самыми значительными налоговыми рисками;
- 74% респондентов считают, что документация по трансфертному ценообразованию стала намного важнее, чем 2 года назад;
- 75% респондентов считают, что вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием, станут одними из самых важных в следующие 2 года.
По сообщению докладчика, инструментами, позволяющими снизить риски по трансфертному ценообразованию, являются:
Проведение «диагностики» по вопросам трансфертного ценообразования.
Определение рисков на ранней стадии.
Избежание штрафов посредством внесения корректировок.
Устранение спорных ситуаций с налоговыми органами.
Разработка и внедрение политики по трансфертному ценообразованию.
«Приказом Премьер-Министра Республики Казахстан № 170-Р от 14 сентября 2012 года создана рабочая группа для выработки предложений по совершенствованию законодательства по трансфертному ценообразованию. Срок внесения предложений по совершенствованию законодательства - до 1 июля 2013 года. В состав рабочей группы входят представители государственных органов и ассоциаций, представители крупных налогоплательщиков, консультанты в лице компании «Эрнст энд Янг», - заключил докладчик.
На этом работа «круглого стола» была завершена.