Утвержден перечень субъектов бизнеса, которые будут обязаны принимать плату по банковским картам
Одновременно, как считают в правительстве, популяризация безналичных платежей позволит отечественному финансовому сектору значительно повысить свою эффективность. Это будет достигнуто посредством целого ряда инструментов. К тому же расчеты с помощью пластиковых карт будут способствовать росту финансовой культуры казахстанцев. Ведь за обналичивание в банкомате мы выплачиваем комиссионные банку, а для прямых покупок через терминалы пока никакие переплаты не предусмотрены.
В наших городах в дни зарплат к банкоматам выстраиваются огромные очереди. Люди снимают наличные. Причина очевидна: редко в каком магазине удается без проблем расплатиться пластиковой картой. Да и не привык наш народ еще к такой возможности. По старинке как-то проще.
Понятно, что банки вовсю, как говорится, несут культуру в массы и стараются подключить к эквайрингу (оплата платежной картой) как можно больше магазинов и других торговых точек. В принципе, от организации требуется только согласие на подписание договора.
Банки обещают, что с началом использования эквайринга торговые точки приобретут новых клиентов, а также сэкономят на расходах на кассовые операции. Но торговцы не спешат: выгода туманна, а расходы на эквайринг нужно нести сразу.
- В большинстве случаев установке терминала для приема пластиковых карт в магазине препятствуют банальные причины: отсутствие коммуникаций, нежелание «делиться» процентом от выручки с банком, а также привычка представителей малого и среднего бизнеса работать с наличными средствами, - утверждает Жомарт Смагулов, директор департамента банковских карт.
Однако теперь все изменится. Массовый переход на безналичные платежи, как в Европе и Америке, предполагает поправки к соответствующему закону, которые Минфин презентовал в мажилисе в прошлом году. На днях этот вопрос рассматривался в правительстве. Перечень предприятий, которые обяжут установить терминалы по считыванию банковских карт, был утвержден:
1. Оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание.
2. Оптовая и розничная торговля.
3. Ремонт компьютеров и бытовых товаров.
4. Предоставление услуг гостиницами.
5. Предоставление услуг ресторана, прочие виды организации питания и подача напитков.
6. Продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт.
7. Предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов.
8. Деятельность туроператоров, турагентов и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма.
9. Деятельность в области страхования.
10. Деятельность в области здравоохранения.
11. Деятельность в области образования.
12. Деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов.
13. Деятельность фитнес- и спортивных клубов, дискотек.
14. Деятельность по организации азартных игр и заключения пари.
15. Деятельность частных охранных служб.
16. Деятельность в области бухгалтерского учета и аудита; консультации по налогообложению.
17. Деятельность в области права.
18. Предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду.
Хорошо известно, что на сегодня в розничном секторе большинство платежей совершается наличными. Эти деньги фактически используются бесконтрольно. А значит, представляют опасность с самых разных точек зрения: и с налоговой, и с точки зрения контроля за доходами, и с точки зрения борьбы с финансированием терроризма.
Оплата по безналу позволяет финансовым властям более точно определять реальный оборот и прибыль торговых точек. Поэтому владельцев крупных сервисных точек буквой закона предполагается обязать устанавливать POS-терминалы, чтобы клиенты имели возможность оплатить их услуги безналичным путем. Отказ либо отсутствие терминала на точке продажи будут караться штрафами в 20 МРП (32000 тенге) для индивидуальных предпринимателей и 50 МРП (80000 тенге) для юридических лиц.
- Для простых граждан это будет выгодно и удобно, - уверен мажилисмен Серик Оспанов. - Ведь при оплате покупок с помощью карточек в магазинах и сфере услуг не снимается банковский процент, как при обналичивании средств через банкомат. И сумма платежа не ограничена.
К тому же меры по популяризации пластиковых карточек, расширению сферы безналичных расчетов позволят решить целый ряд проблемных вопросов. Не секрет, что многие предприниматели заработную плату выдают как по официальным документам, так и «черным налом». Притом что социальные и пенсионные отчисления осуществляются только с официальной заработной платы. Более того, сотрудники, которым выплачивается минимальная зарплата, не приняты в организацию официально.
Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования. Официально постановление было опубликовано 4 января 2013 года.
При этом уточним, что, по информации налогового департамента по городу Алматы, пока устанавливать терминалы необязательно юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые оптом и в розницу торгуют сельхозпродукцией собственного производства. Изменения не коснутся и тех фирм и ИП, которые работают на территории торговых рынков, через выносные прилавки, автолавки, палатки, киоски и контейнеры.
Устанавливать специальные терминалы пока необязательно также индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, находящимся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования. Также до 1 января 2014 года в покупке терминалов нет необходимости у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц, применяющих в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальный налоговый режим.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы