Транспортные проблемы Алматы необходимо решать комплексно - Талгат Абдрахманов
- Талгат Абдукаримович, в последние годы южная столица показывает хорошие темпы развития транспортной инфраструктуры. Вместе с тем высокий уровень транспортной активности ухудшает комфортность и экологические условия в Алматы. Ваше мнение.
- Рост экономики способствовал повышению благосостояния населения и вызвал резкий рост количества автомобилей в городе. Сейчас их число составляет более 521 тыс. единиц, а уровень автомобилизации населения достиг более 350 легковых автомобилей на каждые 1000 человек. Все это происходит на фоне многократного отставания в развитии инфраструктуры - из-за бюджетных ограничений, и из-за особенностей и специфики местной застройки. В результате транспортная система в самом крупном городе страны подвергается постоянно возрастающим нагрузкам.
Действительно, высокий уровень транспортной активности ухудшает комфортность проживания. Снижается скорость передвижения по городу, растут непродуктивные потери времени населения и транспортные издержки в экономическом секторе. Все возрастающее количество участников движения и усложнение дорожных условий негативно отражаются на безопасности: аварийность в Алматы в десятки раз превышает показатели в развитых странах мира. Автотранспорт продолжает оставаться основным источником загрязнения атмосферного воздуха. Его выбросы постоянно увеличиваются и в настоящее время достигли 200 тыс. тонн в год, составляя до 95% от валовых поступлений загрязнений в атмосферу. На большей части города автотранспорт является и основным источником шумового загрязнения.
- Стабильное развитие Алматы показывает, что нагрузки на транспортную систему будут возрастать и в дальнейшем, а это грозит кризисом. Каковы пути решения проблемы?
- Эти пути хорошо известны. К ним относятся: полицентризм развития территорий, совершенствование дорожной инфраструктуры, оптимизация регулирования транспортных потоков, приоритетное развитие общественного транспорта, введение различного рода ограничений на использование индивидуальных автотранспортных средств и т.д. Мировая практика показывает, что ключевым моментом в данном наборе инструментов является пассажирский транспорт общего пользования. Он лучше всего подходит для решения этих задач, так как обладает высокими возможностями первозок при умеренном и, самое главное, хорошо регулируемом воздействии на транспортную инфраструктуру.
За последние три года акиматом города сделано многое: восстановлена диспетчерская система отслеживания работы общественного транспорта, начато восстановление конечных разворотных площадок для отстоя подвижного состава и отдыха водителей, строятся остановки, налажена система передачи маршрутов на конкурсной основе. Для усиления конкуренции среди перевозчиков построен коммунальный автопарк, упорядочена система предоставления льгот отдельным категориям граждан, организовано самостоятельное управление пассажирского транспорта, проводится поэтапная оптимизация маршрутной сети, ведутся научные разработки в институциональном усилении пассажирского транспорта и внедрении электронного билетирования. Создано новое коммунальное предприятие ТОО «Транспортный холдинг г.Алматы», отвечающее за координацию работы всего городского общественного и коммунального транспорта при помощи GPS-навигации. Данная система отслеживает работу транспорта в режиме онлайн. Кроме этого разработана Программа развития автоперевозок пассажиров и багажа на 2012-2016 годы.
В декабре 2011 года запущена первая очередь первой линии метрополитена, которая проходит по центральной части города. Протяженность трассы первой очереди составляет 8,287 км.
В настоящее время разрабатывается Технико-экономическое обоснование строительства линии LRT (легкий рельсовый транспорт). Для финансирования строительства данного проекта подписан меморандум между акиматом города и ЕБРР. По аналогии с зарубежным опытом создание линии ЛРТ может составить 3-3,5 года. При задействовании в данном проекте 28 составов, с интервалом 4-6 минут, предполагаемый пассажирооборот составит 150 тыс. пассажиров в сутки.
Общая расчетная стоимость проекта - 300 млн. долларов США. При этом вклад со стороны государства на инфраструктурные работы составит около 100 млн. долларов, вклад частного инвестора - 200 млн. долларов на строительство линии ЛРТ, депо и приобретение подвижного состава.
В декабре т.г. завершается строительство второго коммунального автобусного парка и в 2014 году начнется строительство третьего. Для этого акиматом города приобретаются 200 автобусов за счет кредитных средств ЕБРР и 400 автобусов и 200 такси - за счет местного бюджета. Этот парк будет работать на компримированном газе. Из них 200 автобусов и 200 такси передаются на обслуживание частным перевозчикам.
В связи с изношенностью троллейбусного парка акиматом Алматы было принято решение по обновлению его подвижного состава. За счет кредитных средств, предоставленных ЕБРР, приобретено 195 новых троллейбусов. Кроме этого за счет местного бюджета в текущем году приобретено 17 трамваев.
Для безопасности и качества обслуживания пассажиров проводятся
реконструкция и строительстоу остановочных комплексов, отвечающих новым
требованиям. К концу года их количество составит
- В Алматы функционируют два автовокзала - «Сайран» и «Саяхат», которые обслуживают регулярные междугородние и межобластные маршруты. Уже несколько лет идут разговоры о переносе этих объектов за пределы города...
- Автовокзалы «Сайран» и «Саяхат» обслуживают городские, пригородные и междугородные перевозки. Среднесуточное количество выходов составляет более 240 рейсов, а среднесуточный пассажирооборот - более 10 000 пассажиров. Однако эти предприятия уже давно очутились практически в центре города и притягивают на его территорию большое количество иногородних перевозчиков. Это усложняет транспортную ситуацию, ухудшает условия дорожной и экологической безопасности, так как ежедневно в Алматы заезжает более 1000 иногородних автобусов. Начиная с 2006 года, прорабатываются вопросы переноса этих объектов на периферию или за пределы города.
В рамках Программы развития автомобильных перевозок на 2012-2016 годы предусмотрено строительство трех автовокзалов и двух автостанций на границах города с автопаркингами не менее чем на 5000 машиномест на каждом автовокзале. При въездах в город будет предусмотрено ограничение скоростного режима до 20 км/час для всего транспорта. При таком скоростном режиме считаем, что владельцы личного транспорта будут оставлять его на автопаркинге и пересаживаться в общественный транспорт.
Кроме этого в рамках Проекта ПРООН «Устойчивый транспорт г.Алматы» изучается вопрос организации платной парковки с установкой паркоматов. Реформа системы паркования является важным элементом продвижения стратегии устойчивого развития транспортной системы города, которая должна улучшить экологическую обстановку и стимулировать использование населением общественного транспорта. Стратегия, разрабатываемая акиматом города в сотрудничестве с международными экспертами проекта ПРООН, направлена на разгрузку центра города от автомобилей, припаркованных у обочин, создавая преимущество для общественного транспорта.
В последние годы велосипедное движение в Алматы становится одним из популярных видов транспорта, и предпочтение отдается дальнейшему его развитию. В связи с этим в 2010 году пилотным проектом была построена первая велодорожка по проспекту Абая. В выходные дни с ранней весны до поздней осени на протяжении трёх лет акиматом города организуются велопробеги с участием акима и жителей города. И количество участников велопробега с каждым разом увеличивается.
Все эти поэтапно применяемые меры должны уменьшить въезд иногороднего транспорта и сократить использование личного транспорта в центральной части города, что значительно разгрузит улицы и в дальнейшем улучшит экологию Алматы. Транспортные проблемы необходимо решать комплексно.
Автор: Тургазиева Куляш