Кобыз, как музыкальный инструмент, мог исчезнуть
- В сентябре 1969-го, едва успев поступить в консерваторию по классу кобыз-прима, я шел по коридору, когда вдруг услышал необычное звучание неизвестного мне ранее инструмента, - вспоминает главный дирижер оркестра народных инструментов «Бибигуль» филармонии им. А. Кашаубаева Оразгали СЕЙТКАЗЫ. - Это был кыл-кобыз - древний инструмент, на котором еще столетия назад играли шаманы. Как раз только открылся класс кыл-кобыза, и я тут же попросил разрешения параллельно с основной специализацией учиться играть на нем.
Их было всего восемь человек - тех, кто начал тогда осваивать кыл-кобыз. Завершили обучение только четверо. Все нынешние музыканты, играющие на этом инструменте, - из той самой четверки.
Хоть Моцарта играй
Возрождению популярности кыл-кобыза помог еще один энтузиаст народной музыки - доктор искусствоведения Болат САРЫБАЕВ. Он воссоздал более 30 видов забытых народных инструментов, таких как жетыген, сазсырнай, шертер, асатаяк и др. В том же 1969 году Сарыбаев создал первый ансамбль древних народных инструментов, где впервые со сцены зазвучал и кыл-кобыз.
- Этому коллективу, в состав которого посчастливилось мне попасть, суждено было выполнить нелегкую задачу - помочь слушателю полюбить забытое звучание инструментов предков, - отметил Оразгали Сейтказы.
За полвека кыл-кобыз и прима-кобыз смогли выйти из узких рамок своего предназначения:
- Сегодня прима-кобыз вырос до такого уровня, что на нем исполняется классический скрипичный репертуар - произведения Бетховена и Моцарта, Чайковского и Мендельсона. А кыл-кобыз используется и в эстрадном исполнении. Без него невозможно представить народную казахскую музыку.