Стратегия современного юридического образования /Р. Джансараева/

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что юриспруденция - это наука, делающая человека гражданином. И чем более юридически грамотным будет наше общество, тем активнее Казахстан станет продвигаться по пути реформ. И когда-нибудь мы обязательно будем жить в правовом государстве, где уважается личность, где все подчинено верховенству закона.

С доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Казахского государственного национального университета имени аль-Фараби Римой Еренатовной Джансараевой мы беседуем о важности подготовки юристов высокой квалификации, тем более что для нее - это дело, можно сказать, всей жизни, ведь она учит студентов без малого 30 лет! В профессию пришла совсем юной, после окончания одной из сельских школ, но выбор ею был сделан осознанно. Правда, поначалу больше привлекала романтическая работа следователя, распутывающего сложные преступления, но учеба в самом крупном на тот период времени университете страны - Казахском государственном университете - открыла перед ней и другие, не менее интересные грани этой профессии.

Стратегия современного юридического образования

 

 

Перефразируя известное выражение, можно сказать, что юриспруденция - это наука, делающая человека гражданином. И чем более юридически грамотным будет наше общество, тем активнее Казахстан станет продвигаться по пути реформ. И когда-нибудь мы обязательно будем жить в правовом государстве, где уважается личность, где все подчинено верховенству закона.

С доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Казахского государственного национального университета имени аль-Фараби Римой Еренатовной Джансараевой мы беседуем о важности подготовки юристов высокой квалификации, тем более что для нее - это дело, можно сказать, всей жизни, ведь она учит студентов без малого 30 лет! В профессию пришла совсем юной, после окончания одной из сельских школ, но выбор ею был сделан осознанно. Правда, поначалу больше привлекала романтическая работа следователя, распутывающего сложные преступления, но учеба в самом крупном на тот период времени университете страны - Казахском государственном университете - открыла перед ней и другие, не менее интересные грани этой профессии.

 

Беседу ведет Елена Брусиловская, фото Владимира Алябьева

 

- Рима Еренатовна, Вы - преподаватель с солидным стажем, как Вы считаете, какое значение в современном обществе имеет качественное юридическое образование?

- Образованию как элементу национальной культуры в нашей стране всегда придавалось большое значение. И мне очень приятно, что сейчас пришло понимание того, что именно гуманитарное образование выполняет основную роль в развитии общества. А юридическое образование, которое занимает ведущее место в системе этого гуманитарного образования, в свою очередь играет главенствующую роль в повышении правовой культуры. Именно в вузовских аудиториях формируется поколение новых юристов, на плечи которых в ближайшее время ляжет большая часть ответственности за дальнейшее развитие правового государства, модернизацию правовой системы, совершенствование законодательства. Только юридически грамотные, обученные граждане, обладающие высочайшим уровнем правовой культуры в сочетании с высокими личными нравственными качествами, способны утвердить в обществе уважение к закону. Не случайно в морально-этических воззрениях наиболее прогрессивных деятелей разных эпох, в той или иной степени касавшихся образовательного процесса, присутствовало осознание того, что сила государства заключается и в сумме накопленных знаний, и в способах их передачи.

- Вы правы, но, тем не менее, давайте конкретизируем, что, на Ваш взгляд,  значит  качественное юридическое образование?

- Здесь надо отметить  целый ряд  факторов:  это и  правильная организация учебного процесса, и внутривузовская система контроля качества,  и финансовое обеспечение, и научный потенциал профессорско-преподавательского состава, и материальная база.

В современных условиях одним из основных средств обеспечения позитивного развития общества и государства является образовательная политика. Образованию как элементу национальной культуры всегда придавалось немаловажное значение. Пришло понимание того, что именно гуманитарное образование выполняет основную роль в позитивном общественном развитии. А юридическое образование, которое занимает ведущее место в системе гуманитарного образования, играет главенствующую роль в повышении правовой культуры. Именно в вузовских аудиториях формируется поколение новых юристов, на плечи которых в ближайшее время ляжет большая часть ответственности за дальнейшее развитие правового государства, модернизацию правовой системы, совершенствование законодательства. Только юридически грамотные, обученные граждане, обладающие высочайшим уровнем правовой культуры в сочетании с высокими личными нравственными качествами, способны утвердить в обществе уважение к закону. Не случайно в морально-этических воззрениях наиболее прогрессивных деятелей разных эпох, в той или иной степени касавшихся образовательного процесса, присутствовало осознание того, что сила государства заключается и в сумме накопленных знаний, и в способах их передачи.

 

- И что из этого перечня Вы бы выделили в первую очередь?

- Я бы выделила прежде всего кадровую проблему, ведь в подготовке юристов она занимает особое место. Со студенческой группой должен работать юрист-педагог, который несет профессиональную ответственность за весь учебный и воспитательный процесс.      К слову сказать, в Казахском национальном университете имени аль-Фараби прочно утвердился институт кураторов-эдвайзеров, оказывающих консультативную помощь студентам в системе индивидуального обучения, в выборе дисциплин, осуществляющих контроль над успеваемостью, проводящих воспитательную работу со студентами академической группы или просто помогающих житейским советом в жизненной ситуации. Ну и, конечно, повышение качества подготовки юристов может быть достигнуто лишь за счет приближения учебных занятий к условиям практической деятельности юриста.

 

- То есть необходимо следовать принципу «теория без практики мертва»?

- Вот именно, поэтому в юридическую практику следует внедрять эффективные формы и приемы обучения, в числе которых можно назвать модульную технологию обучения и тестовые задания для контроля знаний студентов. Эффективным, на мой взгляд, является и привлечение в учебный процесс практикующих юристов из органов внутренних дел, суда, прокуратуры, таможенных, налоговых органов, а также юристов, работающих в различных сферах экономики, способных передать свой огромный практический опыт студентам юридических вузов. Нельзя забывать о том, что стратегической целью современного юридического образования является становление конкурентоспособной личности, повышение социального статуса юристов, способных решать профессиональные задачи в современных условиях и нести правовую культуру в общество, овладение навыками самостоятельного подхода к новому материалу. Поэтому для качественной подготовки высококвалифицированных юристов необходимо прежде всего обновлять структуру и содержание образования с учетом сложившихся традиций, современных требований и зарубежного опыта. Необходима модернизация образовательных технологий и, как я уже сказала, повышение роли практики. Сегодня по старинке учить нельзя.

 

- А что значит - учить по-новому?

- Прежде всего это означает формирование системы непрерывного юридического образования. Причем процесс подготовки юристов должен быть переориентирован с преимущественно информативного типа обучения на обучение, которое позволит развивать познавательные и творческие способности студентов, воспитывать у них волевые и профессиональные качества.

- Задачи ясны, цели тоже, а вот как это реализуется на практике? В чем Вы видите, например, недостатки современного юридического образования?

-   Традиционная система обучения порой не учитывает индивидуальных способностей студентов, что ведет к их безынициативности, снижает интерес к занятиям. Усредненный процесс преподавания не рассчитан на неординарно мыслящих студентов, которые не воспринимают чисто механическое заучивание учебного материала. Однообразный, нетворческий подход отбивает у них желание учиться, заниматься исследовательской работой. В этом смысле традиционная система подготовки юридических кадров не может оставаться прежней. С появлением таких новых форм, как бакалавриат и магистратура, механический подход к процессу передачи знаний не приемлем для современного юридического образования. Сочетание фундаментальности и специализации в обучении, научных изысканий и практических занятий - вот что особенно актуально для современного юридического образования.

 

- Какие достоинства и недостатки современного юридического образования Вы могли бы отметить?

- Традиционное обучение, основанное на всеобъемлющем контроле за действиями обучающихся, при котором личность преподавателя воспринимается как безусловный авторитет, образованность которого не подвергается сомнению, даже при очевидности порой факта отсутствия у него необходимых знаний, во многом не учитывает индивидуальных способностей студентов к обучению, что ведет к их безынициативности, снижает интерес к занятиям. Усредненный процесс преподавания не ориентирован и не рассчитан на неординарно мыслящих индивидов, не воспринимающих чисто механическое заучивание и запоминание учебного материала. Однообразный, нетворческий подход «отбивает» у таких студентов желание учиться, заниматься исследовательской работой. В этом смысле традиционная система подготовки юридических кадров не может оставаться прежней. Чисто механическая трансляция знаний, механический подход к процессу передачи знаний неприемлем для современного дифференцированного юридического образования, с появлением таких новых форм, как бакалавриат и магистратура.

Конкурентоспособность отечественного юридического образования зависит как от восприятия утилитарно-ориентированных зарубежных наработок, так и от сохранения и приумножения собственного опыта. В этом плане отличительным достоинством отечественной высшей школы являлась научная фундаментальность, когда у студента должны вырабатываться навыки юридического мышления, умение ориентироваться в праве, вне зависимости от действующего законодательства, когда студент должен приобрести глубокие системные знания научного свойства, научиться оперировать различными юридическими концепциями и догматикой, использовать энциклопедические знания в практических целях. Сочетание фундаментальности и специализации в обучении, сочетание научных изысканий и практических занятий особенно актуально для современного юридического образования.

- Что Вы думаете о проблеме перепроизводства юристов в стране?

- Думаю, если бы у нас реально существовала угроза перепроизводства юристов, получение юридического образования не пользовалось бы широкой популярностью у абитуриентов. Государство практически перестало вкладывать финансовые средства в юридическое образование, и большинство студентов получают его на так называемой коммерческой основе, т.е. в коммерческих вузах и на коммерческих отделениях государственных вузов. Согласитесь, что вряд ли кто стал бы просто так вкладывать в свое юридическое образование деньги и время. Это естественный спрос, а спрос, как известно, рождает предложение. Надо сказать, что юридическое образование является хорошей базой для занятия и другими видами деятельности. Многие юристы со временем покидают свою профессию и уходят в политику, бизнес, преподавание, науку, государственную службу и т.д. То есть, имея юридическое образование, можно успешно реализоваться во многих сферах социальной жизни.

С другой стороны, наличие в государстве большого количества граждан, имеющих профессиональное юридическое образование, юридически грамотных и подкованных, способствует повышению уровня правосознания и правовой культуры в обществе, снижению уровня правового нигилизма, являющегося тормозящим фактором общественных реформ.

 

- Да, действительно, высокий уровень правового нигилизма и низкая правовая культура масс являются серьезным препятствием для демократических преобразований и правовых реформ в государстве. Как преодолеть правовой нигилизм в обществе?       

- Проблема правового нигилизма многогранна. Имея глубокие исторические корни, она приобретает ярко выраженную актуальность в наши дни. К сожалению, реалии нашей жизни вынуждают признать, что уровень правовой культуры в современном казахстанском обществе довольно низок. Сегодня все чаще люди действуют под влиянием той негативной среды, в которой они оказались, а не в соответствии с моральными и правовыми нормами. Сегодня мы часто видим склонность людей к антисоциальным формам поведения, к отрицанию законопослушания. Все это отрицательным образом сказывается как на общей культуре, так и на состоянии уровня правовой культуры. Оставляет желать лучшего уровень правоохранительной и правоприменительной культуры. Несовершенна также и юридическая техника.

Выход из создавшейся ситуации видится прежде всего в одном из важнейших направлений - правовом воспитании, которое имеет конечной целью развитие правового сознания каждого отдельного индивида и правовой культуры общества в целом.

Гражданам должно быть выгодно соблюдение правовых норм. Соблюдение права может быть эффективным только в том случае, если правовые нормы соответствуют нравственным устоям общества. Задача законодателя состоит в том, чтобы приспособить правовые нормы к нравственным устоям общества.

- Действующее законодательство сегодня уже не соответствует требованиям дня. Не этим ли вызвана необходимость разработки нового УПК - Уголовно-процессуального кодекса?

- Со времени принятия Республикой Казахстан Уголовного кодекса от 16 июля 1997 года, Уголовно-процессуального кодекса от 13 декабря 1997 года и вступлением их в действие с 1998 года прошло уже более 15 лет становления и развития. И сегодня мы можем оценить, насколько верно был определен в 1997 году стратегический курс государства на противодействие преступности, насколько правильными, жизнеспособными оказались выбранные тогда политические установки и правовые начала реформирования уголовного и уголовно-процессуального законодательства, и достигли ли они поставленных целей и задач.

Следует отметить, что и УК, и УПК РК 1997 г. более или менее адекватно отражали сложившуюся на тот период времени общественно-политическую, социально-экономическую и правовую ситуацию в стране, их принятие было необходимым и важным этапным моментом в реформировании национального законодательства, которое началось сразу же после распада Союза ССР.

Другое дело, что в новых кодексах были допущены упущения, устранение которых продолжается по сегодняшний день. И то, как осуществляется работа над ошибками, к каким, порой отрицательным последствиям может привести или уже привела, является крайне больным и острым вопросом, над которым необходимо всерьез задуматься.

Например, за прошедшие годы положения Уголовного кодекса РК многократно подвергались изменениям. Было принято более 60 законов, которые внесли поправки в Уголовный кодекс, причем первые изменения и дополнения были внесены уже в июле 1998 года, то есть спустя полгода после введения закона в действие. В дальнейшем Уголовный кодекс подвергался коррекциям ежегодно, а в отдельные годы принимались сразу несколько законов - до 13 в 2009 году, предусматривавших поправки в кодекс.

Внесённые в Уголовно-процессуальный кодекс поправки не смогли устранить излишнюю громоздкость уголовного процесса, негативно отражающуюся на эффективности досудебного производства и соблюдении прав и свобод граждан.

Те системные проблемы, которые существуют в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, затруднительно решать посредством лишь коррекции. Поэтому назрел вопрос о разработке новой редакции кодексов с сохранением базовых, проверенных временем и практикой правовых институтов, с необходимой их модернизацией в целях обеспечения адекватной защиты от современных угроз, на основе Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента РК от 24 августа 2009 года № 858.

Неслучайно глава государства назвал ключевыми законотворческие задачи, связанные с модернизацией и глубокой реформой правоохранительного законодательства, направленные на формирование новой правовой основы правоохранительной и судебной систем Казахстана с использованием мирового опыта, адаптированных к мировым стандартам.

 

- На Ваш взгляд, какие цели должны быть достигнуты в результате успешной модернизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства? Какой эффект ожидать от реализации принятия новой редакции УК и УПК?

- Прежде всего это эффективная защита конституционных прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства, повышение уровня доверия граждан к правоохранительной и судебной системе. Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы новой редакции должны быть нацелены на унификацию положений с нормами международного права и международными стандартами. Есть и специфические цели модернизации, как профилактика преступлений, обеспечение общественной безопасности и общественного порядка, а также упрощение уголовного процесса и повышение его эффективности, в том числе и экономической. Ожидается снижение нагрузки на суды, правоохранительные органы и исправительные учреждения. В качестве положительного эффекта рассматривается снижение индекса тюремного населения.

 

- Какие действия помимо реформы законодательства, на Ваш взгляд, следует предпринять для сокращения численности тюремного населения?

- Восприятие значительного числа заключенных как социальной проблемы и осознание необходимости сокращения численности тюремного населения - само по себе позитивный шаг в общественном развитии. Важно понять идеологические факторы сокращения численности тюремного населения, нежели вдаваться в технические детали. Необходима переоценка цели и основания наказания. Успех в этом вопросе может быть обеспечен не столько изменениями в законодательстве, сколько конкретными повседневными действиями, готовностью использовать все возможные средства лицами, вовлеченными в этот процесс. В целом наиболее эффективными путями решения проблемы, наряду с комплексом социальных мер, мне представляются декриминализация, депенализация, пробация, широкое применение альтернативных лишению свободы видов наказания, сокращение сроков лишения свободы за ряд преступлений и др.

 

- Ваше мнение по поводу дополнений и изменений, вносимых в проект новой редакции УПК?

- Концептуально изменения и дополнения в проекте новой редакции УПК направлены на решение следующих процессуальных проблем.

Во-первых, полностью меняется первоначальная стадия уголовного процесса посредством отказа от доследственной проверки и возбуждения уголовного дела. Регистрация заявления или сообщения об уголовном правонарушении либо предшествовавшее регистрации первое неотложное следственное действие будут являться началом расследования.

Во-вторых, исключается дуализм существующих двух форм расследования - дознания и предварительного следствия - в новой модели досудебного расследования.

В-третьих, упраздняется возвращение уголовных дел на дополнительное расследование, что позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного или оправдательного приговора.

В-четвертых, вводится институт процессуального соглашения в двух формах: о признании вины и о сотрудничестве.

В проекте новой редакции УПК введены новые процессуальные фигуры, например, «свидетель, имеющий право на защиту», «следственный судья», «процессуальный прокурор».

Положительным является предусмотренное проектом расширение полномочий защитника в уголовном судопроизводстве по оказанию юридической помощи, закрепление права стороны защиты на получение любых сведений из уголовного дела, а также запрещение проведения в отношении адвоката негласных следственных действий, за исключением случаев, когда он сам является подозреваемым.

Положительно оценивая предложенные процессуальные идеи как таковые, следует ожидать их грамотного технического воплощения в законопроекте. В целом предлагаемые проектом новой редакции УПК новеллы вызывают определенный оптимизм, позволяющий рассчитывать на реализацию тех задач, которые стоят перед ним.

 

- Проектом новой редакции УПК вводится институт ускоренного производства по преступлениям. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Вводимый институт ускоренного производства по уголовному делу предполагает возможность окончания расследования в течение 10 суток всех категорий уголовных дел, за исключением категории особо тяжких преступлений, при условии полного признания лицом своей вины и согласия с размером причиненного ущерба (вреда). Здесь важно соблюсти баланс между упрощением уголовного судопроизводства с целью ускорения и усилением гарантий прав личности. На мой взгляд, чем опаснее преступление, тем меньше должно быть упрощений и ускорений.

 

- В чем, по-вашему, важность грамотно проведенных следственных действий в досудебной практике?

- Производство следственных действий - основной способ собирания и проверки доказательств по уголовному делу. Собранные следователем доказательства признаются допустимыми, если будет законным и обоснованным само решение следователя о производстве следственных действий. В свою очередь, законность и обоснованность решений о производстве следственных действий зависит от правовых и фактических оснований для их производства. Безусловно, грамотное производство следственных действий с целью поиска и изобличение виновных, точного установления последствий их противозаконных действий, выяснения всех обстоятельств совершаемых преступлений, а также причин, толкающих людей на преступный путь, имеет важное значение. В конечном итоге речь идет о реализации принципов законности, социальной справедливости, неотвратимости наказания.

- Возможно ли участие в уголовном процессе свидетелей под псевдонимом?

- Законом  РК от 5 июля 2000 г. «О государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе» установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья, имущества, законных прав, интересов субъектов уголовного процесса, членов их семей и близких родственников, обеспечения их безопасности в целях пресечения противоправного вмешательства в уголовный процесс. В числе мер безопасности предусматривается допрос свидетеля судом без оглашения данных о его личности с использованием псевдонима. Соответствующие нормы указанного закона и действующего УПК закрепляют лишь, что данная мера безопасности заключается в изъятии из материалов уголовного дела сведений об анкетных данных лица и хранении их отдельно от основного производства, с использованием этим лицом псевдонима. В суде допрос такого свидетеля осуществляется без оглашения данных о его личности в условиях, исключающих его узнавание; без визуального наблюдения его другими участниками судебного разбирательства; с запрещением при необходимости производства видео-, звукозаписи и иных способов запечатления допроса.          На мой взгляд, недостаточная процессуальная регламентация применения данной меры безопасности способствует негативной практике.

 

- Как член Евразийской академии судебной медицины и экспертизы что бы Вы сказали о подготовке кадров судебных экспертов в нашей стране?

- Эта проблема у нас в стране стоит весьма остро. В соответствии со статьей 42 Закона РК «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» научно-методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности, профессиональная подготовка и повышение квалификации судебных экспертов возлагаются на органы судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан или уполномоченного органа в области здравоохранения. Если в соседней России предусмотрена специальность 031003 «Судебная экспертиза» или в Киргизии - аналогичная специальность 03.05.02, в вузах есть экспертно-криминалистические факультеты, то у нас Казахстане в Государственном классификаторе специальностей высшего и послевузовского образования нет специальности «судебная экспертиза». Отсюда и проблема подготовки кадров. Хотя в современных условиях экспертная деятельность занимает важное место в правоохранительной сфере.

Эту проблему у нас в Казахском национальном университете мы пытаемся решить посредством разработки и введения в магистратуру образовательной программы «Судебно-экспертная деятельность». Программа рассчитана на лиц с базовым инженерно-техническим, филологическим, экономическим, химическим образованием. В этом году был осуществлен первый набор магистрантов.

 

- Рима Еренатовна, а что Вас «греет» в профессии юриста, это был сознательный или случайный выбор?

- Вы знаете, я всегда мечтала поступить в наш Государственный университет, тогда еще он носил имя С. Кирова, причем именно на юридический факультет.

 

- Тогда в Алматы была сильная юридическая школа.

- Это действительно так. Да и сама профессия меня привлекала.

 

- А что именно - криминалистика или, например, судопроизводство?

- Когда поступала, у меня еще были романтические представления об этой профессии, я себя видела следователем, который расследует какие-то сложные дела, преступления. Ведь тогда много выходило фильмов на эту тему, и всегда представители правопорядка были людьми не только грамотными, но и честными, благородными, которые не идут на сделку с совестью. И все это было нами, так сказать, впитано. Но уже потом, в процессе учебы, я увлеклась научной работой, а тогда на кафедрах были научные кружки, и на втором курсе, когда начали преподавать уголовное право, я записалась с подружками в один из таких кружков. Мы слушали там старшекурсников, буквально с упоением смотрели на наших профессоров, а тогда работали такие известные ученые, как Поленов Георгий Федорович, он заведовал кафедрой, Юрий Григорьевич Басин, Игорь Иванович Рогов. И постепенно мы втянулись в исследовательскую работу. А тогда, я помню, проблема борьбы с наркотическими преступлениями была закрытой темой, ведь тогда считалось, что у нас нет такого социального явления, как наркотизм.

 

- Я знаю, что совсем скоро, в январе следующего года, вашему университету исполняется 80 лет. Вы в нем проработали без малого 30 лет, срок, внушающий уважение, тем более что, несмотря на возраст, Вы прекрасно выглядите.

- Спасибо. Что касается Казахского национального университета имени аль-Фараби, то для меня он действительно уже стал родным, поэтому я переживаю его неудачи и радуюсь его успехам. А успехи у нас действительно есть, и очень даже не плохие - по итогам исследования английского рейтингового агентства QS, признанного авторитета в области оценки качественных показателей развития вузов, наш университет занял 299-е место среди 800 самых успешных, всемирно признанных высших учебных заведений. К слову сказать, в топ-300 вошли всего три вуза из стран СНГ - МГУ им.  М. Ломоносова и Санкт-Петербургский университет. Университет стремительно продвинулся и в мировом рейтинге, поднявшись за три последних года на 350 позиций вверх! Разве этим можно не гордиться?!

 

- Что ж, поздравляю и Вас, и университет, в котором, кстати, и я когда-то училась. Да я думаю, что половина казахстанской интеллигенции - питомцы КазГУ. Мы с вами с годами взрослеем, мудреем, а университет - молодеет. Так, наверное, и должно быть, потому что за ним - будущее.

 

Актау Актобе Алматы Казахстан Кызылорда Нур-Султан Семей
Следите за новостями zakon.kz в: