Вопросы разработки Основ законодательства о труде стран Единого Экономического Пространства
Современные экономические и торговые связи, безвизовое пространство между государствами ЕЭП активизируют мобильность рабочей силы, перемещение рабочих и специалистов между различными секторами экономики, что является одним из факторов формирования единого рынка труда, но, к сожалению, стихийного…
В государствах - членах Единого Экономического Пространства (ЕЭП) произошли коренные изменения во всех областях социально-экономической сферы, особенно в сфере трудовой миграции.
Современные экономические и торговые связи, безвизовое пространство между государствами ЕЭП активизируют мобильность рабочей силы, перемещение рабочих и специалистов между различными секторами экономики, что является одним из факторов формирования единого рынка труда, но, к сожалению, стихийного.
Если взять, например, Казахстан и Россию, то в последние десять лет благодаря благоприятной экономической конъюнктуре, т.е. высоких мировых цен на углеводороды, и на фоне макроэкономической стабилизации были привлечены в эти страны значительные инвестиции, что способствовало развитию малого и среднего бизнеса в этих странах. Соответственно стало увеличиваться и количество трудовых мигрантов.
Из-за растущей потребности в рабочей силе вследствие ее дефицита на внутреннем рынке труда, Казахстан стал страной, принимающей трудовых мигрантов.
Так, годом максимального привлечения иностранной рабочей силы за всю историю привлечения иностранной рабочей силы для Казахстана был 2007 год, когда прибыло 58 810 иностранных работников из Турции, Китая, Кыргызстана, Великобритании, Индии и других стран. На протяжении 16 лет лидером по числу привлеченных работников остается Турция, ее доля составляла от одной трети до половины всех привлеченных. В 2010 году (9 месяцев), несмотря на общее сокращение иностранной рабочей силы, на первое место вышел Китай: доля работников из КНР составила 23,2% от всей привлеченной иностранной рабочей силы, что связано со строительством автотранспортной магистрали Западный Китай - Западная Европа. По состоянию на 1 ноября 2012 года количество работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, составило 2918 единиц /1/.
Центром постсоветской миграционной системы, как наиболее экономически развитая страна, которая привлекает мигрантов из всех стран СНГ, является Россия. С проникновением иностранного капитала, технологий и услуг товаров в различные регионы СНГ увеличивается эмиграция местной рабочей силы, повышается профессиональная и территориальная мобильность, развивается система транспорта и коммуникаций.
Миграционные процессы в странах ЕЭП, сопровождающие происходящие в них рыночные процессы, не могут не затронуть трудовые отношения, с участием иностранных граждан. В связи с этим возникает необходимость в глубоком анализе трудового законодательства России, Казахстана, Республики Беларусь, которое в настоящее время характеризуется разной степенью проработанности, неоднородностью предмета правового регулирования, неодинаковым уровнем трудовых гарантий работникам.
К настоящему времени во всех государствах - членах ЕЭП приняты трудовые кодексы, заменившие кодексы законов о труде советского периода: Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 года; Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года; Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года.
После принятия они неоднократно подвергались дополнениям и изменениям как существенного, так и технического характера.
В этих трех странах действуют также и иные законы, регламентирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, например, законы о профессиональных союзах, законы о занятости населения. Также действуют законы: в России - об объединениях работодателей, в Республике Беларусь - об охране труда. Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины», например, в значительной мере корректирует Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 года.
Анализ трудовых кодексов указанных трех стран показывает, что по структуре и содержанию кодексы имеют общую схожесть, обусловленную тем, что они имели общую правовую базу как Основы законодательства о труде Союза ССР. Многие правовые институты и конкретные нормы были воспроизведены в первозданном виде, а часть из них - пересмотрены и конкретизированы с учетом рыночных отношений. При этом различия имеются в терминологии, а также в наличии или отсутствии некоторых институтов трудового права.
Стремление России, Казахстана и Республики Беларусь к экономической интеграции в рамках ЕЭП, политическому и социальному сближению объективно требует гармонизацию и унификацию трудового законодательства этих стран с учетом того, что трудоправовая сфера деятельности людей, охватывая решение проблем увеличения трудового потенциала государств, содержит в себе и политический, и социальный, и экономический аспекты.
В этом направлении проделана определенная работа в рамках Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, которая своим постановлением от 13 мая 2009 года № 10-13 одобрила Рекомендации по гармонизации трудового законодательства государств - членов ЕврАзЭС и направила ее в парламенты государств - членов ЕврАзЭС и Интеграционный комитет ЕврАзЭС для использования в работе по гармонизации национальных законодательств и совершенствованию правовой базы Сообщества. В соответствии с Программой законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС на 2009 и последующие годы предусмотрена разработка законопроектных предложений по разработке Основ трудового законодательства ЕврАзЭС.
Основы трудового законодательства ЕврАзЭС, если они будут разработаны и приняты, должны быть положены в основу разработки Основ законодательства о труде Единого Экономического Пространства, призванные установить общие начала правого регулирования в сфере труда стран - участниц ЕЭП.
Гармонизация трудового законодательства стран ЕЭП должна быть нацелена на создание межгосударственных стандартов в сфере регулирования наемного труда, а также модернизацию национальных законодательств о труде.
По мнению российских ученых, Основы трудового законодательства ЕврАзЭС должны отвечать следующим критериям:
- во-первых, соответствовать международным стандартам, учитывая требования Конвенций и Рекомендаций Международной Организации Труда (МОТ) по вопросам правового регулирования социально-трудовых отношений. При этом международные трудоправовые нормы должны выступить в качестве модели для Основ трудового законодательства ЕврАзЭС. Необходимость ориентации на международные нормы подтверждаются соответствующими статьями Конституции государств ЕЭП (ст. 4 Конституции РК; ст. 15 Конституции РФ; ст. 8 Конституции РБ);
- во-вторых, исключить принципиальные различия в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в государствах ЕврАзЭС, создав единообразные нормы права, подходящие для всех государств, с целью унификации трудового законодательства в рамках ЕврАзЭС и снятия препятствий для трудовой миграции, создания равных условий для трудовой деятельности граждан из стран ЕврАзЭС;
- в-третьих, оставить возможность для сохранения национальных особенностей трудовых отношений. При формировании Основ трудового законодательства необходимо учитывать практику нормотворчества и правовые традиции государств ЕврАзЭС /2/.
Соглашаясь полностью с выдвинутыми российскими учеными критериями разработки Основ законодательства о труде стран-участниц ЕврАзЭС, хотелось бы отметить, что для гармонизации трудового законодательства стран ЕЭП необходимо также учесть следующие обстоятельства:
а) спрос на рабочую силу, например, в России и Казахстане формируется в основном для реализации инвестиционных проектов, в отличие от Республики Беларусь, где инвестиции привлекаются гораздо меньше;
б) интенсивное развитие экономики этих стран увеличивает спрос на рабочую силу, особенно в строительстве, промышленности и нефтегазовом секторе;
в) трудящиеся-мигранты из стран Центральной Азии чаще всего представлены в сфере торговли, общепита и услуг, чего недостаточно для тех стран, где больше всего потребность в квалифицированных кадрах. Так, по экспертным оценкам для реализации намеченных программ Казахстану требуется до 60-100 тысяч новых специалистов в год. К наиболее востребованным на рынке труда отнесены такие профессии как монтажники стальных и железо-бетонных конструкций, дорожные строители, токари- фрезеровщики, слесари по обслуживанию тепловых сетей, операторы по добыче нефти и газа, каменщики, штукатуры, мастера по обслуживанию электрических систем компрессорных станций и подземных трубопроводов, сварщики аргонно-дуговой сварки /3/;
г) анализ ситуации в странах ЕЭП показывает, что миграционная политика предполагает, главным образом, привлечение высококвалифицированных зарубежных кадров для работы в отраслях, стратегически определенных государством приоритетными. Для работы на контрактной основе возможен выезд казахстанских специалистов за рубеж без угрозы для интересов страны;
д) в условиях вхождения в международный рынок труда будут также привлекаться неквалифицированные трудовые мигранты на вторичный рынок труда. В этой связи требуется пересмотр миграционной политики, исходя из необходимости формирования полноценного национального рынка труда, защиты трудовых и социальных прав мигрантов. И это объективно требует коренного пересмотра казахстанского трудового законодательства с учетом текущего и будущего развития российского и белорусского трудового законодательства. При этом задачами трудового законодательствами этих стран, на наш взгляд, должны явиться создание необходимых правовых условий, направленные не только на обеспечение баланса интересов работников и работодателей, но и на внедрение рыночных механизмов регулирования трудовых отношений для обеспечения экономического роста, повышения эффективности производства и благосостояния людей.
Казахстан в проекции 2050 года видится сильным, стабильным и устойчивым государством, социальную основу которого будет составлять средний класс, поскольку доля малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана увеличится вдвое, а к 2050 году станет преобладающей. Привлекательность инвестиционного климата зависит и от состояния трудового законодательства, поэтому наша цель - сформировать принципиально новую модель трудовых отношений, сочетающую поддержку предпринимательства с учетом интересов работников /4/.
Любая динамично развивающаяся экономика требует, чтобы вместо малоэффективных рабочих мест создавались высокоэффективные новые, в связи с этим следует также учитывать, что создание баланса интересов сторон трудовых отношений нельзя рассматривать как нечто неизменное, поскольку представляет собой динамическое равновесие, устанавливаемое в конкретной исторической обстановке с учетом различных факторов.
Следует также иметь в виду, что излишняя законодательная защищенность работника и предоставление ему компенсаций при увольнении по экономическим причинам могут сдерживать работодателей от найма работников даже во время экономических подъемов. В то же время трудовое законодательство должно быть нацелено на обеспечение эффективной занятости работников, увеличение их конкурентоспособности и привлекательности для работодателя.
Трудовой кодекс стран ЕЭП должен внести свой вклад в дело решения задачи модернизации экономики, развития производства и создания новых рабочих мест. Следовательно, необходимо выработать такие правовые механизмы, которые способствовали бы эффективной реализации трудовых прав работников и не влекли бы за собой потери ими работы и заработка. Поэтому весьма актуальным при разработке Основ законодательства о труде стран ЕЭП является поиск новых правовых решений, которые позволили бы обеспечить гибкое регулирование труда и способствовали бы эффективной занятости работников с помощью гибких механизмов их социальной защиты.
При разработке Основ следует также минимизировать имеющиеся в трудовом законодательстве стран-участниц дефекты и пробелы, как его самые агрессивные недостатки. Пробел, как известно, характеризуется неполнотой правового регулирования, недостаточностью законодательных указаний и требований к поведению участников трудовых отношений. Очень часто пробел возникает при введении новой правовой нормы, когда еще не сложилась правоприменительная практика и законодательно сложно предусмотреть последствия введения такой нормы. Дефектами законодательства являются: противоречия, излишнее дублирование, пробелы, нерациональная расположенность норм, несовершенство юридических конструкций, которые также выступают одной из главных причин правоприменительных ошибок. Требуется также скоординировать действующие трудовые кодексы трех указанных выше стран с действующими законами по вопросам корпоративного управления организациями, коррупции и др.
В правовом регулировании вопросов социального партнерства и коллективных отношений в сфере труда, например, должны быть установлены более совершенные механизмы для решения задач, поставленных перед трудовым законодательством. Эти разделы в трудовых кодексах стран должны быть основаны на таких принципах, как добровольность принятия социальных обязательств, учет интересов сторон и реальность выполнения обязательств. Должна быть исключена возможность принудительного распространения на работодателей неограниченного числа соглашений различных видов и уровней, вынуждающих работодателей брать на себя повышенные социальные обязательства перед работниками в условиях, когда эти обязательства не обеспечены экономически.
В случае принятия федеральных, республиканских и региональных решений о дополнительных льготах, гарантиях и компенсациях для работников, превышающих экономические возможности работодателя, ему должна быть предоставлена возможность выполнять только ранее принятые обязательства.
Сложность обеспечения противоположных по своей сути интересов работников и работодателей в условиях нестабильной экономики усугубляется еще и отсутствием единой судебной практики разрешения трудовых споров, действенной системы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, слабостью профсоюзов, использованием различных схем ухода предпринимателей от надлежащего оформления фактически возникших трудовых отношений.
Все вышеуказанное предполагает предъявления особых требований к качеству законодательства о труде, следовательно, и к качеству Основ трудового законодательства.
Учитывая, что проблемы и недостатки в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений в настоящее время носят глубокий и системный характер в странах ЕЭП, считаем необходимым тщательно продумать вначале концепцию Основ, большинство норм которого должны основываться на рыночных принципах, оптимальных для развития экономики стран, затем только приступить к его разработке с участием представителей трех стран.
Литература
1. Специальный доклад «О ситуации с правами мигрантов в Республике Казахстан», Астана, 2013. С.11-14.
2. Головина С.Ю., Кучина Ю.А., Перминов Ю.В. Сравнительно-правовой анализ Трудовых кодексов государств-членов ЕврАзЭС. Проблемы и перспективы правового сотрудничества в рамках ШОС, ЕврАзЭС и партнерских отношений с ЕС. Доклады Исполнительного комитета к Третьей сессии конгресса. Екатеринбург, 2009.
3. Головина С.Ю. Перспективы развития трудового законодательства в рамках Евразийского Экономического Сообщества. Российский ежегодник трудового права. 2008. № 4.
4. Послание Президента РК Народу Казахстана: Стратегия «Казахстан-2050». Казахстанская правда, 12 декабря 2012 года.