О взаимосвязи Принципов, этики и Права
(научное обоснование взаимосвязи понятий)
Современное капиталистическое общество все духовные ценности превращает в карикатуры: в нём вместо славы - успех, вместо любознательности - любопытство, вместо благородия - благополучие, вместо достоинства - цена, вместо службы - услужничество, вместо дружбы и товарищества - партнёрство, вместо искусств - шоу, вместо любви - секс.
Несколько слов об иерархии принципов и законов
В физике иерархия принципов, законов и следствий из них давно известна и неукоснительно соблюдается. Это принципы построения классической механики Ньютона, принципы квантовой механики (микромир), принципы общей теории относительности (макромир). Например, такие как принцип относительности, принцип наименьшего действия, принцип неопределенности, принцип эквивалентности, принцип причинности и др. Законы исходят из принципов и являются их прямым подтверждением или утверждением.
Наиболее точно и образно можно сказать, что принципы определяют направления движения мыслей (идей), они (принципы) играют ту же роль, что и компас в мореплавании. Закон - это конкретный путь движения в указанном направлении. Один из основных принципов развития всего материального мира - это принцип образования материи более высокого порядка организации.
Свобода и степени свободы, хаос и порядок - их влияние на формы организации материи
Элементарные частицы движутся только прямолинейно. При взаимодействии с другими частицами, или находясь в поле действия каких-либо сил, реальных или виртуальных, они меняют параметры своего движения или же видоизменяются, т.е. с ними происходят превращения.
Некоторые элементарные частицы образуют стационарно взаимодействующие системы - атомы. Атомы, в свою очередь, образуют стационарно взаимодействующие системы - молекулы. Молекулы образуют соединения с другими молекулами и т.д.
Атом - это материальный объект более высокого порядка организации относительно элементарных частиц. Молекула - это объект более высокого порядка организации по отношению к атомам. Газообразные вещества, жидкие вещества и твердые вещества - это также материя всё более высокого порядка организации относительно друг друга.
Самые сложные объединения молекул, обладающие особо сложными свойствами, - это гены растительного и животного мира.
Самое продолжительное время жизни у тех элементарных частиц, которые входят в состав (объединения) более сложных образований (объединений). При объединении они теряют частично прежнюю свободу передвижения (степени свободы). Но, объединившись с другими, они - все вместе как единое целое и каждая в отдельности - приобретают новые, иные степени свободы, т.е. и новые качества.
Множество хаотически движущихся частиц (атомы или молекулы) имеют множество столкновений с себе подобными. Эти хаотически движущиеся частицы также, в свою очередь, образуют общности, связанные между собою теми или иными характеристиками и, тем самым, приобретают иные, общие для них, качества и свойства (см. закон перехода количественных изменений в качественные).
Выделим некоторые основные закономерности построения материального мира.
Элементарные частицы имеют три степени свободы движения, определяемые трехмерным пространством и временем. Входя в состав атома, она (частица) теряет независимость свободы передвижения, но в составе уже атома, т.е. в совокупности с другими частицами, входящими в состав атома, она приобретает уже в другом качестве эти же самые три степени свободы передвижения плюс новые степени свободы передвижения, например, вращательное движение. В более общем виде можно сказать так: атом, имея в своем составе конкретно ограниченное количество взаимодействующих между собой элементарных частиц, приобретает свои собственные качества и свойства и при этом придает элементарным частицам новые свойства, т.е. степени свободы движения. При этом учитываются индивидуальные особенности всех видов частиц, входящих в его состав.
Аналогично молекула, имея новые качества сравнительно с атомом, имеет и новые степени свободы движения (взаимодействия).
То же самое можно сказать о степенях свободы передвижения молекул, находящихся в жидком и твердом состоянии объединения друг с другом, т.е. чем более сложные объединения материальных объектов мы наблюдаем, тем более качественно новые степени свободы движения (взаимодействия) они имеют.
В основные отличительные критерии (ипостаси) образования материи более высокого порядка организации входит следующее:
1) ограничение от прежних степеней свободы;
2) учет (использование) индивидуальных особенностей, входящих в состав материальных объектов;
3) каждое новое гармоничное объединение (новая более высокая организация) материальных объектов придает им новые качества и свойства при этом прежние степени свободы движения сохраняются, но в новом, ином коллективном (организованном) качестве.
Мы много и часто слышим рассуждения различных людей, особенно политиков, о свободе и правах человека. Выведенный выше принцип (критерий или закон) применим к любым материальным объектам природы (Вселенной) без исключений, т.е. и к жизни каждого конкретного человека и любого человеческого сообщества. Человек (индивидуум), вступая или попадая в любое организованное сообщество (коллектив, организацию) ограничивает свои прежние свободы, но при этом в составе нового сообщества приобретает иные (новые) качества (свойства), что позволяет ему достигнуть поставленных индивидуальных и коллективных целей.
Чтобы атом оставался атомом, т.е. не распадался на элементарные частицы, должны соблюдаться законы квантовой механики, так и человек, чтобы оставаться человеком, должен соблюдать нормы нравственности (законы морали).
Благодаря организованному взаимодействию в составе атома элементарные частицы, каждая в отдельности и все вместе, приобрели новые качества (свойства), т.е. новые степени свободы. Так и человек, находясь в коллективном сообществе, приобрел новые качества (свойства). Высшим достижением чего является речь и разумное мышление.
Обобщение или вывод
В отличие от закона перехода количественных изменений в качественные, в изложенном выше принципе образования материи более высокого порядка организации учитываются индивидуальные особенности входящих в состав материальных объектов. При этом количественные характеристики и свойства (качество) новых объектов строго нормированы.
Имеется еще одно исключительно важное отличие всех известных физике законов строения и взаимодействия объектов материального мира от законов жизни человеческого общества (этических норм). Законы (принципы) существования материального мира вырабатывались природой бесконечное множество лет, а нравственные нормы (принципы человеческого общежития) мы культивируем сами у каждого конкретного человека в процессе воспитания и обучения.
Несколько слов об иерархии нравственных (этических) норм
«мораль (от лат. Moralis - нравственный), нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой» (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.).
Добро и зло - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.).
Попытаемся все-таки детально разобраться с понятиями добра и зла, а затем определим иерархию нравственных норм как регулятора общественных отношений исходя из их сущности.
Жизнь любого живого организма, в том числе, конечно, и человеческая жизнь слагается из двух этапов - производства жизни и воспроизводства жизни.
В простейшем виде производство жизни включает в себя процесс выработки семени и распространении его в благоприятной для выживания среде. Воспроизводство жизни - это непрерывное возобновление процесса жизни каким-либо организмом или системой - биологической (напр., популяция, биогеоценоз, экосистема) или социальной (напр., индивид, семья, община, страна). Оно включает в себя воспроизводство элементов системы, отношений между ними и взаимодействий с внешней средой (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г.).
Рассмотрим некоторые основные составляющие этих двух этапов для высшей формы жизни, а именно человеческой жизни.
Этап производства жизни состоит из инстинкта влечения мужчины к женщине, их физической близости и дальнейшего вынашивания женщиной ребенка до его появления на свет.
Этап воспроизводства жизни - это непрерывное возобновление процесса жизни индивидом, семьёй, общиной, страной, человечеством.
Воспроизводство жизни - это и есть сама жизнь в её биологическом и социальном значении.
Производство жизни - это в основном внутренний биологический процесс организма влияющий, естественным образом на процесс и воспроизводства жизни.
Уровни воспроизводства жизни
Первый уровень воспроизводства жизни - это воспроизводство индивидом собственной жизни, начинающееся с момента первого вздоха младенца и далее вся жизнь до самой смерти, в начальной основе чего лежит множество инстинктов.
Второй уровень воспроизводства жизни - это активное участие (содействие) в выращивании и воспитании потомства, т.е. участие в воспроизводстве жизни, как минимум, в масштабе семьи.
Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя в его исторически сложившейся первоначальной форме. Мы здесь не будем обсуждать истинные причины возникновения семьи. Однако можно с уверенностью сказать, что семья сыграла громадную роль как в процессе формирования нравственных норм и правил общежития, так и в процессе воспитания, т.е. процессе культивирования нравственных норм в человеческом обществе.
Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья -управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов.
Посредством семьи вводилась персональная ответственность за поведение членов семьи и формирование (воспитание) подрастающего поколения. Кроме того, семья ограничивала беспорядочные половые связи членов сообщества.
Третий уровень воспроизводства жизни - это воспроизводство жизни рода, т.е. участие в воспроизводстве жизни рода.
Четвёртый уровень воспроизводства жизни - участие в воспроизводстве жизни племени.
Пятый уровень воспроизводства жизни - участие в воспроизводстве жизни государства.
Шестой уровень воспроизводства жизни - это участие в воспроизводстве человеческого общества в целом.
Седьмой уровень воспроизводства жизни - это участие в воспроизводстве жизни в космическом масштабе.
Пока до этого мы еще не дожили.
Сделаем соответствующие пояснения, вернее, предварительные обоснования, изложенного выше разделения на уровни воспроизводства жизни.
У низших форм жизни, например, растений и рыб, второй уровень воспроизводства жизни отсутствует.
У многих видов животных, в той или иной форме второй уровень воспроизводства уже имеет место.
Третий уровень воспроизводства по отдельным специфическим признакам присутствует только у некоторых видов высокоорганизованных животных.
Четвёртый, пятый и шестой уровни присущи только человеку и совпадают в общих чертах с историей возникновения современной цивилизации.
В современном (цивилизованном) обществе следует выделить четыре основных уровня воспроизводства жизни:
- воспроизводство собственной жизни;
- воспроизводство жизни в масштабе семьи;
- воспроизводство жизни государства;
- воспроизводство жизни человеческого общества в целом.
Существуют и подуровни воспроизводства жизни, такие, например, как национальные, трудовые и творческие коллективы, объединения людей по интересам, клубы, союзы, партии, в том числе и политические партии, и т.д., и т.п.
Выше нами изложен общечеловеческий, в том числе и социально-исторический подход к пониманию основ воспроизводства жизни.
Исходя из вышеизложенного, рассмотрим теперь основные внутренние силы (причины), побуждающие к жизненным действиям каждого отдельного индивида (человека).
Это, так сказать, движущие силы жизни (ДСЖ), побуждающие человека к действиям, т. е. взаимодействию людей между собой и окружающей природой.
Инстинкты |
} |
Всё это порождает положительные эмоции |
Стимулы |
в случае их удовлетворения и наоборот, |
|
Жизненные |
в случае их наличия и неудовлетворения - отрицательные эмоции. |
Инстинкты порождают стимулы (цели, мотивы), последние, в свою очередь, порождают жизненные интересы.
Имеет место и обратная зависимость: в процессе жизни некоторые из жизненных интересов могут превращаться в стимулы (мотивы), некоторые же из стимулов (мотивов) со временем могут закрепляться на генетическом уровне, т.е. превращаться в инстинкты.
Так, например, количество инстинктов может в принципе изменяться, но крайне редко.
Стимулы заменяются или появляются новые также весьма ограниченно.
Но жизненные интересы могут расти и замещаться в широких пределах.
Некоторые интересы превращаются в стимулы; отдельные стимулы могут преобразовываться в инстинкты. Последнего вида преобразования, скорее всего, происходят на протяжении нескольких поколений.
Воспроизводство жизни первого уровня (собственной жизни) обеспечивается в основном инстинктами и вытекающими отсюда стимулами и жизненными интересами.
Воспроизводство жизни второго уровня (жизни семьи) обеспечивается общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Воспроизводство жизни третьего уровня (жизни государства) обеспечивается исторической общностью людей, складывающейся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, этнических особенностей культуры и характера и поддерживается системой общеобязательных социальных норм, в том числе установленных или санкционированных государством.
Воспроизводство жизни четвёртого уровня (жизни человечества) обеспечивается совокупностью нравственных норм наиболее высокого уровня, а также юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и др. участниками (субъектами) международного общения.
О взаимосвязи уровней воспроизводства жизни с иерархией норм нравственности
Найти причину зла - почти то же, что найти против него лекарство.
Белинский Виссарион Григорьевич
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Ключевский Василий Осипович
Быть добрым совсем нетрудно:
трудно быть справедливым.
Гюго Виктор
Сила злых людей состоит в том, что они изображают себя добрыми.
Ален (Эмиль Шартье)
Этика есть безграничная ответственность
за все, что живет.
Швейцер Альберт
1 - добро и зло - это понятия нравственного (морального) сознания человека.
2 - сама мораль - это форма общественного (коллективного) сознания.
Я с величайшим уважением отношусь к достижениям общественной мысли прошлого, далекого прошлого и не очень. Но это ни в коей мере не значит, что мы должны догматически относиться к их выводам и результатам.
Так, например, принято считать, что труд сыграл решающую роль в формировании и развитии человека. «Труд сделал из обезьяны человека». Но, как известно, трудятся и очень много трудятся некоторые животные и насекомые, но в человека они не превратились. Тогда делают небольшую поправку. Осознанный или общественно полезный труд создал человека. Но здесь мы видим некоторую игру (манипуляцию) словами и понятиями. Получается, что осознание результатов труда, его общественной полезности, должно уже было присутствовать в сознании человека. На самом деле (в сущности) именно то, что способствовало или, вернее сказать, привело к осознанию результатов труда и его общественной полезности сделало (создало) человека. Ведь труд - это всего лишь процесс, посредством которого человек (и не только человек) добывает себе средства к существованию.
Тогда встает вопрос: «Что привело будущего человека к осознанию общественной полезности его труда?»
Мною этот вопрос был фундаментально рассмотрен с учетом современных достижений естественных и гуманитарных наук (см. раздел о происхождении человека). Вывод оказался следующим.
Самая важная сторона коллективного проживания живых существ вообще и человека в особенности - это принципы организации внутреннего устройства коллективных отношений. От этого зависит жизнь сообщества в целом и каждого его члена в частности.
Если принципы внутреннего устройства коллективных отношений или, назовем их просто система коллективных отношений, благоприятствует выживанию и развитию каждого члена сообщества, то такое сообщество процветает, т.е. становится более многочисленным и долговременным и, стало быть, выдерживает конкуренцию с себе подобными и в противостоянии неблагоприятным внешним силам природы в том числе. В противном случае оно обречено либо на стагнацию, либо на деградацию и исчезновение.
Человек никогда бы не стал Человеком, если бы не выработал нормы (правила) поведения внутри сообщества, которые в конечном итоге оформились в виде нравственных норм (морали). Именно нравственные нормы определяют ту гармонию индивидуальных и коллективных особенностей членов сообщества, обеспечивающих её полноценное и активное развитие и тем самым развитие сообщества в целом.
Итак, вывод мой оказался таким: нравственные нормы (мораль) сыграли решающую роль в формировании и развитии человека.
Ранее мной были введены такие понятия, как сторонний наблюдатель и преимущественная система отсчета. Любой человек в качестве стороннего наблюдателя в состоянии оценивать добро и зло почти на любом уровне нравственности. Однако решающим фактором в оценке и контроле его действий служит его личная преимущественная система отсчета («свой аршин»). Именно она - преимущественная система отсчета - определяет истинные нравственные критерии и сферу жизненных интересов конкретного человека в процессе воспроизводства жизни.
Человек, у которого личная преимущественная система отсчета или истинные нравственные критерии которого лежат не выше сферы жизненных интересов воспроизводства жизни первого уровня (воспроизводства собственной жизни), характеризует первый уровень нравственности. Для такого человека всё, что для него лично выгодно - добро, не выгодно - зло. Со всеми остальными он вынужден считаться, так как это может обернуться для него еще большим злом. Это маргинальный тип личности. Общество, состоящее преимущественно из маргиналов неизбежно деградирует (вырождается). Маргинальная личность, стоящая у власти, - это путь к вырождению любого сообщества, которым эта личность управляет.
Человек, нравственные критерии которого лежат в сфере жизненных интересов воспроизводства жизни второго уровня (воспроизводства жизни семьи) - это второй уровень нравственности. Мотивы его поведения те же самые, что и первого уровня, только в масштабах интересов семьи. Так исторически и генетически сложилось, что жизненные интересы женщины не выходили за пределы интересов семьи (подробнее об этом см. ниже), этот тип личности назовем женственным типом личности.
Человек, нравственные критерии которого лежат в сфере жизненных интересов воспроизводства жизни промежуточного подуровня (воспроизводства жизни в масштабах трудового или творческого коллектива, объединения людей по интересам, клубам, союзам, партиям и т.д., и т.п.) - это промежуточный уровень нравственности. Мотивы его поведения весьма многосторонни, и этот вопрос заслуживает особого рассмотрения. В целом это как минимум конформистский тип личности.
Человек, нравственные критерии которого лежат в сфере жизненных интересов воспроизводства жизни третьего уровня (воспроизводства жизни государства) - соответствует третьему уровню нравственности. Это социально активный тип личности.
Человек, нравственные критерии которого лежат в сфере жизненных интересов воспроизводства жизни четвертого уровня (воспроизводства жизни в общечеловеческих масштабах) - это четвертый уровень нравственности. Весьма редкий тип альтруистичной личности.
Женщина есть первое человеческое существо, попавшее в рабство. Женщина стала рабой уже тогда, когда рабов еще не существовало.
Бебель Август
Какой бы коллектив мы не взяли, будь то сообщество животных или человека, тысячи лет назад или сегодня, т.е. в любом сообществе имеет место иерархия отношений внутри сообщества. В любом сообществе есть лидеры и аутсайдеры.
Начнем с первобытнообщинных отношений. Главной задачей первобытного сообщества было обеспечение (добыча) средств существования и безопасности её членов. Все члены сообщества в той или иной мере принимали в этом направлении участие (трудились). Степень участия в общественно полезном труде у членов сообщества была, конечно, неодинаковая. В силу генетических особенностей производства жизни женщина не могла активно принимать участие в процессе реализации главных задач первобытного сообщества. На определенных стадиях беременности она была уже не в состоянии активно участвовать в решении этих задач. После рождения ребенка она была вынуждена заниматься опять-таки выкармливанием и уходом за маленькими детьми. И так практически до конца жизни.
Добыча средств существования и безопасность сообщества обеспечивались тяжелым физическим трудом. В итоге женщина оказалась физически слабее мужчины.
Уровень интеллектуального (духовного) развития определяется также уровнем воспроизводства жизни. В результате этого женщина не могла конкурировать с мужчиной и в этом отношении. И так продолжалось многие десятки тысяч лет.
Воспроизводством жизни первобытнообщинного общества, рода, племени и государства занимались мужчины. Круг жизненных интересов женщины ограничивался воспроизводством жизни семьи. Именно это обстоятельство объясняет то, что тип личности, нравственные критерии которого определяются воспроизводством жизни семьи, назван мной женственным типом личности.
Чтобы более полно (ясно) ориентироваться с приведенными выше критериями нравственности, следует учитывать, что трудовая (профессиональная) деятельность индивида (личности), например, на любой, какой угодно высокой государственной должности, определяет лишь сферу его жизненных интересов, но не уровень нравственности.
Так как понятия добра и зла являются нравственными категориями, то совершенно очевидно, что уровень нравственности человека (тип личности) характеризует также его индивидуальные критерии добра и зла.
Любой здравомыслящий человек в качестве стороннего наблюдателя, то есть лично не заинтересованного в результатах рассмотрения тех или иных процессов или явлений происходящих в обществе, в состоянии оценивать добро и зло на любом уровне нравственности.
Мораль и нравственное сознание, т.е. понимание окружающего мира и своего места в нем
Как известно, бытие определяет сознание. Также хорошо известно, что основные методы, способы и средства производства, воспроизводства и главное - распределения материальных и духовных ценностей формируют сознание, т.е. нравственные критерии человека.
Так, например, само название - частная собственность - говорит о её сущности. Это индивидуальная собственность, она служит индивидуальным инстинктам, целям (стимулам, мотивам), жизненным интересам. Стало быть, частная собственность обслуживает воспроизводство жизни первого уровня. Она культивирует нравственность также первого уровня (маргинальный тип личности).
В обществе, где доминирует частная собственность, доминирует и первый уровень воспроизводства жизни, доминирует маргинальный тип личности с соответствующей ему моралью и понятиями добра и зла.
Эгоизм - это необходимый атрибут такого общества. Там, где властвуют деньги, культивируется (выращивается, поддерживается) первый уровень воспроизводства жизни. Даже семейные отношения в их классическом виде деформируются и деградируют. Отсюда произошла сексуальная революция, любовь подменил секс.
Ничем не ограниченный принцип частной собственности выстраивает соответствующим образом и законодательную базу государств, и не только государств. Как мы знаем, даже современные международные отношения исходят из принципа прав и свобод человека и гражданина, т.е., как это ни парадоксально, в основе их (международных отношений) лежит первый уровень воспроизводства жизни.
Собственность - это господство над вещами.
Деньги как средство осуществления меновых отношений, т.е. всеобщий эквивалент, характеризуют господство над всем тем, что подлежит обмену.
Размеры (масштаб) частной (индивидуальной) собственности конкретного человека показывает количество денег, находящихся в его распоряжении. Чем больший объем материальных и духовных ценностей вовлечено в процесс обмена на деньги, тем больше власть (господство) тех, у кого их больше.
Из сказанного выше, например, следует, что чем выше уровень коррупции в государстве, т.е. чем шире круг людей, находящихся у рычагов власти и торгующих интересами государства (общества), тем безраздельнее власть денег, а точнее - тех, у кого их больше.
Кроме того, чем ниже нравственный уровень в обществе, т.е. чем больше людей готовы продавать за деньги свои и общественные нормы нравственности, тем безраздельнее власть денег, т.е. власть тех, у кого их больше.Quid faciant leges, ubi sola pecunia regnat?
(«Что делать законам там, где царствуют одни деньги?» Петроний Гай). Жажда к безраздельной власти толкает богатого человека на приобретение в частную собственность СМИ, наук, искусств, превращая их в средство насаждения безнравственности и оправдания существующего порядка.
В условиях безраздельного господства частной собственности даже сам по себе принцип свободной конкуренции, проникая во все сферы жизни человека и общества, означает, что выживает сильнейший, то есть богатый. Эта конкуренция переносится и на все взаимоотношения людей между собой.
(Homo homini lupus est, лат. [хомо хомини лупус эст] - «человек человеку волк». Из комедии древнеримского писателя Плавта). Лучшие умы человечества еще более ста лет назад предчувствовали подобный ход «развития» событий. Приведем здесь куплеты Мефистофеля из оперы Шарля Гуно «Фауст», написанной еще в 1850 году. Первая постановка - Париж, «Театр лирик», 19 марта 1859 года. На русской сцене опера была поставлена в Мариинском театре Э. Направником 15 сентября 1969 года и имела огромный успех. Прочно вошла в мировой репертуар.
Ария Мефистофеля
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир - телец златой.
В умилении сердечном прославляя истукан
Люди самых разных стран пляшут в круге бесконечном.
Окружая пьедестал.
Окружая пьедестал.
Сатана там правит бал, да правит бал.
Сатана там правит бал, да правит бал.
Тот кумир всех сильней богов,
Он природу отрицает,
Он и небо презирает
И осмеять весь мир готов.
Преклоняясь богу злата, край на край встаёт войной.
И людская кровь рекой по клинку течет булата.
Люди гибнут за металл,
Люди гибнут за металл.
Сатана там правит бал, да правит бал.
Сатана там правит бал, да правит бал.
Думаю, что даже самый неискушенный читатель понимает, что в наше время роль золота (злата) играют деньги - козырной инструмент сатаны.
Так, например, А.П. Чехов в рассказе «Дом с мезонином (Рассказ художника)», написанном в 1896 году, писал: «Призвание всякого человека в духовной деятельности - в постоянном искании правды и смысла жизни…
Науки и искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а вечному и общему, - они ищут правды и смысла жизни, ищут бога, душу, а когда их пристегивают к нуждам и злобам дня,… то они только осложняют, загромождают жизнь…
Весь ум, вся душевная энергия ушли на удовлетворение временных, переходящих нужд…. У ученых, писателей, художников кипит работа, по их милости удобства жизни растут с каждым днем, потребности тела множатся, между тем до правды еще далеко, и человек по-прежнему остается самым хищным и самым нечистоплотным животным, и все клонится к тому, чтобы человечество в своем большинстве выродилось и утеряло навсегда всякую жизнеспособность. При таких условиях жизнь художника не имеет смысла, и, чем он талантливее, тем страннее и непонятнее его роль, так как на поверку выходит, что работает он для забавы хищного нечистоплотного животного, поддерживая существующий порядок. И я не хочу работать и не буду… Ничего не нужно, пусть земля провалится в тартарары!»
В качестве наиболее яркого примера, демонстрирующего значение моральных ценностей в обществе, рассмотрим историю возвышения, длительного господства и падения Римского государства.
«Изложенная ниже точка зрения заключается в том, что в процессе завоевания и длительном господстве Древнего Рима над всем близлежащим миром одну из самых важных, а скорее всего, и решающую роль, сыграли две специфические особенности морального (нравственного) свойства, присущие римскому обществу.
1. В качестве первого обстоятельства, отражающего роль и значение нравственных ценностей в римском обществе, следует отметить нормативное закрепление в римском праве такого понятия как умаление чести.
Одними из самых серьезных форм умаления чести были Infamia (бесчестье) и persona turpes (бесчестье по характеру поведения).
Согласно специальным законам и преторскому эдикту Infamies (обесчещенные, опозоренные) были ограничены в правоспособности, особенно в области судопроизводства, они были лишены ius suffradgii (право римских граждан голосовать в комициях), ius honorum (право римских граждан занимать государственные должности), недопущение к опеке, в области наследования и пр. Юстинианово право обобщило этот процесс развития, создав специальный юридический институт Infamia, регламентирующий, в отличие от простой turpitudo (дурная репутация, имевшая последствием фактическое умаление в правах), правовое умаление чести.
2. В качестве второго обстоятельства, отражающего роль, своеобразие и воспитательное значение нравственных ценностей в римском обществе, свидетельствует наличие института отцовской власти
Гай (I.1.55) называет институт отцовской власти ius proporium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: «…едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т. е. римские граждане».
Так называемый институт отцовской власти (patres familias) нес в себе не только имущественную нагрузку, т.е. функции распоряжения всеми материальными и людскими ресурсами семьи (familia), но и вполне реально ощутимую духовно-нравственную роль в римском обществе.
Семья была хранителем традиций, особенностей, деяний, заслуг, чести и достоинства всех её предков. Согласно традиции римляне обыкновенно имели три имени: praenomen, nomen и cognomen.
Рraenomen есть личное имя. Nomen есть название рода (genus), соответствующее нашей фамилии. Сognomen есть прозвище, которое принадлежало лишь ветви рода. Первоначально это было прозвищем, указывающим на какую-нибудь характерную черту отдельного человека: Scaevola - левша, Balbus - картавый, Bibulus - любящий выпить, Naso - носатый. Но потом cognomen потеряло значение личного прозвища. Иногда прибавлялось второе cognomen в память славного деяния, совершенного гражданином (главой семьи): Cornelius Scipio Africanus - Корнелий Сципион Африканский (завоеватель Африки).
Примечателен тот факт, что как в процессе рецепции римского права в практику средневековых государств, так и при последующем заимствовании из него понятий и терминов, такая форма ответственности за бесчестные поступки, как правовое умаление чести (Infamia), была практически полностью утеряна. Третьему сословию не нужны были нормы, ограничивающие возможности его быстрого обогащения и проникновения в коридоры власти. Сам же господствующий класс (дворянство), видимо, полагало честь и достоинство атрибутами своего превосходства над чернью, и наделять последних ими не собиралось. Таким образом, такой сильный нравственный элемент духовного воздействия на общество был практически полностью утерян.
Начиная с периода ранней империи, нравственные устои Рима постепенно приходят в упадок. Так, например, Гай Петроний, римский писатель I-II веков нашей эры, высмеивая быт разбогатевших вольноотпущенников, красочно обрисовал дикое сочетание безграничной роскоши новых богачей, их площадного цинизма и безнравственности.
Однако наиболее распространенным философским течение этого периода всё еще был стоицизм, сторонниками которого были Сенека и император Марк Аврелий, который был человеком нравственным и скромным. С юности вел воздержанный образ жизни: носил простой греческий плащ, спал на земле, избегал развлечений. В последующие века Марк Аврелий признавался одним из лучших императоров Рима.
С середины третьего века нашей эры, в связи с нравственным и социально-политическим кризисом, в Риме замечается застой и падение культурного уровня. Моральный климат, науки, искусства и литература к концу четвертого и началу пятого века приобретают характер полного вырождения и упадка. Лишь в восточных частях империи (Константинополе) еще сохранилось некоторое подобие культурного развития.
В конечном итоге богатый Рим пал под ударами экономически значительно менее развитых варваров.
По этому поводу Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» писал: «Но умирающее рабство оставило своё ядовитое жало в презрении свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: рабство сделалось экономически невозможным, труд свободных морально презирался. Первое уже не могло, второй еще не мог сделаться основной формой общественного производства» /3/.
По нашим представлениям ядовитым жалом в теле общества становятся потребительские тенденции, подогреваемые за счет непрерывно накапливаемых богатств, и падении духовно-нравственных ценностей. Они приводят к деградации духовных контактов, дегуманизируют человеческие отношения, ведут к разрыву социальных связей, формируют маргинальное общественное мнение и соответствующее ему поведение личности, способствуют росту аморальности и цинизма. Что и послужило одной из самых важных причин внутреннего разложения и падения Западной Римской империи» (см. статью автора в журнале «Юрист», № 6, 2006 г.).
Современное мировое сообщество, как мы видим, полностью повторяет трагедию Западной Римской империи. Отличие может быть в том, что вместо нашествия варваров спусковым крючком может стать природный или космический фактор.
Принципиальное отличие нравственной нормы от правовой (юридической) нормы
Нарушение нравственной нормы, как правило, почти всегда не зависит от методов, способов и средств, с помощью (посредством) которых субъект (человек) нарушил норму нравственности.
Правовая (юридическая) норма, как правило, почти всегда запрещает конкретный путь, т.е. методы, способы или средства, ведущие к нежелательным последствиям.
На рис. 1 наглядно изображено действие правовой нормы, запрещающей конкретные действия субъекта права, направленные к злу (нежелательным последствиям). Совершенно очевидно, что субъект в состоянии изобрести сколько угодно много различных путей для достижения поставленной цели (зла).
Современная политическая (социальная) идеология и построенные на этой основе современные правовые системы государств позволяют безнаказанно нарушать или обходить нравственные нормы, существовавшие в обществе многие тысячи лет.
Либералы любят повторять фразу У. Черчилля о демократии: «Демократия - отвратительная форма правления, но ничего лучшего человечество пока не придумало».
Вспомним немного историю происхождения демократии. В городах-полисах Афинах и Спарте, где и зародилась эта форма правления, демократия играла именно ту роль, которую сейчас ей приписывают. Практически все жители полиса хорошо знали или могли узнать достоверную информацию о любом человеке, включая его родословные отличия. При этом при выборах во властные органы учитывались в первую очередь морально-нравственные и интеллектуальные заслуги претендентов.
В современном многомиллионном урбанизированном государстве информацию о достоинствах тех или иных претендентов на власть население получает из средств массовой информации (СМИ). В чьих руках они (СМИ) находятся, те и правят страной (государством). Если средства массовой информации находятся в руках компрадорской буржуазии, то правят страной в интересах другого государства или других государств. Какие интересы другого государства или государств относительно той или иной страны можно судить, исходя из общей международной обстановки и скрытых (тайных) замыслов правящей элиты?
Перефразируя известную фразу У. Черчилля, можно сказать: «Демократия - отвратительная форма правления, но ничего худшего человечество пока не придумало».
Стандарты современной демократии и либерализма навязываются мировому сообществу теми, кто заинтересован в своем господстве над миром. В основе этих мировых стандартов лежат права человека и гражданина, то есть права маргиналов.
Пояснение
МАРГИНАЛ, а, м., одуш. [нем. Marginal < фр. marginal < лат. - см. маргиналия]. В социологии: тот, кто находится вне своей социальной группы, изгой.
КОМПРАДОР, а, м., одуш. [< исп. comprador покупатель]. В колониальных и зависимых странах: местный торговец, предприниматель, посредничающий между иностранным капиталом и национальным рынком. Компрадорский - относящийся к компрадору, компрадорам. К компрадорам следует отнести также любого индивидуума с психологией потребителя (чиновника, бизнесмена, служащего), который имеет намерения (мечтает) переехать на постоянное место жительства в более благоприятную, развитую страну.