В Алматы презентован проект госпрограммы по развитию транспортной инфраструктуры до 2020 года
Основной целью документа является формирование современной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей расширение возможности экономического роста Казахстана и удовлетворение потребности населения в транспортных услугах. Программа ориентирована на повышение конкурентоспособности транспортной системы Казахстана и реализацию транзитного потенциала страны, создание новых рабочих мест, а также повышение уровня безопасности и качества обслуживания на транспорте.
Разрабатываемый документ предусматривает внедрение национальных стандартов качества, в соответствии с которыми будут не только оказываться услуги пассажирских перевозок, но и строиться новые автовокзалы, автостанции, железнодорожные вокзалы, аэродромы, а также реконструироваться уже существующие. Так, к 2020 году запланировано строительство новых 9 автовокзалов и 61 автостанции в районных центрах, 733 пунктов обслуживания пассажиров в селах и аулах, 1104 стоянок такси в городах. Как ожидается, будут приведены в соответствие со стандартами 34 автовокзала и 138 автостанций, проведены ремонтные работы 300 железнодорожных вокзалов. Планируется также реконструировать 14 аэропортов страны.
Кроме этого, программа развития транспортной инфраструктуры включает в себя дальнейшее развитие сети автомобильных дорог. Так, в период с 2013 по 2020 годы планируется охватить ремонтными работами 21390 км (в т.ч. реконструкцией 11390 км) дорог республиканского значения. Планируется завершить реконструкцию 6 международных коридоров.
Наряду с этим предусматривается активное строительство новых железнодорожных линий общей протяженностью порядка 2300 км, в том числе высокоскоростной магистрали Астана-Алматы через озеро Балхаш, а также электрификация существующих железнодорожных участков (1400 км).
Особое значение в реализации программы занимает развитие инфраструктуры по проекту «SILK WIND» (Китай-Турция, Восточная Европа). Так, планируется развитие станции Достык, создание сухого порта в СЭЗ «Хоргос - Восточные Ворота». Кроме этого, в планах - развитие паромного парка и строительство 3 сухогрузных терминалов в морском порту Актау.
На всех видах перевозок предусматривается автоматизация транспортных процессов, благодаря которым упростится оформление ряда документов, в разы сократятся сроки доставки грузов, улучшится управляемость транспортными потоками, повысится безопасность на дорогах на 25-35%, снизится смертность при ДТП, улучшится эффективность транспортного контроля. С запуском автоматизированной системы взвешивания автомобилей будет исключена коррупционная составляющая, так как исчезнет контакт сотрудников транспортного контроля с водителями. Вес грузового автомобиля будет определяться системой в автоматическом режиме, и, в случае обнаружения перевеса, владельцу авто выставляется штраф. Это не только сократит сроки доставки грузов, но также позволит снизить себестоимость перевозок и сохранить качество дорог.
Кроме того, необходимо отметить, что одной из задач Программы является увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в 2 раза, а к 2050 году - в 10 раз.
Реализация программы развития транспортной инфраструктуры потребует внесения существенных изменений в действующие нормативно-правовые акты всей транспортной отрасли, что отображено в законопроекте по вопросам транспорта, который в данный момент находится на рассмотрении Мажилиса Парламента РК.
Дополнительно сообщаем, что данный документ разработан Министерством транспорта и коммуникаций при содействии Всемирного Банка, с учетом аналогичного опыта Румынии, Польши и Латвии. В исследовательских работах задействованы консалтинговые компании и международные институты. В данный момент ведутся аналитические работы и формируются разделы Программы.
Напомним, Программа развития транспортной инфраструктуры разрабатывается по поручению Главы государства, озвученному в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства».