Классификация субъектов предпринимательского права по различным основаниям /Ю. Назаров/

Ю. Назаров, д.ю.н., профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека

Развитию предпринимательства и предпринимательской деятельности в СНГ отведено огромное место. Узбекистан уделяет огромное внимание развитию малого и среднего бизнеса и частного предпринимательства. С первых дней независимости формируется законодательная база предпринимательства.

Классификация субъектов предпринимательского права по различным основаниям

 

 

Ю. Назаров, д.ю.н., профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека

 

Развитию предпринимательства и предпринимательской деятельности в СНГ отведено огромное место. Узбекистан уделяет огромное внимание развитию малого и среднего бизнеса и частного предпринимательства. С первых дней независимости формируется законодательная база предпринимательства.

 

 

Развитие предпринимательства – одно из главных направлений структурных преобразований в экономике Узбекистана. Этот сектор создает необходимую атмосферу конкуренции, способствует созданию дополнительных рабочих мест и росту доходов населения.

Для обеспечения максимально благоприятной бизнес-среды субъектам предпринимательства предоставляются различные льготы и преференции, а также оказывается всесторонняя поддержка.

Немаловажную роль в развитии частного предпринимательства играет традиционная предрасположенность населения к предпринимательской деятельности, обусловленная историческими истоками. В течение тысяч лет Узбекистан находился на крупнейшем перепутье основных торговых и транспортных артерий евразийского континента, а его города – Самарканд, Бухара, Хива, Коканд – издревле славились своими ремесленниками, мастерами, купцами и торговцами. Вековые традиции предпринимательства стали возрождаться после приобретения Узбекистаном независимости. Но для полноценной реализации предпринимательского потенциала важное значение в период перехода от государственно-монополизированной экономики к свободному рынку имеет создание полноценной конкурентной экономической среды, без чего невозможно обеспечить современный уровень эффективности производства. В решении этой проблемы значительная роль отводится малым и средним предприятиям, без массового развития которых, подлинная конкуренция невозможна.

С развитием рыночной экономики формы предпринимательской деятельности становятся все более разнообразными. Они либо воскрешаются из прошлого опыта и получают дальнейшее развитие (простое товарищество), либо воспринимаются из зарубежного опыта (франчайзинг) /1/. Но это большая тема и мы вернемся к ней в других международных конференциях, если будет такая возможность.

Предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В Узбекистане, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Предпринимательством можно заниматься в разных сферах. Помимо общего предпринимательства выделяют социальное и технологическое предпринимательство.

Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия).

Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.

Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую деятельность, зарегистрированную в установленном порядке или легитимированные иным образом, а также осуществляющие руководство такой деятельностью, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.

В Республике Узбекистан субъектами предпринимательства могут являться:

гражданин Республики Узбекистан, не ограниченный в установленном законом порядке в своей дееспособности;

группа граждан (партнеров) в том числе трудовой коллектив государственного, кооперативного и иного предприятия – коллективный предприниматель;

иностранный гражданин или юридическое лицо, а также лица без гражданства в пределах полномочий, предусмотренных законодательством;

субъекты смешанной собственности /2/.

Органы государственной власти и управления (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), их должностные лица, а также другие лица, которым законодательством запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, не могут быть субъектами предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательской деятельности по формам собственности подразделяются на следующие виды.

1. Субъекты предпринимательской деятельности, организованные на основе частной собственности граждан.

2. Субъекты предпринимательской деятельности, организованные на основе частной собственности юридических лиц.

3. Субъекты предпринимательской деятельности, организованные на основе государственной собственности.

4. Субъекты предпринимательской деятельности, организованные на основе общей (смешанной) собственности /3/.

По целям деятельности субъекты предпринимательской деятельности можно разделить на две большие группы – коммерческие и некоммерческие.

1. Коммерческие организации – юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и распределяющие полученную прибыль между своими участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

2. Некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, учреждений, фондов, общественных (религиозных) организаций и т.д. /4/.

Кроме того, по мнению ученых Х.Т. Азизова и Ш.Н. Рузиназарова, субъекты предпринимательского права по освоению доходов, полученных по владению собственностью, подразделяются на:

– частное предприятие, созданное единолично одним лицом;

– коллективное предприятие, акционерные общества;

– совместное предприятие;

– холдинговая компания;

– дочерние предприятия;

– консалтинговое объединение;

– венчурное предприятие;

– дистрибьюторное предприятие;

– общества с ограниченной ответственностью по организационно-правовой форме также подразделяются на виды (с дополнительной ответственностью) /5/.

В результате приватизации, развития и поддержки предпринимательства в Узбекистане возникли следующие типы хозяйств, присущие соответствующим экономическим укладам:

индивидуальное предпринимательство (включая дехканские хозяйства);

частные предприятия;

фермерские хозяйства;

хозяйственные товарищества (полные, коммандитные);

хозяйственные общества (АО, ООО, ОДО);

кооперативы (включая сельскохозяйственные);

государственные – в виде унитарных предприятий.

Эта классификация по типам экономических укладов, формируемых в Узбекистане соответствует формам собственности и организационно-правовым формам хозяйствующих субъектов, предусмотренных Гражданским кодексом РУз.

В соответствии с законодательством Республики Узбекистан индивидуальным предпринимателем признается физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Индивидуальное предпринимательство привлекает простотой организации и учета, широкой самостоятельностью, мобильностью. А отсутствие значительных материальных и финансовых средств, полную материальную ответственность и экономическую уязвимость следует отнести к недостаткам.

Индивидуальное предпринимательство подразделяется на личное и совместное.

Основой индивидуального предпринимательства является частная собственность при непосредственном участии в производственной деятельности самого предпринимателя. При этом производственные отношения по степени разделения труда, специализации, централизации и кооперирования производства являются простыми.

Индивидуальное предпринимательство составляет основу мелкотоварного производства, т.к. крупнотоварным производством практически невозможно заниматься без образования юридического лица.

В частном секторе экономики сохранились и функционируют в небольшом количестве коллективные предприятия, созданные, как упоминалось, еще до принятия нового Гражданского кодекса (1996 г.). Правовую основу деятельности этих предприятий составлял Закон РУз «О предприятиях», который утратил силу в 2000г. В целях анализа эффективности функционирования коллективных предприятий Госкомимуществом РУз в 2000 г. проведена инвентаризация их деятельности. В процессе инвентаризации выявлено, что в республике насчитывается около 1200 таких предприятий. По ним наблюдаются снижение объемов производства, ухудшение технико-экономических показателей. Поскольку Гражданским кодексом республики не предусмотрена такая организационно-правовая форма деятельности хозяйствующих субъектов, целесообразно, на наш взгляд, преобразовать их в предприятия других организационно-правовых форм, отвечающих требованиям законодательства и более эффективным с точки зрения хозяйствования и регулирования отношений собственности.

На 13-й сессии высшего законодательного органа республики Олий Мажлиса в декабре 2003 г. был принят Закон «О частном предприятии». Таким образом, в Узбекистане наряду с акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, хозяйственными товариществами и т.п. появилась новая организационно-правовая форма деятельности хозяйствующих субъектов – частное предприятие. Ее дефинициями являются следующие:

частное предприятие создается собственником одним физическим лицом; его уставный фонд неделим;

собственник частного предприятия несет субсидиарную ответственность принадлежащим ему имуществом по обязательствам частного предприятия при недостаточности имущества предприятия;

собственник частного предприятия в качестве руководителя единолично управляет частным предприятием;

прибыль частного предприятия после уплаты им налогов и других обязательных платежей поступает в распоряжение его собственника и не подлежит налогообложению.

С 1991 года в Узбекистане приняты законы о развитии частного предпринимательства, фермерского и дехканского хозяйства, так как Узбекистан в основном аграрная республика. В 1997 году принят Закон Республики Узбекистан «О защите фермерского дехканского хозяйства и частного предпринимательства. В 1998 году принят Закон «О развитии переработки сырья фермерского дехканского хозяйства». Так как Узбекистан является сырьевой базой для выращивания сельскохозяйственной продукции. Продажа сельхозпродуктов не покрывает расходы, вложенные фермерскими и дехканскими хозяйствами в Узбекистане. Для того чтобы получить прибыль и доход, необходимо перерабатывать сельхозпродукты и реализовывать их. В Узбекистане фермерские и дехканские хозяйства по выращиванию сельхозпродуктов подразделяются на такие группы: выращивание хлопка и зерна; бахчевых культур; овощеводство; садоводство; животноводство; птицеводство; рыболовство и т.д.

Хлопководство и зерноводство является государственной монополией. Государство дает заказ на выращивание хлопка и зерна, сам перерабатывает и сам продаёт. Фермерские и дехканские хозяйства выращивают хлопок и зерно и согласно договору контрактации и плана продают государству, а что сверх плана – оставляют себе. Что касается остальных сельхозпродуктов, то их сеют и выращивают фермерские и дехканские хозяйства. Из-за выращивания этих продуктов в настоящее время необходимо переработка и продажа, так как, фермерам и дехканам необходимо получать доход. В настоящее время в Узбекистане делается ударение на то, чтобы каждый фермер сам создал у себя перерабатывающие комплексы сельскохозяйственной продукции и закон защищает их. Однако не все фермерские и дехканские хозяйства имеют средства для покупки перерабатывающих установок.

Для создания предварительного капитала необходимо использовать самые дешевые средства, т.е. сушки продукции и хранение в холодильниках, которое возможно при естественных условиях и необходимо время для распродажи. Вся эта деятельность защищена законом.

В 2000 году принят Закон Республики Узбекистан «О развитии и укрупнения фермерского дехканского хозяйства» с целью объединения средств этих хозяйств. С укрупнением каждого фермерского и дехканского хозяйства увеличиваются средства для покупки необходимых оборудований.

В 2004 году принят Закон Республики Узбекистан «О защите прав фермерских и дехканских хозяйств».

В 2010 году Мировой банк в Узбекистане посчитал необходимым развивать семь областей, которым, по их мнению, необходимо выдать кредиты. Это Ферганская, Ташкентская, Сырдарьинская, Кашкадарьинская и Бухарские области и выделил средства для развития фермерских и дехканских хозяйств. Каждому из этих областей отведены средства для получения кредита, фермерским и дехканским хозяйствам для развития интенсивных садов и самые эффективные средства для орошения и покупки перерабатывающих средств.

В 2006 году принят Закон Республики Узбекистан «О развитии экотуризма». Развитие экотуризма является очень прибыльной и крупномасштабной предпринимательской деятельностью.

Непосредственно хозяйственной деятельностью государство занимается путем создания унитарных предприятий. Оно является единым собственником имущества унитарного предприятия. Производство в государственном унитарном предприятии организуется посредством использования только наемного труда. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Достоинствами государственного уклада, представленного государственными унитарными предприятиями, являются нацеленность на реализацию общественных задач, более высокая степень его защищенности, а главным недостатком – ограниченная экономическая самостоятельность (особенно у предприятий, основанных на праве оперативного управления).

Малый бизнес стал одним из важных факторов экономического развития и в Узбекистане. По итогам 2010 года его доля в производстве валового внутреннего продукта составила 52,5 процента, а в 2000 году – 31 процент. Доля занятых в этой сфере из общей численности занятого населения в 2010 году выросла до 74,6 процента по сравнению с 49,7 процента в 2000 году. Развитие этого сектора сыграло немаловажную роль и в структуре внешней торговли страны. В 2000 году доля малого бизнеса в экспорте товаров и услуг составила 10,2 процента, а в 2007-м 14,8 процента. Это свидетельствует о том, что производимые отечественными предпринимателями товары и предоставляемые услуги имеют высокую конкурентоспособность и за рубежом.

Необходимо отметить, что в нашей стране наряду с принятием законодательных актов в деле развития, поддержки предпринимательства, обеспечения их надежной правовой защиты, на соответствующие государственные органы возложена задача по осуществлению контроля за правильным и полным исполнением данных законодательных актов. В частности, согласно постановлению Кабинета Министров от 17 февраля 2000 года «Об активизации деятельности Республиканского координационного совета по стимулированию развития малого и частного предпринимательства» эта задача возложена на Министерство юстиции.

Также в соответствии с вышеназванным постановлением Кабинета Министров и Указом Президента страны под № 1112 на Генеральную прокуратуру, Министерство юстиции, Государственный комитет по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства, Торгово-промышленную палату Республики Узбекистан возложена задача по обеспечению на систематической основе проведения мониторинга за соблюдением органами государственного управления и государственной власти на местах установленных законодательством прав субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что в Узбекистане созданы все условия для осуществления предпринимательской деятельности. Государство всячески защищает и поддерживает предпринимательство и предпринимательскую деятельность.  

 

 

Литература

1. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право. Учебное пособие, 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2011. С. 87.

2. Закон Республики Узбекистан «О предпринимательстве в Республике Узбекистан». Т.: «Ўзбекистон», 1992. Ст. 5, с. 326.

3. Азизов Х., Рузиназаров Ш. Хозяйственное право в Республике Узбекистан (на узб. языке). Издательство «Академия» . Т.: 2007. С. 34-35.

4. Смагина И.А. Предпринимательское право: курс лекций. М.: Эксмо, 2010. С. 39.

5. Азизов Х , Рузиназаров Ш. Хозяйственное право в Республике Узбекистан (на узб. языке). Издательство «Академия», Т.: 2007. С. 36.

 

 

Генеральная прокуратура Узбекистан
Следите за новостями zakon.kz в: