Ювенальная юстиция в правовой практике ряда стран Европы, Азии, Латинской Америки, Канады и США /В. Задерий/

В. Задерий, кандидат политических наук, Казахский национальный педагогический университет им. Абая

Ювенальная юстиция (ЮЮ) в Германии прошла длинный исторический путь развития. В различных землях первые отдельные органы ведут историю, начиная с 1532 года. Близкий к современному вид германская ЮЮ приобрела в 1923 году с принятием Закона о судах для несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz). К основным причинам принятия закона относят, в первую очередь, тяжелейшие для Германии последствия поражения в первой мировой войне, послевоенную разруху, огромное число беспризорных и малолетних преступников и др.

Ювенальная юстиция в правовой практике ряда стран Европы, Азии, Латинской Америки, Канады и США

 

В. Задерий, кандидат политических наук, Казахский национальный педагогический университет им. Абая

 

Германия

Время и причины создания

Ювенальная юстиция (ЮЮ) в Германии прошла длинный исторический путь развития. В различных землях первые отдельные органы ведут историю, начиная с 1532 года. Близкий к современному вид германская ЮЮ приобрела в 1923 году с принятием Закона о судах для несовершеннолетних (Jugendgerichtsgesetz). К основным причинам принятия закона относят, в первую очередь, тяжелейшие для Германии последствия поражения в первой мировой войне, послевоенную разруху, огромное число беспризорных и малолетних преступников и др.

Главными источниками уголовного права несовершеннолетних являются Федеральная и земельные конституции, а также поминавшийся выше Закон о судах для несовершеннолетних.

Основные характеристики системы ЮЮ: осуществление судопроизводства специальными судами для несовершеннолетних; приоритет альтернативных наказаний (минимум вмешательства); приоритет медиации и восстановительного правосудия; приоритет воспитательных общественных санкций; заключение под стражу (на как можно короткий срок от 6 месяцев до 5 лет, и в исключительных случаях – до 10 лет) как крайняя мера («ultima ratio»); абсолютное исключение рассмотрения дел несовершеннолетних в общем суде для взрослых, даже в самых серьезных случаях.

Право несовершеннолетних в Германии является особым уголовным правом для молодых преступников, находящихся на момент совершения деликта в пубертатном возрасте (как в физиологическом, так и психическом аспектах).

Возраст субъектов ювенальной юстиции. По возрасту субъекты ювенальной юстиции не составляют единой категории, а подразделяются на три подгруппы: дети (до 14 лет), подростки (14-17 лет) и молодые совершеннолетние (18-21 лет). Юрисдикция ювенальных судов распространяется на 14-17-летних несовершеннолетних, а также 18-21-летних совершеннолетних.

Отличительные особенности системы ЮЮ. Право несовершеннолетних содержит в себе материально– и процессуально-правовые предписания, которые учитывают возрастные особенности. Возможны следующие разновидности правовых последствий для несовершеннолетних, нарушивших закон в Германии.

Меры воспитания (Erziehungsmassregeln). Цель данных мер – не наказание преступника, а его воспитание для обеспечения его правомерного поведения и снижения к минимуму вероятности совершения преступлений в будущем. Меры воспитания подразделяют на указания (Weisungen) и предписания оказать помощь в воспитании (Hilfe zur Erziehung).

Указания – обязанности и запреты, регулирующие образ жизни подростка и вследствие этого содействующие воспитанию. Абз. 1 §10 Закона о судах для несовершеннолетних содержит следующий открытый перечень обязанностей: соблюдать указания о месте пребывания; жить в семье или социальном учреждении; заниматься учебой или работой; выполнить определенную работу; находиться под руководством и наблюдением определенного лица; принимать участие в курсе социального тренинга; примириться с потерпевшим; не поддерживать отношения с определенными людьми или не посещать места развлечений; обязанность принимать участие в изучении правил дорожного движения.

Существуют также меры принуждения: предупреждение (Verwarnung), обязанности (Auflagen) и арест (Jugendarest).

Предупреждение. Согласно §14 Закона о судах несовершеннолетних, суд вправе вынести в адрес несовершеннолетнего предупреждение, подчеркивающее преступный характер совершенного им деяния в случае незначительности содеянного и положительной характеристики личности правонарушителя.

Обязанности. §15 Закона о судах несовершеннолетних выделяет следующие разновидности обязанностей: посильное возмещение ущерба, причиненного преступлением; принесение извинений потерпевшему в личной форме; выполнение работы; оплата денежной суммы в пользу общественно полезного учреждения.

Арест согласно §16 Закона о судах несовершеннолетних может быть назначен: «в свободное время» (используется свободное время от работы и учебы); на короткий срок (2-4 дня); на длительный срок (1-4 недель).

Меры исправления и безопасности (Massregeln der Besserung und Sicherung). В §7 Закона о судах несовершеннолетних предусмотрены: помещение в психиатрическую клинику; помещение в лечебное учреждение для принудительного лечения от алкоголизма или наркомании; установление надзора за поведением; лишение права управлять автомобилем; превентивное заключение; лишение свободы. Данная мера не является приоритетной в Германии. Лишение свободы применяется только в самых крайних случаях, когда воздействие при помощи альтернативных мер не представляется эффективным.

Возможность применения опыта немецкой ювенальной юстиции в Казахстане. Рецепция немецкой системы ЮЮ представляется достаточно перспективной с точки зрения правовой модернизации, но, к сожалению, полное её осуществление ввиду ряда объективных причин (недостаточность экономического, кадрового, организационно-правового обеспечения) на данном этапе не представляется возможным в нашей стране.

 

Франция

Время и причины создания

В 1912 году был создан первый специализированный суд по делам несовершеннолетних. Но судьями в нём выступали обычные судьи, не специализировавшиеся по делам несовершеннолетних. В этом же году  была предусмотрена специальная мера наказания, которая состояла в подконтрольном наблюдении за несовершеннолетними. Первый ювенальный суд был учреждён в 1914 году на основе опыта США.

ЮЮ в масштабах всей Франции в современном понимании с учреждением системы судов несовершеннолетних, со  специализированными судьями берёт начало в феврале 1945 г. Это период полного освобождения страны от фашистской оккупации и начала восстановления разрушенной войной экономики. А как известно, спутниками войны и разрухи являются беспризорность, безотцовщина, рост преступности среди несовершеннолетних и преступлений против них самих.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних. Современную систему ЮЮ во Франции регулирует Закон от 2 февраля 1945 года № 45-174 о правонарушениях несовершеннолетних. 23 декабря 1958 года был принят декрет, который расширил понятие «несовершеннолетнего преступника» вообще на всех несовершеннолетних и преступников, и не преступников, т.е. детей в опасности. 

Основные характеристики системы ЮЮ

1. предпочтительность воспитательных мер перед наказанием, карательными мерами.

2. Глубокое знакомство с психологией, с личностью несовершеннолетнего правонарушителя.

3. Специализация судей, которые должны заниматься исключительно делами несовершеннолетних.

Значительное место занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Проводится оно по правилам предусмотренного французским процессуальным законодательством «социального исследования» с составлением специального досье. Это исследование по французскому законодательству является обязательным процессуальным требованием.

Социальное исследование судья может проводить сам, но обычно его проводят чиновники службы «надзираемой свободы», которые, в свою очередь, используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. Возможно и помещение подростка в «центр наблюдения» для более глубокого изучения его личности и дачи рекомендаций судье. Однако этот последний метод социального исследования больше применяется, когда рассматриваются дела о более серьезных проступках. Социальное исследование предполагает посещение лицами, его производящими, семьи подростка для выяснения условий его жизни и воспитания. Судья решает далее, передать ли дело детскому трибуналу. Если такое решение принимается, то в детском трибунале заседает (в качестве председателя) сам ювенальный судья, а также асессоры из лиц, занимающихся проблемами детства.

Меры, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям, применяются также и к несовершеннолетним группы риска или молодежи, находящейся в опасности. Судья может применить: кураторство (надзор) за несовершеннолетним в семье; помещение в учреждение для несовершеннолетних; помещение в тюрьму.

Возраст субъектов ЮЮ

Основной возраст несовершеннолетия – 13-18 лет, который подразделяется на младший: 13-16 лет и старший: 16-18 лет. Тем не менее в марте 2002 года вступил в силу закон, согласно которому к несовершеннолетним в возрасте уже от 10 до 13 лет можно применять «наказательные» меры (так называемые воспитательные санкции). Если воспитательные меры предполагают возвращение к родителям, выговор, возмещение вреда, кураторство, воспитательную опеку, назначение судебной протекции, помещение в учреждение и т.д., то воспитательная санкция – это, например, возмещение убытков или оказание помощи пострадавшим, запрет на посещение отдельных мест или общение с определенными людьми.

Ювенальная система может заниматься и молодыми совершеннолетними людьми в возрасте от 18 до 21 года.

Сфера охвата ЮЮ

Ювенальная юстиция во Франции охватывает все стадии правосудия – от следствия до исполнения воспитательной меры или контроля за исполнением наказания в отношении несовершеннолетнего. Факт задержания в полиции несовершеннолетнего, совершившего правонарушение, сообщается ювенальному прокурору (такая должность имеется при больших ювенальных судах) или обычному прокурору (в небольших судах).

Возможность применения опыта французской ЮЮ в Казахстане

Заслуживают рассмотрения следующие аспекты: предпочтительность воспитательных мер перед наказанием, карательными мерами; глубокое знакомство с психологией, с личностью несовершеннолетнего правонарушителя; специализация судей, которые должны заниматься исключительно делами несовершеннолетних.

 

Великобритания

Система ЮЮ Великобритании, относящаяся к англосаксонской модели, основана на идее профилактики подростковой преступности, которая может сэкономить для страны 80 млн. фунтов стерлингов в год.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

В Великобритании идеи ювенальной юстиции, впервые оформившейся в США, получили развитие в 1908 году, когда была принята серия законов о детях и молодёжи.

Основные характеристики системы ЮЮ

На стадии профилактики и работы с подростками группы риска в Великобритании существуют следующие возможности: Программа инклюзии молодежи (YIP) для лиц от 8 до 17 лет. Программа действует в 110 наиболее криминально «активных» районах страны. Программа даёт молодому человеку возможность повысить образовательный уровень, получить новые умения и навыки, помочь с выбором профессии. Также действуют т.н. YISPs – «Панели инклюзии и поддержки» молодёжи. Существуют программы для родителей на местном уровне, чтобы помочь им предотвратить совершение преступления их ребёнком. Организуются «партнёрства школьной безопасности» (Safer School Partnerships), чья цель воздействовать на криминальную обстановку в школах. Они образуются при школах, и в их состав входят офицеры полиции.

Возраст субъектов ЮЮ – 8-17 лет. Уголовное наказание может применяться к 14-17-летним преступникам.

Отличительные особенности системы ЮЮ

Если несовершеннолетний совершает правонарушение впервые либо повторно, но признаёт вину, им занимается полиция или местные службы, и он не попадает в орбиту суда. Полиция и местные органы используют систему различных «предписаний» в адрес такого подростка и «систему соглашений».

Применяются: выговор, последнее предупреждение, договоренность о приемлемом поведении, приказ о прекращении антисоциального поведения (запрет посещать определённые места, встречаться с определёнными людьми), местный домашний арест (применяется к тем, кто не достиг возраста 16 лет: им запрещается покидать дом после наступления определённого времени суток). Применяется индивидуальный план реабилитации, приказ посещать занятия в специализированном центре, штраф, условное осуждение и некоторые другие. Если преступление серьёзное либо совершено повторно, то «запускается машина» ювенального правосудия.

Возможность применения опыта британской ювенальной юстиции в Казахстане

Наибольшего внимания заслуживает налаженная система постпенитенциарной работы.

 

Швеция

Основные характеристики системы ЮЮ

В Швеции, как и в других скандинавских странах, существует ювеналистика, но нет обособленных ювенальных судов.

Возраст субъектов ювенальной юстиции

Подростки до 15 лет не подлежат уголовной ответственности, а преступления молодых людей с 15 до 18 лет рассматривают обычные суды, руководствуясь при этом смягченным законодательством. Лиц, не достигших 18 лет, нельзя направлять в тюрьмы. Наиболее тяжёлым наказанием для них является помещение в закрытый воспитательный дом. В последнее время усугубилась относительно новая для Швеции проблема, связанная с ростом количества иммигрантов, и подростки из их числа совершают существенное число преступлений. В 1999 году была введена новая система наказания несовершеннолетних правонарушителей возраста 15-17 лет.

Отличительные особенности системы ювенальной юстиции

При отсутствии обособленных ювенальных судов, суть ювенальной юстиции здесь заключается в очень сильной роли социального работника и его активного участия в ходе расследования и суда над несовершеннолетним.

В зависимости от тяжести преступления суд направляет подростка на срок от 14 дней до 4 лет в социально-реабилитационный центр (альтернатива тюрьме), и срок его изоляции уже не может быть изменён. К тюремному заключению суд прибегает в редких случаях, если молодой человек старше 18 лет обвиняется в многократном совершении особо тяжких преступлений; тогда срок заключения превышает 4 года.

Несмотря на то, что в Швеции нет отдельных ювенальных судов, здесь имеются ювенальные прокуроры, представляющие обвинение по делам несовершеннолетних.

Социальный работник является важной фигурой в работе с несовершеннолетними преступниками. Социальная служба в Швеции является муниципальной службой; она организована по территориальному (а не ведомственному) принципу. Это позволяет решать проблемы конкретного подростка силами специалистов, работающих на территории его проживания, делает социальную помощь несовершеннолетнему своевременной, адресной и более эффективной, так как учитывает не только личные особенности подростка, но и специфику его семьи, общины, к которой он принадлежит. Социальный работник при первом задержании несовершеннолетнего полицией проводит «социальное расследование». Составив собственный специальный отчёт с оценкой ситуации подростка и предложением конкретных мер в отношении несовершеннолетнего, социальный работник направляет данный отчёт в отдел социальной службы по месту проживания несовершеннолетнего. Дальнейшие мероприятия по конкретной работе с несовершеннолетним осуществляют социальные работники на местах.

Возможность применения опыта шведской ювенальной юстиции в Казахстане

Система отсутствия специальных ювенальных судов в скандинавских странах и значительная роль социального работника вполне заслуживает пристального внимания в нашей стране: это не требует расширения и без того массивного судебного аппарата разных уровней и направленностей за счет выделения отдельных аппаратов ювенальных судов. Активная социальная, пропагандистская и профилактическая работа в противодействии формированию в Швеции девиантных личностей также представляет интерес.

