ОБ ИНСТИТУТЕ ФИНАНСОВОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ /А. Ахпанов и Р. Юрченко/

А. Ахпанов, доктор юридических наук, профессор, член НКС Верховного Суда РК

Р. Юрченко, доктор юридических наук, член НКС Верховного Суда РК

Авторами в рамках традиционного предварительного следствия и на стадии исполнения приговора рассматриваются правовые предпосылки финансового расследования, направленного на розыск, арест и конфискацию полученных преступным путем денежных средств и имущества.

ОБ ИНСТИТУТЕ ФИНАНСОВОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

 

А. Ахпанов, доктор юридических наук, профессор, член НКС Верховного Суда РК

Р. Юрченко, доктор юридических наук, член НКС Верховного Суда РК

Авторами в рамках традиционного предварительного следствия и на стадии исполнения приговора рассматриваются правовые предпосылки финансового расследования, направленного на розыск, арест и конфискацию полученных преступным путем денежных средств и имущества.

 

 

 

Статья 8 УПК РК не возводит в ранг задач уголовного процесса принятие органами уголовного преследования мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

В целях исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества на следователя и дознавателя соответственно статьями 64 и 67 УПК возлагается обязанность принять меры к установлению имущества подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия и в то же время им предоставляется право (курсив наш) с санкции прокурора наложить на него арест (ст. 161 УПК).

Признавая возмещение такого вреда факультативной задачей (подзадачей), органы предварительного расследования под надзором прокурора сосредотачивают свои усилия на раскрытии преступлений, изобличении виновных, установлении, прежде всего, состава преступления среди обстоятельств предмета доказывания. Нерешение подзадачи усугубляется доминантой по-прежнему применяемых количественных критериев оценки их деятельности по соотношению зарегистрированных и раскрытых преступлений, а также недостаточностью организационных, кадровых и финансовых ресурсов /1/.

В этой связи созрели предпосылки для включения в задачи уголовного процесса /2/ (часть вторая статьи 8 УПК) предписания органам уголовного преследования об обязательном и своевременном принятии мер, направленных на обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением.

О необходимости системной правовой регламентации финансового расследования красноречиво свидетельствуют следующие данные.

По минимальным экспертным расчетам GFI (Global Financial Integrity, USA), в течение «нулевого» десятилетия из Казахстана нелегально выведено за рубеж $123,057 млрд. Отток капиталов связан с преступностью, коррупцией, уклонением от уплаты налогов и другой незаконной деятельностью. В среднем за год он составлял $12,306 млрд. При этом, по оценке GFI, Казахстан входит в ТОП-12 государств-лидеров по среднегодовому незаконному выводу капиталов /3/.

В отчёте перед Администрацией Президента РК по итогам деятельности в 2011 году Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью показало, что по экономическим преступлениям возмещено 80% от установленного ущерба, тогда как фактически данный показатель составил лишь 9% /4/.

Для введения института финансового расследования /5/, в том числе на международном уровне, в РК созданы правовые основы.

Казахстаном ратифицирована Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 8 ноября 1990 г.) /6/. Сделанные при ратификации оговорки не позволяют, к сожалению, ввести её положения в плоскость практического применения. Представляется, что в ближайшее время необходимо предпринять шаги по урегулированию данного вопроса.

Кроме того, следует рассмотреть возможность ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.), согласно статьи 4 которой должны приниматься соответствующие законодательные меры.

Успешное решение обозначенной задачи обусловлено необходимостью внедрения в казахстанский уголовный процесс института финансового расследования. Институт финансового расследования как совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих правоотношения в рамках традиционного предварительного расследования и в стадии исполнения приговора, призван обеспечить правовую основу внутреннего и международного /7/ розыска, ареста и конфискации полученных преступным путем денежных средств и имущества /8/.

Полагаем, что структурно финансовое расследование может состоять из последовательных и взаимосвязанных этапов:

1) параллельное финансовое расследование, производимое наряду или в рамках (традиционного) предварительного следствия;

2) досудебное производство о конфискации имущества, добытого преступным путем, без приговора суда.

3) финансовое расследование на основании вступившего в законную силу приговора.

В ходе работы над новой редакцией УПК нами разработана модель финансового расследования применительно к стадии исполнения приговора, которая предусматривает в качестве обязательных компонентов:

1. вступивший в законную силу судебный приговор (постановление) содержит решение о проведении финансового расследования;

2. установление сроков финансового расследования (с момента вступления судебного акта в законную силу и до истечения срока давности исполнения обвинительного приговора);

3. пределы финансового расследования (только в рамках, необходимых для отыскания сокрытых денег и иных ценностей, добытых преступным путем, денежных средств и иного имущества, подлежащих конфискации и обеспечивающих возмещение вреда, причиненного преступлением);

4. способы финансового расследования (допустимость проведения оперативно-розыскных мероприятий, следственных и иных процессуальных действий в целях получения информации, содержащей коммерческую тайну, данные о деловых операциях, состоянии банковских счетов, об уплате налогов, а также конфиденциальные сведения личного характера);

5. запрет на применение в ходе финансового расследования уголовно-процессуального задержания и мер пресечения;

6. прокурорский надзор за проведением финансового расследования;

7. судебный порядок признания недействительными сделок (купли-продажи, дарения, передачи в аренду, доверительное управление и т.п.), направленных на сокрытие имущества, на которое может быть обращено взыскание, или которое может быть конфисковано по иску прокурора в интересах государства или потерпевших по уголовному делу;

8. судебное решение о судьбе найденного в ходе финансового расследования имущества;

9. прекращение финансового расследования в случаях:

а) добровольного возмещения вреда в полном объеме, подлежащего возмещению осужденным на основании приговора;

б) заключения осужденным в порядке, предусмотренном УПК, процессуального соглашения с прокурором о выдаче имущества, добытого преступным путем, денежных средств и иных ценностей, подлежащих конфискации и обеспечивающих возмещение вреда, причиненного преступлением;

в) обнаружения разыскиваемого имущества, денежных средств и иных ценностей;

г) смерти осужденного;

д) истечения срока финансового расследования.

Что касается параллельного финансового расследования, производимого наряду или в рамках (традиционного) предварительного следствия, то такой порядок представляется наиболее эффективным. Между тем практическое его осуществление может быть связано, во-первых, с законодательным обеспечением (определение составов преступлений, минимального порога причиненного вреда, порядок производства), во-вторых, с реальными возможностями кадровых ресурсов органов предварительного следствия осуществлять по одному делу два расследования по разным направлениям.

Финансовое расследование в порядке досудебного производства о конфискации имущества, добытого преступным путем, без приговора суда приемлемо, по нашему мнению, лишь в тех случаях, когда по каким-либо причинам производство по уголовному делу не может быть завершено стадией судебного разбирательства с постановлением обвинительного приговора (обвиняемый скрылся, отказано в выдаче лица, нахождение денежных средств и имущества за пределами Республики Казахстан).

 

 

Литература

1. В 2012 году в Казахстане зарегистрировано 287 681 преступление, что вдвое превышает уровень преступности в 2010 г.

2. Томин В.Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М., 1991. С. 48.

3. Исследование «Незаконные финансовые потоки из развивающихся стран в 2000-2009 гг.» Цит.: Борейко В. Портал Forbes.kz. 27.10.2012 г.

4. Тусупбеков Р. Нужно бороться не только с коррупцией, но и с условиями, ей способствующими. Казахстанская правда. 2012. 23 февраля.

5. Еще при разработке проекта УПК РК нами ставился вопрос о самостоятельной главе «Финансовое расследование». См.: Проект УПК РК. Алматы, 1997.

6. Закон РК от 2 мая 2011 г. № 431-IV.

7. Волеводз А.Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика). М., 2000. С. 14.

8. Руководство ФАФТ по финансовым расследованиям: оперативные вопросы. Отчет ФАФТ, июнь 2012 г. С. 8, 15-16.

 

 

Казахстан
Следите за новостями zakon.kz в: