В Казахстане за реализацию антибиотиков без рецепта могут оштрафовать
Не секрет, что большинство казахстанцев предпочитают самолечение. Причин сложившейся тенденции предостаточно: очереди в поликлиниках, низкооплачиваемые больничные, или простое пренебрежение собственным здоровьем.
Депутаты Мажилиса Парламента IV созыва видят выход из ситуации в ограничении свободной продажи для населения антибиотиков. С таким запросом они обратились к Премьер-министру. Однако в ответе Премьер-министра о законодательном ограничении продажи антибиотиков населению ничего не было сказано.
- Эрик Абенович, намерено ли Министерство здравоохранения внести в Парламент законопроект об ограничении свободной продажи для населения антибиотиков, либо выйти с предложением к депутатам Парламента о разработке ими подобного законопроекта?
- Самолечение - проблема не только для Казахстана. В международной практике меры противодействия безрецептурному отпуску антибиотиков сводятся к нормативному урегулированию вопросов отпуска лекарственных средств. В развитых странах купить лекарства без рецепта абсолютно невозможно и это строго контролируется государством.
Согласно статье 69 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения Республики Казахстан», запрещается безрецептурная реализация лекарственных средств, предназначенных для отпуска по рецепту врача. А отнесение лекарственных средств к рецептурному или безрецептурному отпуску определяется при их государственной регистрации в Республике Казахстан.
Согласно Правилам отнесения лекарственных средств к рецептурному или безрецептурному отпуску, антибиотики являются лекарственными средствами, назначение и дальнейшее употребление которых необходимо проводить при постоянном контроле врача. Поэтому за реализацию антибиотиков без рецепта предусмотрена административная ответственность.
Нарушение правил реализации лекарственных средств, если оно не повлекло причинения вреда здоровью человека, влечет штраф на физических лиц в размере 70 МРП, на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - в размере 100 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства - в размере 200 МРП, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства - в размере 1000 МРП, с приостановлением фармацевтической деятельности. (прим. 1 МРП = 1731 тенге)
По данным Минздрава в период с 2010 года по первое полугодие 2013 года по результатам мониторинга зарегистрировано 89 случаев нарушений, связанных с безрецептурной реализацией антибиотиков через розничную сеть, в связи с чем взыскано 13,5 млн. тенге.
Если сказать проще, аптеки не должны заниматься лечением больных. Ведь всем известно, что зайдя туда, нередко пациент просит что-нибудь от «головы», «температуры» и т.д. Работник аптеки заинтересован в том, чтобы продать наиболее дорогостоящее или прибыльное лекарство. Так быть не должно, потому что в случае возможной госпитализации с более серьезным диагнозом известные антибиотики вам уже не помогут. Хочу предупредить, что эра антибиотиков постепенно проходит, и многие инфекции приобрели к ним резистентность. Это сегодня одна из главных проблем медицины.
- Эрик Абенович, проводится ли Минздравом работа по проверке деятельности центров крови? Изменена ли система проверки, создан ли банк доноров крови? Создается ли в центрах крови запас крови и ее препаратов, достаточный для обеспечения потребностей лечебных учреждений, позволяющий в экстренных случаях не требовать сдачи крови родственниками больных?
- В республике построено 10 новых центров крови, оснащенных современным оборудованием. Во всех региональных центрах проведена материально-техническая модернизация. Внедрен двухступенчатый контроль образцов донорской крови. Исследование образцов донорской крови проводится в день дачи крови в 2 этапа.
В 2011 году на базе Научно-производственного центра трансфузиологии в рамках Государственной программы «Саламатты Казахстан» создана республиканская референс-лаборатория для осуществления централизованного контроля качества лабораторных исследований в службе крови.
Внедрение новых технологий позволило повысить уровень безопасности переливаний крови с точки зрения инфекций и вирусов. В Научно-производственном центре трансфузиологии в 2012 году внедрена технология рентгеновского облучения компонентов крови для пациентов с ослабленным иммунитетом (вследствие различных заболеваний, в т.ч. разных видов зависимостей).
Во всех центрах крови республики сформирована электронная база данных доноров, создается определенный запас компонентов и препаратов крови, позволяющий в экстренных случаях использовать их для пациентов, не требуя моментальной сдачи крови родственниками.
Однако в последующем, для восполнения запасов, мы прибегаем к сдаче крови родственниками больных. Мы давно не переливаем цельную кровь, отошли от практики прямых переливаний. Показания к переливанию резко сужены. Мы, в основном пользуемся компонентами крови, очищенными и прошедшими карантинизацию и вирусинактивацию. Это стало возможным благодаря модернизации службы и внедрению новых технологий.
Проверка этих центров проводится на регулярной основе. Проблема не в этом. Проблема в том, что нужно нам развивать безвозмездное донорство. Во всем мире люди добровольно сдают кровь, зная, что это может спасти чью-то жизнь и это, безусловно, нужно воспринимать как одну из высших проявлений гуманизма. Поэтому готовы ли мы сами на это? К счастью в последнее время количество добровольцев растет и это радует, но их недостаточно. Поэтому я призвал бы всех стать донорами. Поверьте мне, вам самим станет легче от сделанного вами доброго поступка.
- Эрик Абенович, как Министерство здравоохранения отнеслось к запросу Депутата Мажилиса Жуматая Алиева о запрете абортов?
- Закон гарантирует женщине право решать вопрос о материнстве и свободном выборе современных методов предупреждения нежелательной беременности в целях планирования семьи и охраны своего здоровья. Она имеет право на искусственное прерывание беременности. Это глубоко чувствительный и интимный вопрос. Любые попытки регулировать процесс административными методами приводят к крайне негативным последствиям. Процесс уйдет в подполье или женщины будут ездить в соседние страны для проведения абортов или, что самое худшее, возрастет количество криминальных абортов, занимавших в прошлом ведущее место среди причин материнской смертности.
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до двенадцати недель. По социальным показаниям - при сроке беременности до двадцати двух недель. А при наличии медицинских показаний, угрожающих жизни беременной или плода, например при наличии наследственных генетических заболеваний, неизлечимых врожденных пороков развития и состояния плода, несовместимых с жизнью - независимо от срока беременности.
Прерывание беременности несовершеннолетним производится строго с согласия их родителей или иных законных представителей.
В лечебно-профилактических организациях по желанию женщины проводится медико-социальное консультирование до и после искусственного прерывания беременности, включая индивидуальный подбор методов и средств контрацепции.
Нашей главной задачей должна быть не запрет абортов, а его безопасность, гарантирующая рождение детей в будущем. Медицина сегодня владеет современными способами проведения безопасного прерывания беременности, в том числе лекарственными средствами.
Запретить проще всего, тяжелей, но правильней направить усилия на пропаганду надежной контрацепции, и здесь нужно участие всех, кому действительно небезразличен данный вопрос.
- К сожалению, по тем или иным причинам в нашей стране увеличивается количество онкобольных. На паллиативную помощь, гарантированную государством, могут рассчитывать не все безнадежно больные. В то же время именно этот вид помощи должен улучшать качество жизни пациентов в последние дни. Какие шаги предпринимает Министерство здравоохранения для расширения перечня категорий населения, имеющих право на оказание гарантированной бесплатной паллиативной помощи?
Предполагает ли Минздрав организацию оказания гарантированной бесплатной паллиативной помощи для всех нуждающихся в соответствии с критериями Всемирной Организации Здравоохранения? Если - да, то в течение какого времени?
- В Казахстане паллиативная помощь получила свое развитие в 1991 году с открытием первого хосписа в Алматы. Сейчас в стране на 16,9 млн. населения действует 11 различных служб паллиативной помощи, 384 койки, 1 самостоятельный центр паллиативной помощи, 1 больница сестринского ухода. При этом 95% паллиативной помощи оказывается в форме стационарной помощи.
Справедливости ради нужно отметить, что роль хосписов исторически выполняли стационары. Просто пришло время выделить данную структуру в отдельную службу, учитывая ее специфичность.
Для этого мы законодательно урегулировали нормы по оказанию паллиативной помощи, разработали и утвердили порядок ее оказания, перечень категорий населения подлежащих паллиативной помощи и сестринскому уходу, с учетом критериев ВОЗ.
Разработан стандарт оказания паллиативной помощи. Речь в нем идет об оказании помощи неизлечимо больным пациентам, как в стационаре, так и на дому. На первый взгляд это кажется простой задачей, как думают многие дилетанты, далекие от медицины. Выдерживать ежедневную психо-эмоциональную нагрузку этой работы может не каждый. Тут нужны усилия волонтеров, общественных объединений, духовенства и др. К сожалению, рак пока неизлечим, как неизлечимы, ряд других заболеваний. Мы должны создать все необходимые условия, чтобы помочь этим людям облегчить страдания.
Думаю, в ближайшее время сеть паллиативной помощи будет работать по всей стране, и мы предусматриваем в ней участие как государственных, так и частных организаций. Общими усилиями, я думаю, мы создадим эту службу.
- Эрик Абенович, какова на сегодняшний день ситуация по ВИЧ/СПИД в Казахстане: сколько зарегистрировано больных ВИЧ, сколько ВИЧ-инфицированных? Динамика данных по годам показывает замедление или ускорение распространения заболевания?
- Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в результате планомерных, системных противоэпидемических мер за последние годы стабилизирована. По накопительной (с момента регистрации 1 случая в 1987 году) за 25,5 лет в республике зарегистрировано 20 849 случаев ВИЧ-инфекции, в том числе 1850 больных СПИД.
Эпидемия СПИД находится на концентрированной стадии. Уровень распространения инфекции среди населения не превышает 0,2%, что в несколько раз ниже среднего уровня в регионе Восточной Европы и Центральной Азии.
Динамика зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции по годам: 2008 год - 2335 случаев, 2009 год - 2081 случай, 2010 год - 1988 случаев, 2011год - 2006 случаев, 2012год - 2015 случаев, что свидетельствует о стабилизации эпидемиологической ситуации.
Нас тревожит следующий факт. Раньше основными распространителями СПИДа были инъекционные наркоманы. В настоящее время СПИД начал больше распространяться половым путем, а это опасный симптом. Нужны срочные меры. Сейчас Минздрав готовит комплексный план по урегулированию складывающейся ситуации. Но, мы все должны знать и понимать, что главное в борьбе со СПИДом - это профилактика. Пока каждый человек не осознает потенциальную опасность случайных связей, и необходимость обеспечения личной безопасности добиться снижения СПИДа нам не удастся.
В заключение нашего интервью Эрик Байжунусов рассказал о деятельности медицинских вытрезвителей, которые теперь называются Центры временной адаптации и детоксикации (ЦВАД). ЦВАДы - структурные подразделения наркологических организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь лицам, находящимся в состоянии средней степени опьянения от алкоголя или других психоактивных веществ.
При передаче медицинских вытрезвителей из системы органов внутренних дел в систему здравоохранения были закрыты учреждения, в которых было не более 5 коек.
На сегодняшний день в республике функционирует 28 ЦВАД, в которые только за 2012 год было госпитализировано около 156 тысяч человек. Однако официальных сведений о повторной доставке граждан в подобные учреждения нет. И все потому, что формат статистических отчетностей не позволяет учитывать такие сведения.
Борьба с алкоголизмом очень злободневная и актуальная тема, но это требует совсем отдельного разговора.
Айнур Коскина, Астана