В Казахстане не происходит бесконтрольного роста тарифов на коммунальные услуги - Мурат Оспанов
В последнее время в прессе часто обсуждают новшества в законодательство по тарифному регулированию. Что это за нововведения, когда они будут внедрены и насколько они будут эффективны на практике - об этом в беседе с нашим корреспондентом рассказал председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий Мурат Оспанов.
- Мурат Магавьянович, расскажите, пожалуйста, какие изменения планируется ввести в действующее законодательство?
- Хочу отметить, что Агентством проводится большая работа в этой сфере, и многие наши предложения уже реализованы. Например, в прошлом году принят закон, направленный на усиление контроля за инвестиционными обязательствами монополистов. С 1 января 2013 года утверждены тарифы РЭК по методу сравнительного анализа - бенчмаркинг. Одним из важных преимуществ метода является минимизация «человеческого фактора» при принятии решений. Еще одно новшество - переход субъектов естественных монополий малой мощности от заявочной кампании на уведомительный характер. В рамках повышения инвестиционной привлекательности и модернизации регулируемого сектора принят Комплексный план внедрения новых механизмов тарифообразования на воду на 2013-2015 годы.
Сейчас мы ведем работу по оптимизации нормативной базы. Проведен анализ 80 нормативных правовых актов, в результате 17 из них оптимизированы в 3 НПА. Кроме этого, 13 нормативно-правовых актов и 16 методик из 40 поставлены на утрату.
- Расскажите подробнее о проведенной оптимизации нормативной базы.
- Да, конечно. Главой государства было поручено Правительству и НЭП «Атамекен» досконально разобраться в вопросах выдачи технических условий при подключении работающих предприятий или цехов к инженерным сетям, при смене собственника. Так вот, нашим Агентством совместно с другими государственными органами разработан план, предусматривающий выдачу техусловий по принципу «одного окна». Правила по выдаче техусловий предусматривают полный перечень технических условий, и полностью исключают возможность для монополистов выдвигать дополнительные требования. В частности, смена владельца не будет являться причиной для получения новых техусловий. Теперь они будут выдаваться строго на адрес объекта, а не на его собственника. Далее, ближайшая точка доступа будет определяться комиссионно - с участием представителей местных исполнительных органов, экспертных и общественных организаций. Для устранения условий, создающих у монополистов возможности для коррупции, предусматривается ввести уведомительный характер акта ввода в эксплуатацию и регламентацию сроков выдачи техусловий.
Другим проблемным вопросом является накопленный годами износ основных средств - эту проблему невозможно решить одномоментно через тариф, так как это приведет к росту тарифов на регулируемые услуги в разы. Выход из сложившейся ситуации заключается в привлечении заемных средств для реализации инвестиционных программ у институтов развития и банков второго уровня. Привлечение заемных средств имеет значительный потенциал - оно позволяет провести широкомасштабную модернизацию в короткие сроки, при минимальной нагрузке на тариф. В результате улучшится качество услуг, уменьшатся потери, сократится потребление электроэнергии и материалов, будет внедрена автоматизация производства. За счет эффекта от снижения себестоимости станет возможным сдержать тариф на регулируемые услуги, и ежегодно осуществлять возврат основного долга, при минимальной нагрузке на тариф. В этом плане акцент мы делаем на тепловые сети и водоканалы в связи с большой изношенностью.
Особое внимание я хотел бы обратить на проблему проведения монополистами закупок товаров, работ, услуг, расходы на которые учитываются при формировании тарифов. Здесь много проблемных вопросов, поэтому мы разработали перечень товаров, работ и услуг, закупаемых монополистами, в котором содержатся сведения о сложившихся ценах на рынке. Он будет размещаться на нашем веб-сайте. Данный перечень будет использоваться при рассмотрении инвестпрограмм, утверждении тарифов субъектов естественных монополий. В тариф будет закладываться цена не выше, чем в этом перечне. Вместе с тем, высокую цену на товар монополист может подтвердить справкой Торгово-Промышленной палаты. В рамках упрощения процедур будет создана возможность предоставления заявки в электронном формате.
- Один из вопросов, беспокоящих общественность - это недостаточная прозрачность в тарифообразовании. Что будет меняться в этой сфере?
- Да, это очень актуальный вопрос, по которому постоянно звучит критика, особенно по процедуре проведения публичных слушаний. Поэтому нами разработан ряд поправок в законодательство в части их проведения. Теперь объявления о проведении публичных слушаний будут размещаться на телевидении и газетах с большим тиражом, распространяемых в регионе. За 10 дней до их проведения в местной газете должны публиковаться тезисы, раскрывающие вопросы, выносимые на слушания - причины изменения тарифов, итоги работы монополистов и другую необходимую информацию.
Есть и другие требования - участники слушаний не должны состоять из работников монополиста.
- Какой видят в АРЕМ систему учета потребления услуг в идеале?
- Вы знаете, что в 2017 году в Казахстане будет проводиться выставка EXPO-2017 с актуальной на сегодня темой «Энергия будущего». Чтобы беречь энергию, нужно достоверно знать, сколько потребляется, а определить реальный объем услуг позволяет только оснащенность приборами учета. Кроме того, только при их наличии можно определить уровень потерь энергии при ее транспортировке. Сегодня у всех потребителей в стране есть приборы учета электрической энергии. Но снятие показаний данных приборов учета производится в разное время суток или даже в разные дни месяца. В связи с этим, проблема единовременности снятия показаний приборов учета должна решаться путем внедрения автоматизированной системы коммерческого учета энергии (АСКУЭ), которые на верхнем уровне установлены во всех региональных электросетевых компаниях. Агентством проводится поэтапная работа по внедрению АСКУЭ на нижнем (бытовом) уровне - на 2013-2015 годы на эти цели предусмотрено около 20,3 миллиарда тенге.
Ситуация с оснащенностью приборами учета тепловой энергии значительно сложнее - в стране низкий уровень установки общедомовых приборов учета. А без достоверного учета потребленной тепловой энергии - преждевременно говорить об энергосбережении. Ведь прибор учета тепла позволяет не только оплачивать фактическое потребление, он является мощным стимулом для проведения мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению на всех уровнях, включая внутридомовые тепловые сети и оборудование, принадлежащие потребителям. Теперь эту проблему будут решать только услугодатели, а не потребители. Балансодержателем приборов учета будет монополист. Приборы учета, находящиеся на балансе потребителя, будут приобретаться ими у жителей по остаточной стоимости, и содержаться за счет услугодателя. Источниками средств для установки приборов учета, на первом этапе, станут средства: от перерасчета за услуги по теплоснабжению с учетом температуры наружного воздуха; применения дифференциации тарифов в зависимости от наличия или отсутствия приборов учета тепловой энергии; за счет корректировки инвестиционных программ.
-Изучает ли АРЕМ составляющие предлагаемых тарифов? Какие службы проводят аудит тарифов на коммунальные услуги и подтверждают стоимость их составляющих?
-Сразу хотел бы отметить, что утверждение тарифов осуществляется строго в соответствии с требованиями законодательства, которое содержит жесткие ограничения по затратам, включаемым в тарифы. При рассмотрении заявок проводится экспертиза проектов тарифов с привлечением экспертов, потребителей, общественных объединений. Мы усиливаем свою работу по обеспечению защиты прав потребителей через общественность. Нами заключен меморандум о сотрудничестве с такими ведущими республиканскими неправительственными организациями, как Союз «Атамекен», Лига потребителей Казахстана, алматинская Ассоциация по поддержке субъектов рынка «Көмекші», и мы оперативно решаем все проблемные вопросы. Благодаря этому, при рассмотрении заявок на тарифы только 42 базовых субъектов естественной монополии в 2012 году, запрашиваемые доходы монополистов сокращены более чем на 55 миллиардов тенге.
Немаловажно и то, что изменение регулируемых тарифов осуществляется с учетом запланированного коридора инфляции, одобренного Правительством. Это один из основных макроэкономических показателей. Если сказать другими словами, то в Казахстане не происходит бесконтрольного роста тарифов на коммунальные услуги.
К примеру, в 2012 году решения об изменении тарифов обеспечили, по данным статистики, совокупный вклад в инфляцию на уровне 1,2 процента при планируемом предельном годовом значении 1,9 процента. Таким образом, в прошлом году влияние регулируемых тарифов на инфляцию было сдержано. На 2013 год Правительством одобрен вклад от регулируемых услуг на уровне 1,2 процента.
- Мурат Магавьянович, спасибо за интересную беседу.