Кто защитит женщин и детей от насилия в Казахстане
Эту проблему не раз поднимали общественники и правозащитники, законодатели говорили об ужесточении наказания для насильников.
Павлодарская область сумела за последние две недели отличиться криминальной статистикой. Ужас в людей вселила новость о пропавшей школьнице. От безысходности родные девочки обратились к экстрасенсам, которые, кстати, не пощадив чувства родителей, заявили, что их ребенок жив и находится в заложниках. Надежда вновь увидеть живым своего ребенка погасла, когда полиция обнаружила труп девочки.
В этом же регионе прошла и другая весть. Группа лиц изнасиловала женщину и более часа удерживала ее взаперти в парилке. Жертве чудом удалось спастись и обратиться в полицию. Однако подозреваемого, даже несмотря на то что жертва опознала своего обидчика, отпустили под подписку о невыезде. В ДВД Павлодарской области действия следователей объяснили тем, что арест распространяется на насильников не по всем частям Уголовного кодекса РК. И пока экспертиза не докажет сексуальную связь, преступник будет и дальше находиться на воле, правда, с поправочкой «под подпиской». Эта история так и осталась бы в пределах города Павлодара, если бы мать потерпевшей не написала на блог министра внутренних дел. Женщина просила защитить дочь, так как преступники угрожали ей отомстить, в случае если она обратится в полицию. Кроме того, автор письма обвинила полицейских в бездействии. Реакция самих правоохранителей не заставила себя ждать. В ДВД удивились: что за шумиха? Ведь «изнасилованной уже давно не двадцать, она сожительствует с мужчиной и славится в родном краю выпивохой».
«У нее несколько бутиков, занимается продажей мужской одежды в Павлодаре. Ни в чем не нуждается. Наркотики не употребляет... Я знаю ее много лет, она не ведет разгульный образ жизни! От представителей власти она требует только правосудия, никаких денег, возмещения ущерба и прочего. Их доводы и предположения не являются аргументом, для того чтобы не принимать заявления, отпускать опознанных подозреваемых!» - заявил близкий друг потерпевшей.
Корреспонденты Total.kz задали вопрос общественникам и законодателям: какие меры необходимо принимать по отношению к изуверам-насильникам, если ни ужесточение закона, ни громкое обсуждение проблемы не улучшают ситуацию. Ведь когда звучат предложения о введении смертной казни или кастрации насильников законодатели все как один кричат о гуманности.
Жексенбай Дуйсебаев, Депутат мажилиса Парламента РК
Это повышение преступности происходит за счет тех людей, которые уже побывали в местах лишения свободы. Выходя в общество, они теряют ориентир и совершают такие деяния. Те, кто работает, учится, не насилуют. Для профилактики подобного рода преступлений я бы посоветовал тех, кто освободился из тюрьмы, держать на особом контроле, под наблюдением правоохранительных органов. Не всю жизнь, а лишь до момента адаптации. Пока они не привыкнут жить по нормам общества.
Турсунбек Омурзаков, Депутат мажилиса Парламента РК
Происходит сильное расслоение общества между богатыми и бедными. Люди озлоблены. У них нет работы, молодежь предоставлена сама себе, ее воспитанием никто не занимается. Поэтому происходят преступления, которые ничем нельзя объяснить. Например, все помнят концерт Кайрата Нуртаса в Алматы, где на ровном месте молодежь к чертовой матери все разнесла. В обществе накоплена отрицательная энергия, молодежь не знает, куда себя деть. Одними ужесточениями законов мы не решим эту проблему. Надо решать социальные проблемы в комплексе: обеспечивать людей работой, заниматься культурой. Посмотрите, за 20 лет независимости в стране появилось 3200 культовых заведений. За это же время построено всего 500 школ. Большой дисбаланс.
Егор Каппель, Депутат Мажилиса Парламента РК
Крайне негативно к этому отношусь. И таких людей немного жаль, так как это психическое расстройство, прежде всего. Это неестественное поведение. Человек болен. Но мы не должны закрывать эту тему, нужно работать с молодежью и вообще информировать население. Некоторые связывают это с тяжелым материальным положением, социальными условиями семей. Должно быть противодействие в идеологическом плане. Мы рассмотрели новый Уголовный кодекс, и там уже не будет возможности у полицейских скрывать статистику или менять квалификацию по преступлениям. Этим часто злоупотребляли правоохранительные органы. Нередко жертвы и подозреваемые договариваются, компенсируют ущерб. По данному факту могу сказать, что это, может быть, последний отголосок в этом году, когда, возможно, начальник отдела не хочет поднимать шум и портить себе отчеты.
Бахыт Туменова, президент фонда «Амансаулык»
Насилие, педофилия в частности - это, прежде всего, нарушения в психике человека. Обвиняемые в данном виде преступлений должны проходить тщательное обследование и после заключения врачей направляться на лечение. То есть нельзя всех сажать подряд. Что касается всплеска такого явления, то оно может быть вызвано перенесенной матерью инфекцией на ранней стадии беременности, что отражается на развитии головного мозга плода, употреблением беременной женщиной алкоголя и другими вредными привычками. Кроме того, очень часто медики спасают во время родов детей, которых ранее считали «нежильцами». Во время роста такого ребенка отклонения могут быть незаметны, но вполне возможно, что они проявятся в будущем. Те же, кого признали вменяемым, после совершения этого тяжкого преступления должны нести ответственность.
Жемис Турмагамбетова, Исполнительный директор ОФ «Хартия за права человека»
Насилие насилию рознь. Этот вопрос нужно решать другим путем. Мы сейчас пожинаем плоды несовершенства общества, и это мы сами заслужили. Люди стали слишком озлобленными по отношению друг к другу. Почему мы сейчас замечаем всплеск активности педофилов и насильников? Да потому, что некоторое время назад подобные преступления скрывались. В первую очередь правоохранительными органами, во вторую - самими пострадавшими. Одни скрывали из-за боязни огласки, другие - из-за того, что там были замешаны близкие родственники. И этим пользуются многие мошенники. Все это распущенность и невоспитанность.
Марианна Гурина, Председатель фонда «Улагатты жануя»
Когда вопрос касается насилия женщин, нужно вопрос решать жестко. Я думаю, что Казахстану надо в этом плане перенимать опыт Китая, где бы точно публично кастрировали преступников на площади. И то, что сотрудники ДВД Павлодарской области утверждают, что пострадавшая якобы была пьяна и взрослая и поэтому не нужно разбираться с ее делом, совсем несправедливо. И, по их словам, на такого человека не распространяется закон. Кто это решил? У нас закон един для всех. И кем бы ни была девушка, ее нужно защитить. А если бы мать не обратилась с заявлением? Так бы и замяли дело, и никто бы не узнал об этом преступлении. Я не раз сталкивалась с равнодушным отношением правоохранительных органов. Если в глобальном отношении рассматривать эту ситуации, мы видим, как разлагается наше общество и как мы потеряли в духовном плане, когда убивать и насиловать становится нормой.