Мажилисмены одобрили законопроект об органах внутренних дел
Основной целью законопроекта являются четкое определение обязанностей и прав органов внутренних дел, обеспечение правовых гарантий укрепления законности и повышение результативности ее работы, освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов. Законодательно закрепляется деятельность общественных советов и общественных наблюдательных комиссий в органах внутренних дел.
Одобренные в первом чтении сопутствующие поправки закрепляют право на приобретение оружия правоохранительными органами. И помимо того - право на применение сотрудниками органов внутренних дел наряду с огнестрельным оружием иного оружия.
Нововведениями определяется компетенция местных исполнительных органов на установление ограничения реализации продукции в стеклянной таре при проведении спортивно-массовых, зрелищных, культурно-массовых мероприятий.
При разработке законопроекта права органов внутренних дел были максимально конкретизированы. Исключены нормы, не имеющие чёткого юридического содержания.
Законопроект состоит из 9 глав и 32 статей. Впервые в законопроект включены практически осуществляемые органами внутренних дел функции. Так, изменены задачи ОВД и на первый план вынесены защита человека и гражданина, его жизнь, права и свободы, а также законные интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Новым проектом предусмотрены следующие концептуальные отличия:
1) впервые определено назначение ОВД как призвание служить народу Казахстана, защищать права и свободы, законные интересы физических и юридических лиц;
2) в целях прозрачности в деятельности ОВД, закрепляется обязательное функционирование общественных советов и общественных наблюдательных комиссий;
3) в отдельной главе устанавливаются принципы деятельности ОВД, основанные на принципах государственной и правоохранительной служб. Определены такие специальные принципы, как соблюдение и уважение прав человека и гражданина, открытость и публичность, взаимодействие с институтами гражданского общества и СМИ, единство системы ОВД. Каждый из этих принципов рассматривается в рамках отдельной статьи;
4) в сравнении с действующим Законом, существенно изменена система ОВД, которая представлена тремя основными структурами:
- внутренние войска, имеющие статус вооруженного формирования;
- уголовно-исполнительная система, сохранившая в соответствии с международными требованиями обособленную самостоятельность;
- полиция в виде всех остальных служб ОВД.
5) в систему ОВД включены подразделения специального назначения, относящиеся к полиции.
6) разделены полномочия между Министерством внутренних дел и органами внутренних дел в целом, разграничены права и обязанности ОВД и сотрудников. При этом конкретизируются действия сотрудников при исполнении служебных обязанностей. Действующим законом права и обязанности сотрудников не закреплены.
Законопроектом четко определена компетенция ОВД в сфере правопорядка и обеспечения общественной безопасности. В законопроекте большое внимание уделено нормам, определяющим обязательные для сотрудников стандарты поведения (статус, права и обязанности).
Согласно заключению комитета по законодательству и судебно-правовой реформе палаты, законопроектом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел» закрепляется право на приобретении оружия правоохранительными органами, а также на применение сотрудниками органов внутренних дел наряду с огнестрельным оружием иного оружия.
МВД Казахстана в частности предлагает, изъять из гражданского оборота травматическое оружие и перевести его в разряд служебного, также дать разрешение применять оружие без предупреждения полицейским республики при посягательстве на их жизнь, обязать сотрудников правоохранительных органов зачитывать права задержанных. «Изъять нужно (травмат), оставить шоковое и газовое оружие»,- сказал министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, выступая в мажилисе в среду.
Кроме того законопроектом предусмотрено введение запрета на приобретение, хранение, ношения травматики лицами, состоящими на учетах правоохранительных органов по линии борьбы с терроризмом и экстремизмом и организованной преступностью.
Однако, согласно многочисленным опросам, казахстанцы против изъятия травматического оружия. К примеру, в результате соцопроса Института политических решений, выяснилось, что 42,6% населения республики уверены: в последние годы криминальная обстановка в их городах заметно ухудшилась. Наиболее характерна тревожная тенденция для Актобе: процент горожан, отмечающих здесь рост криминала, критический - 90,8%.
Охвачены беспокойством, судя по результатам опроса, жители Шымкента и Тараза - 78,9% и 65,8% соответственно. Ухудшение криминальной ситуации отмечают также ровно половина алматинцев, 42,5% жителей Петропавловска, 41,8% населения Астаны. Самые благополучные города, если в данном случае уместна подобная характеристика, - Уральск (рост криминала здесь отмечают 24%), а также Кызылорда и Актау (13,4% и 12,7% соответственно).
В условиях роста криминала жителей страны нельзя лишать права на эффективную защиту от преступности - это мнение большинства казахстанцев.
Право на самооборону с использованием травматического оружия необходимо оставить, считает каждый второй казахстанец (47,2%). Наибольшее число сторонников защиты от преступности с помощью травматики - в Алматы (50,5%), Кызылорде и Астане (по 53,7%), Таразе (67,7%). Противоположного мнения придерживаются 26,7% опрошенных - в основном в Костанае (37,1%), при том, что количество сторонников превалирует и здесь (47,9%).
Казахстанцы уверены, что депутаты Мажилиса и Сената должны проголосовать против законодательных поправок - мнение практически половины респондентов (45,3%). 26,1% считают наоборот, затруднились с ответом 28,6% опрошенных.