 

Ювенальная юстиция в правовой практике ряда стран Азии

 

Индия

Время и причины создания

В Индии органы ювенальной юстиции (ЮЮ) действуют с 2000 года. Главными причинами ее создания стал рост числа бродяг и сирот, вынужденных беженцев и нищих из числа несовершеннолетних, а также несовершеннолетних, намеренно по разным причинам сбежавших из семей.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

В 2000 году введены в действие отдельные законы «О борьбе с преступностью среди несовершеннолетних» и «Ювенальной юстиции».

Основные характеристики системы ЮЮ

Под ЮЮ в Индии понимают уход, воспитание и защиту несовершеннолетних. Вышеуказанные законы разработаны в соответствии с руководящими принципами, изложенными в Конвенции ООН о правах ребенка, и распространяются на все штаты этой федеральной страны, за исключением Джамму и Кашмира.

Согласно индийской концепции ювенальной юстиции её основу в первую очередь составляют не ювенальные суды (советы судов ювенальной юстиции – JJB), а система налаживания надлежащей помощи в воспитании несовершеннолетних в семьях и внесемейных детских учреждениях, решение проблемы беспризорников и сирот. Закон о ювенальной юстиции установил два органа – «Комитет защиты детей» специально для удовлетворения потребностей «детей, нуждающихся в заботе и защите» и Комитет советников юстиции по делам несовершеннолетних для решения вопросов, касающиеся «детей в конфликте с законом».

Возраст субъектов ЮЮ

К категории несовершеннолетних в Индии относят лиц в возрасте от 13 до 18 лет. Ювенальная юстиция и законы 2000 года применяются к двум категориям несовершеннолетних: дети, совершившие правонарушения, или «дети в конфликте с законом»; дети из многочисленной категории детей-бродяг, вынужденных беженцев, преднамеренно по разным причинам сбежавших из семей, сирот и нищих, которые классифицируются как «дети, нуждающиеся в заботе и защите.

Отличительные особенности системы ЮЮ

Функционеры ювенальных органов Индии отмечают медлительность действующей ювенальной судебной системы и призывают к её полной реорганизации. Дети, которые содержатся в указанных внесемейных детских учреждениях (приютах), как правило, из бедных семей, они имели недостаточно возможностей для обучения в обычной школе, пережили большую маргинализацию, столкнулись с насилием и эксплуатацией, ими серьезно пренебрегали родители, что толкало несовершеннолетних покидать свои семьи и совершать преступления.

Еще одной серьезной проблемой является затягивание судебных решений по делам несовершеннолетних. Очень часто члены советов юстиции по делам несовершеннолетних не очень хорошо разбираются в самом законе, поскольку не все они являются профессиональными юристами-ювенологами. Значительная их часть – избранные лица, своего рода, «народные заседатели».

Возможность применения опыта индийской ювенальной юстиции в Казахстане

Для нашей страны может представлять интерес индийский опыт в воспитании несовершеннолетних в семьях и во внесемейных детских учреждениях, решение проблемы беспризорников и сирот.

 

Китай

Время и причины создания

Нельзя сказать, что китайская ювеналистика была создана точно в какой-то период, с определенными датами. Причинами заинтересованности ею в Китае стали не какие-то катаклизмы, сопровождавшиеся ростом преступности и беспризорности среди несовершеннолетних, как в свое время во многих странах. Здесь главной причиной стала политика реформ и открытости, направленная, в том числе, на изучение зарубежного правового опыта, стремление с учетом китайской специфики, интегрироваться в международное правовое поле, скоординировать нормы национального права с международными нормами.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

Реформа ЮЮ является приоритетной задачей для китайского правительства. Произошли многие положительные изменения, но многое еще предстоит сделать для улучшения восстановительного характера системы. Специального законодательства в отношении несовершеннолетних в стране пока нет. Следует отметить, что в Уголовно-процессуальном кодексе, принятом 14.03.2012 г. и вступающем в силу с 01.01.2013 г., наряду с ранее действовавшими нормами, предусмотрено «уплотнение записей», то есть не указание в дальнейшем о судимости несовершеннолетнего, отсрочка судебного преследования, использование поведенческих и психологических обследований, а также улучшена защита несовершеннолетних заключенных, подследственных и подсудимых.

Основные характеристики системы ЮЮ

В Китае правосудие по делам несовершеннолетних определяется традиционными общественными и семейными принципами, основанными на исторических национальных идеях, присущих этой стране. Это конфуцианство, общность, коллективизм. Традиционно китайская система была неформальной, в зависимости от мер по исправлению положения, применялась к правонарушителям, школам или родителям.

Для китайской ювенальной системы характерно отсутствие слепого и бездумного перенесения небесспорных западных штампов в китайскую самобытную действительность. Особые нюансы в эту сферу привнесли последствия национальной демографической политики с её основным требованием «одна семья – один ребёнок», что при определенных издержках и перекосах объективно укрепило воспитательные функции, права и обязанности родителей и старшего поколения вообще по отношению к несовершеннолетним.

Возраст субъектов ЮЮ

В Китае несовершеннолетними считаются лица в возрасте от 14 до 18 лет, лица моложе 14 лет не подлежат уголовной ответственности.

Отличительные особенности системы ЮЮ

КНР нередко идёт не в ногу с ООН в определении норм правосудия в отношении несовершеннолетних (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся правосудия в отношении несовершеннолетних), рекомендующие «наименее возможное использование институционализации». Так, в Китае более 60% несовершеннолетних правонарушителей находятся под стражей, в тюрьмах или под административным арестом, и только 30% оставлены на испытательный срок. Указанные правила также предусматривают использование «социальных отчетов по запросу» для ознакомления с биографиями молодых людей и обстоятельств совершенных ими правонарушений, представление предложения. Однако разработка и реализация этих отчетов в Китае требует создания и роста квалифицированных социальных услуг. 

Возможность применения опыта китайской ЮЮ в Казахстане

Наиболее интересной сферой китайского опыта является общественно-воспитательная и социально-правовая работа через молодёжные и детские общественные организации. Отказавшись от политизированных пионерии и комсомола, современный Казахстан не смог к настоящему времени полностью заполнить образовавшуюся нишу в воспитательно-правовой области среди несовершеннолетних. Хотя детские и молодёжные организации патриотической, культурной, образовательной и правовой направленности в стране всё же должны существовать.

 

Япония

Время и причины создания

Четко определить время и назвать социальные причины начала развития ЮЮ Японии довольно сложно. Система воспитания несовершеннолетних имеет вековые национальные «восточные» традиции, где во главу угла ставилось почитание родителей (старших), семьи, общины, коллектива, общие интересы, самоотречение во благо большинства (страны, императора). Стимулом к проникновению в последней четверти ХХ века в самобытную Японию западных ювенальных идей стала политика, направленная на расширение международного сотрудничества, бурная техническая революция, а также своеобразное «навязывание» культурных, гуманитарных и правовых норм со стороны США – главного патрона Японии после её поражения во второй мировой войне.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

Развитие нормативной базы ювенальной политики Японии, в основном, связано с неоднократным пересмотром Закона об образовании (1998 г.) и Закона о несовершеннолетних (2000 г.).

Основные характеристики системы ЮЮ

Несмотря на то, что последние изменения Закона о несовершеннолетних предусматривают ужесточение наказания за тяжкие преступления и снижение возраста наступления уголовной ответственности, в целом ювенальное законодательство Японии носит реабилитационный характер.

Возраст субъектов ЮЮ

Несовершеннолетними в Японии считаются лица от 14 до 18 лет. Самый высокий уровень молодежной девиации в Японии приходится на подростковый период от 14 до 16 лет, а ее доминирующими формами являются уголовные и административные правонарушения легкой степени тяжести.

Отличительные особенности системы ЮЮ

Правительству страны в последние десятилетия удается поддерживать один из самых низких среди развитых стран мира уровень девиации в подростковой среде. Активно используются основные факторы, обеспечивающие результативность государственной антидевиантной политики Японии: а) активное использование системы общественных регуляторов и такой традиции японского общества, как «группизм»; б) целенаправленный характер государственной политики, заключающийся в концентрации мер предупреждающего характера на подростковый возраст, средние и старшие классы школы.

Динамика развития молодежной девиации в Японии в период 1990-2012 гг. выражается в следующем: к концу 90-х годов общее число преступлений подростков в стране увеличилось на четверть с момента начала экономического кризиса 1990 года, однако в последние 10 лет показатели молодежной девиации неуклонно снижались, достигнув докризисного уровня. Правительству Японии удается поддерживать один из самых низких среди развитых стран мира уровней подростковой преступности, которая не обладает такой типичной для стран Запада особенностью, как излишняя агрессивность девиантов. Анализ динамики отклоняющегося поведения подростков в Японии с 1990 по 2008 гг. показал, что рост общего числа преступлений подростков увеличился к концу 90-х годов. Первой причиной тому служило развитие экономического кризиса с последующими негативными изменениями в социальной сфере. В качестве второй причины необходимо отметить сложный переход Японии к постиндустриальному обществу, в результате которого наметился серьезный сдвиг в системе ценностей современного японского подростка. Однако, в сравнении с другими развитыми странами, уровень девиации подростков в Японии, включая случаи разбойного нападения, насилия и убийства, находится на очень низком уровне.

Возможность применения опыта японской ЮЮ в Казахстане

Основополагающую роль в процессе предупреждения преступности среди японских подростков играет общественность. Законодательные инициативы и специализированные программы правительства Японии не были бы столь действенны, если бы не находили своевременный отклик и поддержку в обществе. Без преувеличения можно сказать, что в своей антидевиантной политике Япония прежде всего полагается на такие социальные институты, как школа, семья, группы сверстников. Кроме того, ощущается поддержка государства в отношении системы общественных регуляторов, которые эффективно используют традиционное для японцев чувство привязанности к группе, как основной инструмент социального контроля.

Заметна ответственность государства за качество школьного образования, контроль над деятельностью школы по обеспечению воспитания подрастающего поколения, его интеграцию в современное японское общество, укреплению нравственности и морали в молодежной среде. Поддерживается роль учителя как духовного наставника, выполняющего часть родительских обязанностей, а также активное приобщение подростков к групповому поведению, что создает широкие возможности для эффективного общественного контроля учащихся.

 

Республика Корея

Время и причины создания

Страна относится к числу тех стран, которым удается сдерживать темпы прироста общей преступности и преступности несовершеннолетних на контролируемом уровне, а иногда и добиваться сокращения негативных показателей. Несмотря на то, что проблема преступности несовершеннолетних в Корее стоит достаточно остро, государству все же удается осуществлять эффективный контроль над подростковой преступностью. В Республике Корея веками существовала самобытная система ценностей и воспитания несовершеннолетних. Но туда ворвалась западная «масс-культура», и молодёжная девиантность и преступность резко возросли. И вслед за тем стала насаждаться ювеналистика образца США. Начавшийся в конце 70-х годов ХХ века процесс вестернизации страны, фактическое отторжение государством традиционной корейской системы ценностей и замена ее на «модную» западную модель привели к существенному росту преступности несовершеннолетних. Правительству целенаправленными мерами удалось сократить показатели молодёжной преступности только в начале ХХI века.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

В настоящее время в Республике Корея существует эффективная система ювенальной юстиции, правовую основу которой образует подотрасль уголовного права – уголовное законодательство несовершеннолетних. Данная подотрасль, следуя корейской правовой традиции, содержит в себе положения уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства.

Содержательный аспект уголовного закона Республики Корея (2002 г.) и его реализация в отношении несовершеннолетних достаточно противоречив. Система наказаний представляется несколько хаотичной. Установление специальными законами различного рода «усиливающих» наказаний по отдельным видам преступлений вряд ли может говорить о какой-либо системе института наказания в уголовном праве данного государства. Кодифицированные нормативные правовые акты являются, бесспорно, предпочтительными (хотя и у них есть свои недостатки).

Основные характеристики системы ЮЮ

В Республике Корея наказание в виде лишения несовершеннолетнего свободы используется крайне редко. При этом применение таких мер представляется весьма эффективным. В стране чётко определено место уголовной ответственности в системе мер воздействия на преступность несовершеннолетних. Корейская практика применения «защитных мер», представляющих собой разновидность мер исправления и безопасности, является весьма эффективным средством предотвращения рецидивной преступности среди несовершеннолетних. Напротив, широкомасштабное непривлечение подростков к «ответственности» при реализации дискреционных полномочий прокуратуры ведет к увеличению числа повторных преступлений, формируя у подростка ощущение безнаказанности и вседозволенности.

Вместе с тем Республика Корея имеет богатый опыт применения мер некарательного воздействия на несовершеннолетних преступников, при необходимости применяет пробационный  надзор к подросткам, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.

Возраст субъектов ЮЮ определен в пределах 14-18 лет.

Отличительные особенности системы ювенальной юстиции

Несмотря на то, что корейская правовая традиция испытала на себе существенное влияние конфуцианства, в уголовно-правовом регулировании корейскому законодательству свойственны традиции континентальной системы права.

Возможность применения опыта ювенальной юстиции Республики Корея в Казахстане

В РК целесообразно учесть, что система ювенальной юстиции Республики Корея носит комплексный характер с учреждением не только службы пробации, но и эффективного механизма осуществления правосудия в отношении подростков. Причём для создания подобной системы в стране не потребовалось вносить кардинальные изменений в действующее законодательство.

 

Ювенальная юстиция в правовой практике ряда стран Латинской Америки

 

Бразилия

Время и причины создания

Бразилия – страна с третьим по величине тюремным населением в мире после США и Китая. Из примерно 5 млн. заключенных, в настоящее время находящихся в рамках бразильской пенитенциарной системы, 59% – это молодёжь в возрасте от 18 до 29 лет. А число подростков (от 12 до 18 лет), которые были лишены свободы в сфере ювенальной социально-образовательной системы, составляет около 18 000. Высокий уровень числа молодых людей и подростков среди заключенных, а также высокая степень виктимности в тех же возрастных группах подчеркивает две важные особенности бразильского общества: цикл насилия непропорционально влияет на этот возрастной диапазон, а также способствует распространению дискриминации, доминирующий в период заключения и содержания под стражей.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

В настоящее время правовую основу защиты детей и подростков в бразильской системе правосудия составляет федеральная Конституция, принятая в 1988 году. Она включает в себя ссылки на правосудие по делам несовершеннолетних. Предметом её дальнейшего развития стали специальное законодательство 1990 года, а также Устав детей и подростков (dа Estatuto Criança). Оба этих правовых документа были написаны в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международными рекомендациями. Они установили, что дети, подростки и молодые люди в Бразилии должно быть главным приоритетом государственной политики, и что ответственность за обеспечение этих прав приходится на семьи, государства и общества в целом. 

Эти законы предусматривают ускоренную отработку и обеспечивают соблюдение надлежащей правовой процедуры, а также гарантии на протяжении всего судебного процесса. Dа Estatuto Criança не устанавливает каких-либо объективных критериев для наложения наказания, но он утверждает, что лишение свободы должно быть исключительной мерой, которая может быть использована только при отсутствии альтернативы. Кроме того, в отношении способа реализации социально-образовательных мероприятий dа Estatuto Criança лишь определяет их типы, устанавливает минимальные и максимальные сроки продолжительности, а также перечислены права несовершеннолетних заключенных. 

Основные характеристики системы ювенальной юстиции (ЮЮ) – это преобладание карательных мер над воспитательными, что является и признаком национального бразильского права и признаком несовершенной правовой системы в отношении несовершеннолетних. Так, из примерно 60 000 подростков, которые подпадают под социально-образовательные мероприятия в Бразилии, около 18 000 (30%) были приговорены к тюремному заключению или находятся в тюрьме до суда или вынесения приговора. Большинство из них (93%) составляет молодёжь мужского пола, 16-17 лет, малообразованные. 53% совершили преступление против собственности, 16% задержаны за незаконную деятельность, связанную с наркотиками, менее 5% были заключены за убийство.

Возраст субъектов ЮЮ определён в диапазоне 12-18 лет.

Отличительные особенности системы ювенальной юстиции

Ограниченное развитие правовой доктрины, касающейся преследования за преступления, совершенные подростками, приводит к тому, что судьи и прокуроры часто основывают свои решения и предложения по субъективным и экстра-юридическим критериям, в большинстве своём способствующих укреплению стереотипов и предрассудков.

В секторе ювенальной юстиции Бразилии отмечены идеи социальной защиты, но они часто приводят к чрезмерно моралистическому подходу. В связи с этим, законы и правовые принципы плохо реализуются, что приводит к чрезмерному использованию наказания в виде лишения свободы. 

Учреждения бразильской пенитенциарной системы для несовершеннолетних имеют несовершенную структуру, печально известны незаконными и несправедливыми решениями, низким качеством медицинской помощи. За редкими исключениями, они переполнены, в них применяются пытки и жестокое обращение, отсутствует система общего или профессионального образования и подготовки, низок уровень подготовки персонала и т.д. Это способствует сохранению порочного круга насилия, в который подростки вводятся с юных лет.

Возможность применения опыта бразильской ЮЮ в Казахстане

В нашей стране опыт ЮЮ Бразилии интересен только для анализа и сравнения. В силу категорического превалирования карательных мер над воспитательными в РК применять его нецелесообразно.

 

Чили

Время и причины создания

Как таковой ЮЮ, выделенной в отдельную отрасль права, в стране нет.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

Специального ювенального законодательства в Чили нет. Все вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних или освобождения от неё установлены в Уголовном кодексе Чили (редакция от 10 июня 1953 г.).

Основные характеристики системы ЮЮ

В свое время руководители Интерпола на своей сессии в Найроби в 1979 году в качестве наиболее удачного проекта реорганизации полицейской системы с целью ее оптимального приспособления к работе с несовершеннолетними, как ни странно, рекомендовали всем странам мероприятия, проведенные в 1974-1977 годах (период после переворота Пиночета).

Возраст субъектов ЮЮ

В Уголовном кодексе Чили установлено, что «дети до 16 лет не несут уголовной ответственности», как и подросток от 16 до 18 лет, «поскольку не установлено, что он действовал с разумением» (п. 3 ст. 10 в редакции закона от 10 июня 1953 г.). Среди несовершеннолетних самой пораженной «вирусом» противоправного поведения здесь считается возрастная группа 14-16 лет.

Отличительные особенности системы ЮЮ

Все большее внимание уделяется сбору и распространению информации об опыте работы полиции разных стран по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних и молодежи. В документах отмечается, что полиция при этом, как и раньше, использует старые, традиционные методы предупреждения, такие как наблюдение за местами сбора молодежи, чтение лекций в школах перед учащимися, а в городских микрорайонах – перед родителями, установление контактов с органами просвещения, прокуратурой, судами, общественными службами. Традиционный характер приобрели и так называемые клубы для несовершеннолетних.

Возможность применения опыта чилийской ЮЮ в Казахстане Опыт Чили пока интересен в РК только как пример для анализа.

 

Аргентина

Время и причины создания

Отдельно выделенного ювенального законодательства в стране пока нет. Все правовые аспекты, касающиеся несовершеннолетних, изложены в соответствующих статьях Конституции страны, разделах Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних – Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Аргентинской Республики.

Основные характеристики системы ЮЮ

Статья 26 УК Аргентины предусматривает, что в случае, когда несовершеннолетнее лицо впервые приговаривается к тюремному заключению, и при условии, что его срок не превышает трех лет, суд вправе при вынесении приговора распорядиться о приостановлении исполнения наказания. Данное решение суда должно быть аргументировано (иначе оно может быть признано недействительным) и учитывать такие факторы, как моральный облик осужденного, его поведение после совершения преступления, мотивы и характер преступления, а также другие обстоятельства, указывающие на нецелесообразность применения мер лишения свободы.

При назначении условного приостановления исполнения наказания суд должен возложить на несовершеннолетнего осужденного обязанность соблюдать в течение периода от 2 до 4 лет (в зависимости от тяжести преступления) все или некоторые из правил поведения, препятствующих совершению новых преступлений: 1) постоянно проживать в определенном месте и находиться под надзором попечителей; 2) воздерживаться от посещения определенных мест и общения с определенными лицами; 3) воздерживаться от употребления наркотиков и злоупотребления алкогольными напитками; 4) посещать занятия по программе начальной школы, если в свое время ее не окончил; 5) посещать учебные или практические занятия по повышению профессиональной квалификации; 6) пройти курс психотерапевтического или иного медицинского лечения, если предварительно были представлены доказательства его необходимости и эффективности; 7) в соответствии со своими способностями приобрести навыки, освоить ремесло или профессию; 8) в свободное от основной работы время выполнять неоплачиваемую работу в пользу государства или общественно полезных организаций. С учетом обстоятельств каждого дела суд вправе видоизменять данные правила.

Возраст субъектов ЮЮ составляет от 13 до 17 лет.

Отличительные особенности системы ЮЮ – стремление к превалированию превентивных и воспитательных мер перед карательными.

Возможность применения опыта аргентинской ЮЮ в Казахстане

Существует определенная целесообразность теоретического изучения и анализа аргентинского опыта ювенальной юстиции.

 

Колумбия

Время и причины создания

Специальный статус несовершеннолетнего правонарушителя появился в этой стране в 1920 году и был развит в последней четверти ХХ века другими нормативными актами, включая от УК и УПК, до создания Кодекса несовершеннолетних.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

До принятия в 1993 году Кодекса несовершеннолетних эта часть права регламентировалась в УК. Так, статьи 31 и 34 УК 1980 года (Закон-декрет № 100 от 25 января 1980 г., вступил в силу с 1 января 1981 года) признавали несовершеннолетнего уголовно ненаказуемым за совершенное им преступление, а для регулирования его антиобщественного поведения существовали другие отрасли права.

Основные характеристики системы ЮЮ

С января 1981 года, со вступлением в действие нового УК, изменилось юридическое положение несовершеннолетних, совершивших преступление в возрасте до 16 лет. Кроме требований, предусмотренных для судей по уголовным делам, судья по таким делам несовершеннолетних должен отвечать дополнительным требованиям: быть морально устойчивым, женатым человеком, иметь детей, иметь педагогическое образование. Действующий Кодекс несовершеннолетних 1993 года не содержит таких требований, хотя в последние годы начался процесс переобучения чиновников, осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних. В этой связи необъясним тот факт, что Кодекс несовершеннолетних, требуя дополнительные профессиональные качества для семейных защитников (ст. 278) и для защитника несовершеннолетнего (ст. 293), не требует ничего подобного для самого судьи по делам несовершеннолетних.

Возраст субъектов ЮЮ определен между 13 и 18 годами, в то время как возраст их уголовной ответственности установлен в рамках 16-18 лет.

Отличительные особенности системы ЮЮ

С появлением нового права и созданием специального Кодекса по делам несовершеннолетних, предпринимается попытка исключить несовершеннолетнего правонарушителя из общего уголовно-правового режима с тем, чтобы он перестал быть субъектом уголовного права, а его поведение, в том числе и преступное, регулировалось исключительно Кодексом несовершеннолетних. Кодекс требует, чтобы несовершеннолетний воспользовался всеми процессуальными гарантиями, закрепленными в законах и различных международно-правовых документах. Данное положение имеет конституционный характер. Среди признанных в кодексе прав несовершеннолетних нарушителей выделим следующие.

А. Право не быть отдаленным от семьи. Оно означает, что несовершеннолетний может быть отдален от своей семьи исключительно с целью опеки и воспитания (ст. 6 КН).

Б. Право на свободу (ст. 16 КН). Оно означает, что несовершеннолетний может быть лишен свободы только с целью защиты и воспитания, а не с целью общественной безопасности. КН Колумбии отмечает, что уголовные нормы в отношении несовершеннолетнего нарушителя не являются инструментом борьбы с преступностью, а лишь нормативным режимом, который устанавливает принципы административного и уголовного вмешательства против несовершеннолетнего нарушителя с целью обеспечения полного развития его личности.

Если провести краткое сравнение по поводу обращения с несовершеннолетним нарушителем по новому кодексу и по предшествующему законодательству, можно увидеть, что в общем виде сохраняются воспитательный и опекунский характер назначенных мер, исключительные полномочия судьи в первой инстанции, усмотрение судьи в выборе подходящих мер, назначаемых несовершеннолетнему, быстрота решения дела и характер производства, уважение основных прав несовершеннолетнего.

Среди изменений можно подчеркнуть следующие: повышен возраст наступления уголовной ответственности от 16 до 18 лет; предварительный допрос несовершеннолетнего; закрепление объективных и субъективных причин отказа от разбирательства дела; возможность временного применения тех мер, которые назначаются в приговоре; исключение огласки при расследовании дела; информирование несовершеннолетнего обо всех судебных действиях; присутствие несовершеннолетнего в частной беседе с судьей; установление срока продолжительности назначенных мер воздействия; наказание директоров учреждений, не выполняющих судебные решения; обязательное интернирование в закрытых учреждениях в исключительных случаях.

Весьма опасной тенденцией в среде колумбийской молодёжной преступности становится то, что несовершеннолетние всё чаще становятся участникам террористических групп или повстанческих сил и отрядов (наиболее крупная и активная – Фронт Революционных Вооруженных Сил Колумбии – FARC) и непосредственными исполнителями терактов в общественных местах и на транспорте. Диверсии в основном совершаются с применением взрывных устройств (bombas pequeñas), активируемых дистанционно.

Возможность применения опыта колумбийской ЮЮ в Казахстане

Существует определенная целесообразность теоретического и практического изучения колумбийского опыта ювенальной юстиции, особенно в сфере работы с несовершеннолетними, вовлекаемыми в террористическую деятельность. Анализ возрастного и социального состава участников состоявшихся и предотвращенных терактов 2011-2012 годов в РК ярко подтверждает данную необходимость.

 

Ювенальная юстиция в правовой практике Канады и США

 

Канада

Время и причины создания

Начиная с 1908 года в Канаде к молодежи в отличие от взрослой части населения принят другой подход и, соответственно, отдельная система правосудия. Канадские юристы к причинам появления ювенальной юстиции (ЮЮ) относят изменившиеся социальные и правовые отношения в стране.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

В 1984 г. в Канаде принят Закон «О молодых преступниках» (Young Offenders Act). Переход от Закона «О несовершеннолетних преступниках» (Juvenile Delinquents Act), который действовал с 1908 г., к принятию закона о молодых преступниках (YOA) в 1984 г. имел философское значение – по сути, это был переход от «модели социального патронажа» к более традиционной модели правосудия, где правам несовершеннолетних уделялось больше внимания и уголовные дела рассматривались в открытом ювенальном суде. Данный правой подход в судебной системе получил дальнейшее развитие в 2003 году с принятием самого последнего канадского Закона «Об уголовной ювенальной юстиции» (YCJA).

Основные характеристики системы ювенальной юстиции (ЮЮ)

Закон определяет его ключевые аспекты национальной ювенальной юстиции: общество должно «решать проблемы развития и учитывать потребности молодежи, чтобы помочь ей войти во взрослую жизнь»; закон признает необходимость «междисциплинарного подхода», Конвенцию ООН о правах ребенка, интересы потерпевшей стороны; закон идентифицирует такую проблему канадской системы юстиции как слишком частое применение к несовершеннолетним наказаний в виде лишения свободы за ненасильственные преступления. Принципиальным моментом является то, что система уголовной ЮЮ должна быть отделена от «взрослой» юстиции; основной направленностью ЮЮ должны быть реабилитация и реинтеграция несовершеннолетних правонарушителей. Частью этого подхода является необходимое вовлечение родителей, родных и близких, общественности и потерпевшей стороны.

Возраст субъектов ЮЮ определен в пределах 14-19 лет.

Отличительные особенности системы ЮЮ

По мнению В. Быкина, в Канаде до начала 90-х годов существовало мнение, что наказание должно быть суровым и почти всегда связано с лишением свободы. Однако, в начале XXI века практика о суровости наказания была изменена на прямо противоположную, и ситуация с повторностью совершения преступлений резко улучшилась.

Канадское ювенальное законодательство разделяет понятия «внесудебные меры – меры, не входящие в рамки судопроизводства, они используются для работы с несовершеннолетним, обвиняемым в совершении преступления»; и «внесудебные санкции», которые имеют более формальный характер по сравнению с «внесудебными мерами». Внесудебные санкции – это несудебные действия, которые направлены на привлечение несовершеннолетнего к ответственности без применения официального судопроизводства, судов и судей.

Процедуры различаются от одной судебного округа к другому, но они часто предусматривают посредническую практику или практику восстановительного правосудия. Примером была бы встреча несовершеннолетнего (правонарушителя), потерпевшей стороны, полиции, членов семьи, иногда представителей общественности по месту жительства, пострадавших от правонарушения, и посредников. Молодой человек имел бы возможность объяснить, почему произошло правонарушение, и потерпевшая сторона имела бы возможность сообщить несовершеннолетнему и его семье, как отразилось на них преступное поведение.

Одной из целей этой встречи должно быть заключительное соглашение между всеми ее участниками о том, что нужно сделать несовершеннолетнему, чтобы исправить содеянное. Это может быть письменное извинение, восстановление ущерба, возмещение расходов на ремонт или выполнение какой-либо работы. За соглашением и его результатами ведется контроль судебных органов и в случае положительного результата дело закрывается.

Признается, что для привлечения несовершеннолетнего к ответственности за преступное поведение иногда требуется наказание в виде лишения свободы: лишение свободы под надзором; лишение свободы под условным надзором; лишение свободы с отсрочкой исполнения приговора и освобождением под надзор; наказание за убийство; лишение свободы с назначением интенсивной программы реабилитации под надзором.

В исключительных случаях к несовершеннолетним правонарушителям применяются меры наказания, предусмотренные для совершеннолетних преступников. Эти процедуры сложные и носят технический характер. По некоторым преступлениям вообще предусмотрены «взрослые» типы наказаний, что успешно оспаривалось в судах провинций Онтарио и Квебек.

Закон предусматривает систему исправительных наказаний и исправительных учреждений, которая отделена от взрослой пенитенциарной системы и предназначена для несовершеннолетних преступников. Такое разделение важно для развития опыта тем, кто постоянно работает с несовершеннолетними. Несовершеннолетние – это не «маленькие взрослые», а молодые люди, переживающие физическое, умственное и эмоциональное развитие, и поэтому люди, работающие с несовершеннолетними, должны понимать для себя динамику этого развития. Исправительные программы, разработанные специально для несовершеннолетних, дают в результате более эффективное вмешательство и с большей вероятностью способствуют реабилитации несовершеннолетнего.

В исправительных учреждениях для несовершеннолетних содержатся несовершеннолетние правонарушители, в отношении которых судом выдано предписание о заключении под стражу. Как правило, в этом случае предусматривается заполнение специальной формы оценки рисков и потребностей, с целью определить обстоятельства и потребности несовершеннолетнего и любые вопросы, связанные с безопасностью персонала исправительных учреждений. Для каждого несовершеннолетнего, помещенного в исправительное учреждение, назначается социальный работник в рамках запуска программы реинтеграции этого несовершеннолетнего в общество.

Возможность применения опыта канадской ЮЮ в Казахстане

Практика ЮЮ Канады, особенно в целесообразности отделения системы уголовной ЮЮ от «взрослой» юстиции; реабилитации и реинтеграции несовершеннолетних правонарушителей, необходимое вовлечение родителей, родных и близких, общественности и потерпевшей стороны, и при возможности, смягчения суровости наказания, замены лишения свободы на надзорные мероприятия вполне может быть применима в РК.

 

США

Время и причины создания

С 70-х гг. XIX в. граждане американского города Бостона, некие Кук и Аугустус, начали предлагать судьям не применять к несовершеннолетним, способным встать на путь исправления, наказания, а передавать их под присмотр органов попечительского надзора. В июле 1899 г. в США в Чикаго на основании закона штата Иллинойс «О детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними» был учреждён первый детский суд. Принятие Закона и создание ювенального суда было инициировано Л. Флауэр из Чикагского женского клуба, Дж. Латроп из общественной организации «Халл Хауз», обществом патроната «Visitation and Aid society». Для рассмотрения дел о несовершеннолетних было введено новое понятие «виновный», «правонарушитель» (англ. delinquent), отличающееся от понятия «преступник» (англ. criminal), нашёл закрепление статус несовершеннолетнего правонарушителя, который стал субъектом ЮЮ.

Наряду с системой ЮЮ в отдельных штатах в 1938 г. американским федеральным правительством учреждаются федеральные суды по делам несовершеннолетних, юрисдикция которых определяется в соответствии с федеральным законодательством.

Кроме создания ювенальных судов, т.н. доктрина «отеческой заботы» поощряла и поддерживала инициативы публичных и частных субъектов в организации различных социальных учреждений ювенальной юстиции, защищающих права и интересы несовершеннолетних, решая прежде всего их проблемы. Учреждения ювенальной юстиции создавались как на уровне штатов, так и на уровне федерального правительства. Особенностью ювенальной юстиции США на федеральном уровне, вытекающей из доктрины «отеческой заботы», является система финансовой поддержки штатов и муниципалитетов путем предоставления грантов в целях совершенствования судебных и социальных учреждений ЮЮ. Окончательная конституциализация ЮЮ США определилась в решениях Верховного суда США в 70-80-х гг.

Главные источники уголовного права несовершеннолетних

Наиболее важными идеями доктрины «отеческой заботы» все же следует признать принципы попечительства и воспитания. Ювенальное правосудие призвано не наказать виновное лицо, а обеспечить, по возможности, заботу, охрану и защиту, соответствующую родительской обязанности в отношении детей по их воспитанию, обеспечению и защите. Считая надлежащее обращение с ребенком своей целью, доктрина «отеческой заботы» не всегда предусматривала наказание, которое было бы пропорциональным совершенному правонарушению. И, как следствие, доктрина «отеческой заботы» не признавала необходимости проведения надлежащей процедуры правосудия в ювенальных судах. Однако со временем в результате конституционализации ювенальной юстиции в решениях Верховного суда США в 70-80-х гг. были внесены некоторые коррективы в ювенальный процесс.

Основополагающие идеи американской доктрины «отеческой заботы» были отражены как в ювенальных кодексах штатов, так и в принятых федеральных законах в области ювенальной юстиции и предупреждения преступности несовершеннолетних. В большинстве штатов современных США система ЮЮ независима от системы «взрослого» правосудия. В большинстве штатов она управляется социальной службой, а именно: Агентством социальной службы – в 23 штатах и службой по работе с семьёй и детьми – в 6 штатах. В 11 штатах система ювенального правосудия подконтрольна системе правосудия по делам совершеннолетних. Осуществление правосудия по делам несовершеннолетних преследует в США две цели: реабилитацию подростка и обеспечение общественной безопасности. В системе ювенальной юстиции работают полиция, офицеры пробации, прокуроры, защитники, ювенальные судьи, социальные работники.

Возраст субъектов ювенальной юстиции. В законах США есть понятия «совершеннолетие» и «полное совершеннолетие». До 14 лет американские подростки считаются полностью недееспособными. С 14 лет они могут выбирать себе опекунов. Мальчики с этого возраста могут дать согласие на вступление в брак (американская девочка может вступить в брак с 12 лет). Совершеннолетие для граждан большинства штатов наступает в 18 лет. С этого возраста они пользуются большинством своих гражданских прав и как взрослые отвечают за свои поступки. А полное совершеннолетие наступает в 21 год. С этого возраста любой гражданин США начинает пользоваться всеми своими конституционными правами: избирать своих представителей в законодательные собрания разных уровней, служить в национальной гвардии (резерве вооруженных сил) занимать любые должности. 

Отличительные особенности системы ЮЮ

Значительное число подростков-правонарушителей не попадает в орбиту ювенального суда. Их «включают» в реабилитационные программы. Цель таких программ – вовлечь подростков в социально направленные занятия и хобби, привлечь к ведению здорового образа жизни. Эти программы подросток может посещать непосредственно по месту жительства.

Передать ли дело подростка в суд, решают в основном служба пробации и прокурор. Они определяют, простить ли подростку совершенное, осуществить коррекционную работу с ним неформально либо передать дело в ювенальный суд. Около половины дел, которые подлежат, по сути, рассмотрению в суде, рассматриваются неформально. Если подросток выполняет условия, наложенные на него в ходе неформального решения проблемы, то дело дальше не идёт. Если же нет, то дело передаётся в ювенальный суд либо в простой уголовный суд. (В некоторых штатах такое запрещено; в некоторых, наоборот, нормативно закреплены те случаи, когда дело передается во «взрослый» суд.). Активно используется процессуальный механизм «сделки о вине» в работе с подростками-преступниками.

В США, где распространено правосудие с участием присяжных, лишь в нескольких штатах существуют суды присяжных для несовершеннолетних. Перед вынесением решения сотрудники службы пробации разрабатывают план работы с подростком. План включает в себя выявленные нужды и потребности подростка, перечень доступных программ для решения проблем подростка. План передается судье, который и принимает решение.

В последнее время в США, как в уголовном, так и в гражданском процессе по делам несовершеннолетних, стороны обращаются к так называемым альтернативным методам разрешения споров. К подобной процедуре можно прибегнуть как до рассмотрения спора в судебном порядке, так и в ходе судебного процесса. Ювенальные суды США прибегают к следующим альтернативным методам разрешения гражданских споров, касающихся прав и законных интересов несовершеннолетних: посредничество, договор об урегулировании, примирение, урегулированное предложение, мини-суд. Альтернативными методами разрешения уголовных споров в Англии считаются институт предупреждения и посредничества. В США же широко используются различные вариации посредничества.

Во многих штатах сейчас развивается концепция сбалансированного и восстановительного правосудия (BARJ), во главу угла которой ставится примирение подростка с жертвой, возмещение ущерба. Суд может применить к подростку следующие меры: пробация (выполнение условия надзора, следование разработанному службой пробации плану: отказ от наркотиков, участие в специальных тренингах). Срок пробации может быть «открытым»; подросток также может быть помещён в специальное учреждение по месту жительства как закрытого, так и открытого типа; ему также может быть предписано посещать определённые реабилитационные учреждения: центры по работе с алко– и наркозависимыми, центры дневного пребывания. Здесь он «работает» над выполнением плана реабилитации, подготовленного службой пробации для суда.

Возможность применения опыта американской ЮЮ в Казахстане

Чертой американского уголовного процесса по делам несовершеннолетних, которую следовало бы принять в РК, это его простота и оперативность. Главное в нем – обсуждение правонарушения и назначение наказания за него. Конечно, такой процесс достигает своей цели – воздействия на правонарушителя. Известно, что всякое промедление реакции суда на правонарушение опасно именно в делах несовершеннолетних и ведет к рецидиву правонарушения, причем более серьезного. Но быстрота судебного процесса имеет и свою негативную сторону: реальная возможность нарушения прав человека, неполнота расследования, пробелы в доказательствах, сомнения относительно источников их получения.

 

Литература

1. Данилова Н.Ю., Головизнина М.В., Лихтенштейн А.В. История эксперимента: опыт создания элементов ювенальной юстиции в Санкт-Петербурге. Обучение социальных работников, занятых в ювенальной юстиции. Материалы курса. Серия «Права человека». СПб, 2003. С. 28-29.

2. Пергатая А.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству Федеративной Республики Германии: дис. канд. юрид. наук. Красноярск, 1999. С. 7.

3. Schaffstein F., Beulke W. Jugendstrafrecht: eine systematische Darstellung. 11. Auflage. Stuttgart, Berlin, Koeln: Verlag W. Kohlhammer, 1993. S. 1.

4. Duenkel F., Kalmthout A., Schueler H. Entwiklungstendenzen und Reformstrategien im Jugendstrafrecht im europaeischen Vergleich. Moenchengladbach, 1997. S. 565-595.

5. URL: https://bundesrecht.juris.de/jgg/BJNR007510953.

6. Степанов К.А. Немецкая модель ювенальной юстиции: возможность заимствования. Красноярск, 2010. С. 2. (https://conf.sfu-kras.ru).

7. Ковалев В.А., Чаадаев С.Г. Органы расследования и судебная система Великобритании. Отв. ред. Г.Н. Агеева. М.: РИО ВЮЗИ, 2005. 89 с.

8. Лисукова К.В. Сотрудничество государств по защите прав несовершеннолетних и учреждению систем ювенальной юстиции (международно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: Моск. ун-т МВД России, 2009. 27 c.

9. Чего нам ждать от ювенальной юстиции? https://www.blagovest-yakutia.ru/.

10. Ткачёв В. Детская болезнь» юстиции: какие ювенальные технологии нужны России? https://www.warandpeace.ru/ru/commentaries/view/59076/.

11. Садовникова М.Н. Некоторые аспекты ресоциализации несовершеннолетних в зарубежных странах. Сибирский юридический вестник. 2009. № 2. С. 73-78.

12. Yamamoto A., Bouças Lago N. Секретариат по правам человека Президента Республики. 2009. С.13.

13. Национальный департамент исполнения наказаний пенитенциарной системы Бразилии: консолидированные данные. Министерство юстиции, 2011. presidencia.gov.br/estrutura_presidencia/sedh.

14. https://www.presidencia.gov.br/estrutura_presidencia/sedh/.arquivos/.spdca/sinase_integra1.pdf.

15. ИЛАНУД / SDH-PR, Национальная карта открытых социально-воспитательных мер, 2008. arquivos/.spdca/sinase_integra1.

16. Индекс убийств в молодости – Indice dе Homicídios nа Adolescência (МГА) и Карта насилия 2010 года. В кн.: Yamamoto A., Bouças Lago N. Секретариат по правам человека Президента Республики. 2009. С. 38.

17. Lopez M., Jose A. Codigo del Menor у Jurisdiction de la familia. – Bogota: Ed. Libreria el Profesional, 1993. – 280 р.

18. Лутес Р. Канадская система ювенальной юстиции (и некоторые аспекты, которые могут представлять интерес для СНГ). М., 2007. 120 с.

19. Быкин В.И. Механизм взаимодействия ювенального суда с органами профилактики правонарушений несовершеннолетних. В кн.: Новое в российском и международном праве. Вып. XIII. Москва-Курск: Курский госуниверситет, 2011. С. 78-96.

20. https://www.gazeta.ru/2006/10/19/oa_220886.shtml.

21. Предеина И.В. Ювенальная юстиция в России и за рубежом. Саратов: СГАП, 2009. С. 22-23.

Аргентина Бразилия Великобритания Германия Индия Казахстан Канада Китай Колумбия Латинская Америка Санкт-Петербург Франция Швеция Япония
Следите за новостями zakon.kz в: