Работу ШОС сопровождает деятельность аналитических структур

Zakon.kz
Шанхайская организация постепенно набирает вес в непростом геополитическом пространстве, расширяет международные контакты и выходит на орбиту новой эры многостороннего глобального сотрудничества.

Работу ШОС сопровождает деятельность аналитических структур

 

Изначально сформировавшись для решения пограничных вопросов на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, «Шанхайская пятерка» - Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан - выросла в динамичную и влиятельную международную организацию. Несмотря на свой юный возраст, ШОС утверждает себя в мировом сообществе как дееспособная и эффективная организация, четко представляющая свои цели и уверенно идущая по пути их достижения. Шанхайская организация постепенно набирает вес в непростом геополитическом пространстве, расширяет международные контакты и выходит на орбиту новой эры многостороннего глобального сотрудничества. Вместе с тем ШОС уже на первых этапах своего развития столкнулась с необходимостью аналитического сопровождения своей деятельности. Так образовалась диалоговая площадка - Форум Шанхайской организации сотрудничества. На сегодня это традиционный научный форум аналитических структур стран - участниц ШОС.

В июне Шанхайской организации сотрудничества исполнится 12 лет. Именно 15 июня 2001 года по инициативе глав 6 государств - Казахстана, Киргизии, Китая, России, Таджикистана и Узбекистана была создана ШОС, основными целями которой были объявлены укрепление взаимного доверия, добрососедства и многопланового сотрудничества между странами-участницами. На момент создания организации главной целью  ШОС  являлась стабилизация обстановки в Центрально-Азиатском регионе, где находившийся тогда у власти в Афганистане режим талибов служил рассадником исламского экстремизма, угрожавшего всем членам организации. Кроме борьбы с терроризмом участники  ШОС  ставили перед собой задачу полнее развивать экономическое и научно-техническое сотрудничество.

На сегодня данное межгосударственное объединение уже трансформировалось в один из важных механизмов обеспечения безопасности в регионе. Эта авторитетная структура ставит перед собой задачи противодействия международному терроризму и развития торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества стран-участниц. «Признанием авторитета ШОС является получение ею статуса наблюдателя при Генассамблее ООН, установление партнерских отношений с секретариатами СНГ и АСЕАН», - сказал в одном из своих выступлений президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Вместе с тем ШОС уже на первых этапах своего развития столкнулась с необходимостью аналитического сопровождения. Так образовалась диалоговая площадка - форум Шанхайской организации сотрудничества. На сегодня это традиционный научный форум аналитических структур стран - участниц ШОС, очередное заседание которого состоялось 18-19 апреля в Пекине. Напомним, что научные собрания проходят один раз в год по очереди в государствах ШОС. На этот раз ученых из разных стран принимал Китай. Делегацию Казахстана представляли сотрудники одного из ведущих «мозговых центров» страны - Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде первого президента Республики Казахстан. Наша беседа сегодня с руководителем центра первого президента Республики Казахстан ИМЭП Айдаром Амребаевым, возглавлявшим нашу делегацию.

 

- Айдар Молдашович, что бы вы могли сказать об этом формате взаимодействия в Шанхайской организации сотрудничества? Каковы ваши впечатления от участия на форуме?

Аналитический форум Шанхайской организации сотрудничества был создан в 2006 году по инициативе ученых - исследователей проблематики сотрудничества в рамках ШОС и является своеобразной «второй дорожкой» научно-аналитического взаимодействия наших стран. На форуме на регулярной основе происходит встреча заинтересованных ученых из государств-участников ШОС с широким привлечением аналитиков из стран-наблюдателей и партнеров организации, а также дипломатов и представителей СМИ. На этом научном собрании обсуждаются актуальные вопросы современных отношений, регионального сотрудничества, отрабатываются различные модели и прогнозы взаимодействия стран ШОС. Форум призван осуществлять научную проработку политических инициатив и решений глав государств ШОС, принимаемых и утверждаемых на ежегодных саммитах глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества.

Нынешний форум проходил в Пекине /КНР/. Хозяевами форума был Китайский институт международной политики и его Центр исследования ШОС. В этом центре собраны наиболее авторитетные ученые-аналитики Китая, экс-послы Китая в странах ШОС, независимые исследователи. На встречу съехались также ученые из России, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, а также Беларуси, Афганистана, Монголии и Турции. Форум оказался очень интересным и достаточно откровенным в плане постановки, анализа и проектных предложений по совершенствованию формата сотрудничества в рамках ШОС и оценке современной международной ситуации.

 

- Сегодня бытует мнение о том, что по истечении более 10 лет с момента начала сотрудничества в рамках ШОС все еще в недостаточной степени реализован потенциал сотрудничества стран организации и его влияния в мире. Что вы думаете об этом?

- Вы совершенно правы. Действительно, несмотря на то что пространство Шанхайской организации сотрудничества охватывает огромную территорию и представляет самое большое население с достаточно динамичным социально-экономическим и политическим развитием, все же потенциал этой организации далеко не исчерпан и возможности ее политического влияния в современном мире не реализованы в полной мере. И этому как раз и был посвящен наш восьмой форум. Практически лейтмотивом каждого выступления стал достаточно откровенный и критический разговор о нынешнем состоянии и возможностях сотрудничества между странами ШОС. На форуме ученые выступили с разработкой конкретных предложений для насыщения содержания деятельности организации проектами в самых разных сферах с целью повышения ее авторитета и реализации задач, поставленных главами наших стран на прошедшем в Пекине в 2012 году саммите глав государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. Мы констатировали чрезвычайную важность тесного взаимодействия политических решений на высшем уровне с научно-аналитическим их обоснованием и детальной проработкой практического воплощения в конкретных формах сотрудничества.

 

- Расскажите, о чем непосредственно шла речь.

- Как известно, ШОС прошла в своем развитии определенную эволюцию. Так, изначально, еще в формате пятерки государств, организация ставила цель сконцентрироваться на обеспечении задач безопасности в регионе ответственности ШОС, разрешении вопросов приграничных споров, борьбе с «тремя злами» (терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом). Затем фокус внимания организации несколько расширился. В ШОС вошел Узбекистан, к корзине безопасности добавилось социально-экономическое и культурно-гуманитарное измерение. Возникла проблема дальнейшего расширения Шанхайской организации сотрудничества, ее участия не только в вопросах регулирования процессов в Центральной Азии, но и широкого и авторитетного позиционирования в современных международных делах, реагирования на вызовы нетрадиционных угроз, эффективного интегрирования в новые форматы экономического сотрудничества и т.д. Таким образом, сегодня перед организацией стоит целый ряд актуальных задач, от решения которых зависит судьба народов, вовлеченных в орбиту внимания ШОС.

Думается, очень важно не потерять этот импульс сотрудничества, заданный отцами-основателями организации, использовать так называемый шанхайский дух для поиска ответов и решений вопросов сегодняшнего дня.

К примеру, назрела необходимость в разработке долгосрочной общей стратегии развития ШОС по всем направлениям взаимодействия, а не только в сфере безопасности. Необходимо также выйти на реализацию конкретных многосторонних экономических проектов. Согласитесь, это ненормально, когда за годы сотрудничества все еще не реализовано ни одного многостороннего экономического проекта, целиком и полностью осуществленного в рамках ШОС. Сегодня наше экономическое сотрудничество осуществляется в основном на двусторонней основе. Хотя есть прорывные идеи, озвученные нашими лидерами. Это и Энергетический клуб, и Банк развития ШОС, и другие, которые создают институциональную основу для качественно нового экономического взаимодействия на нашем пространстве.

Сегодня чрезвычайно важны, например, развитие транспортно-логистического сотрудничества, разработка взаимоприемлемого водно-энергетического консорциума в Центральной Азии, общего продовольственного снабжения, осуществление мер согласованного стратегического антикризисного планирования, борьба с бедностью, безработицей, совершенствование социальных программ. То есть речь идет о тех актуальных вопросах, которые способствуют улучшению качества жизни народов наших стран. Это широкая социальная модернизация, идею которой неустанно продвигает президент Казахстана. Важно отметить, что данная идея и необходимость активизации экономического сотрудничества находят понимание и широкую поддержку со стороны нашего великого соседа Китая, обладающего солидными экономическими возможностями и международным авторитетом.

 

- Хорошо. А в чем, на ваш взгляд, причина пробуксовывания очень важных проектов, о которых вы говорите?

- Причин много и они разные. Но, как говорится, кто не хочет делать, тот ищет причину… Вот, к примеру, на сегодняшний день несколько снижается товарооборот между Казахстаном и Китаем. И в этом плане есть вопросы согласования и снижения издержек, связанных с вступлением в силу условий и режима  Таможенного союза на нашей территории. Китайские эксперты предлагают нам совместно с нашими российскими партнерами отработать взаимоприемлемый формат того, как Китай может эффективно взаимодействовать с ЕЭП. И мы согласны с ними, но российские коллеги все еще не готовы к доверительному многостороннему сотрудничеству, настаивая на одномерном формате ТС. Но ведь надо избавляться от стереотипов прошлого и преодолевать односторонний взгляд на проблемы нашего совместного развития. Мы уже находимся в условиях глобального экономического пространства, и это требует разработки «открытых» форм сотрудничества.

Если вы помните, президент Назарбаев видит в евразийской экономической интеграции именно такой, открытый, вариант сотрудничества, приглашая к сотрудничеству и Европу, и Азию. И это находит широкую поддержку и у продвинутых политиков ЕС, и у нового руководства Китая. Интересным направлением экономического сотрудничества для ШОС является координация своей работы с такими интеграционными форматами, как БРИКС, АСЕАН, инициатива G-Global. Кстати говоря, эта тема, «ШОС и глобальный мир», стала предметом конференции в узком составе, которая прошла по завершении форума ШОС. Проблема синхронизации различных интеграционных экономических форумов с участием стран ШОС представляется очень важной, особенно в условиях мировой экономической нестабильности.

Или, к примеру, проблема водно-энергетического обеспечения региона Центральной Азии и разрешения противоречий, возникших между странами выше и ниже по течению трансграничных рек региона по вопросу строительства Рогунской в Таджикистане и Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане. Ведь существует возможность согласованного и компромиссного решения данной проблемы между самими четырьмя странами региона, но отсутствует доверие и добрая воля к взаимопониманию между странами и их лидерами. Хотя президент Казахстана уже давно пробивает идею центральноазиатского союза государств, создания межстранового водно-энергетического консорциума. К сожалению, эта тема излишне политизируется извне и становится предметом «Большой игры» со стороны внерегиональных международных игроков.

Другой проблемой является вопрос перспектив регионального развития после 2014 года, объявленного американцами в качестве даты вывода основного контингента войск из Афганистана, и спекуляций, связанных с этим. Совершенно справедливо об этом говорил наш президент во время своего выступления на Евразийском медиафоруме, когда призывал не «пугать регион подобными страшилками», а строить конструктивное мирное взаимодействие между странами. Таким конструктивным подходом может стать, возможно, в рамках ШОС, противостояние попыткам насыщения оружием нашего региона. Милитаризация Центральной Азии, сохранение и создание новых военных баз под любым предлогом, предпринимаемые сегодня США и Россией, может привести лишь к конфронтации и росту недоверия между странами.

Есть вопросы, связанные с кибербезопасностью, противостоянием импорту нестабильности в виде так называемых цветных революций в наш регион. Это серьезная проблема, которую также возможно решить лишь совместными усилиями. И эту тему инициировал президент Н.А. Назарбаев еще на Астанинском саммите ШОС в 2011 году. К сожалению, и по данному вопросу, и по центру прогностики ШОС все еще нет консенсусного решения.

Таким образом, вопросов и проблем для научного анализа и проектирования хватает.  И теперь нам необходимо последовательно над ними работать, находя оптимальные компромиссные решения.

Таможенный союз
Афганистан
Беларусь
Казахстан
Китай
Кыргызстан
Монголия
Пекин
Таджикистан
Турция
Узбекистан
Центральная Азия

Читайте также

Следите за новостями zakon.kz в:

Популярные новости

К казахстанцам с важной информацией обратилось Минобороны

Токаев выразил соболезнования по поводу кончины Дариги Тлендиевой

Правила пенсионных выплат планируют изменить в Казахстане

Дожди и снег вернутся в Казахстан

Димаш Кудайберген сделал важное заявление