Туристические компании переживают из-за возможного срыва сезона отпусков
Во время встречи представителей Комитета индустрии туризма МИНТ РК, Комитета гражданской авиации, Казахстанской туристской ассоциации с работниками туристических компаний страны, сотрудники местных авиакомпаний заявили о том, что готовы самостоятельно обеспечить чартерные полеты из Казахстана за рубеж.
Напомним, что летом этого года туристический сезон в Турции для казахстанцев оказался под угрозой срыва из-за банкротства авиаперевозчика - турецкой Sky Airlines. Авиакомпания Sky Airlines на сезон-2013 года запланировала 130 рейсов, а смогла осуществить только 28. После инцидента были внесены поправки в закон, запрещающие иностранным авиаперевозчикам осуществлять чартерные рейсы из Казахстана.
В туристических компаниях говорят о завышенном оптимизме со стороны казахстанских авиакомпаний. В турфирме Max Travel пояснили, что с зимним потоком туристов местные авиаперевозчики справлялись и в прошлые годы. Основные проблемы могут начаться летом.
«Зимние каникулы туристические компании должны отработать без сбоев. Мы уже оценили общую ситуацию, изучили спрос и пока выходим на то, что проблем на этих рождественских и новогодних каникулах не будет. В основном, большую часть полетов покроет авиакомпания SCAT. Так как наибольший поток планируется в Юго-Восточную Азию, куда у компании налажены рейсы, то сложностей возникнуть не должно. Гоа, Тайланд, Объединенные Арабские Эмираты и Вьетнам - эти направления берет на себя SCAT. Также запланировано 3 рейса в Финляндию - их покроет Air Astana. Зимой нас спасает отсутствие спроса на турецкое направление, но летом, когда начнется бум, нет уверенности, что наши авиакомпании справятся с большим потоком людей», - отметили в Max Travel.
Директор одной из туристических компаний Казахстана рассказала на условиях анонимности, что в туристическом сообществе новые требования по недопущению иностранных перевозчиков к чартерным рейсам в РК в целом не поддерживают, так как трезво оценивают состояние отечественного авиапарка.
«Даже если мы сможем наладить местные чартерные перевозки, то возникает вопрос сервиса. Туристы уже привыкли к турецкому уровню, который все-таки намного выше, чем у нас. Потом вопрос цен. Как мы пока понимаем, если отечественные перевозчики возьмутся покрывать тот объем перевозок, который был у иностранцев, то цены существенно вырастут. Готовы ли к этому туристы, не приведет ли это к их резкому снижению уже в этот летний пик? Нет внятного ответа и на вопрос, как быть с полетами в те страны, куда наши авиакомпании не могут летать из-за так называемого «серого списка»? Ведь важно не только доставить туриста в страну назначения, но и обеспечить его комфортное возвращение на Родину. Тут нам тоже ничего толком объяснить не могут», - рассказал собеседник kursiv.kz.
Представители местных авиакомпаний скепсиса туроператоров не разделяют.
В авиакомпании «SCAT» отметили, что благодаря пополнению парка новыми самолетами, сейчас есть возможность полностью обеспечить возможности туристических компаний на сезон новогодних каникул. Там также подтвердили, что основной запрос связан с юго-восточным направлением. Сейчас SCAT имеет возможность осуществлять чартерные рейсы почти во все города РФ, страны СНГ и ближнего зарубежья. В последнее время парк авиакомпании пополнился самолетами Boeing 737, Boeing 757 и Bombardier CRJ -200 .
В компании BEK Air на запрос kursiv.kz ответили, что туристические компании сами должны договориться между собой, чтобы сформировать адекватные запросы для авиакомпаний. «Раньше как было: туроператор приходит в авиакомпанию и просит самолет. Причем на эксклюзивных условиях. Приходит другой оператор, и я вынужден ему отказать. Поэтому и возникла ситуация, когда турфирмы, которые не успели заключить соглашения с казахстанскими авиаперевозчиками, вынуждены были обращаться к турецким авиаперевозчикам. Предоставьте нам данные по спросу в различных регионах, и авиакомпании дадут нормальное предложение», - рассказали kursiv.kz в BEK Air.
В настоящее время BEK Air располагает 3 самолетами Fokker 100, еще 3 борта той же модели поступят в ближайшие месяцы. В частности, первый из них поступит через месяц, второй - через два месяца. Все самолеты 1995-1996 годов выпуска, имеют регистрацию в Европе, поставка из Германии. Благодаря покупке, BEK Air получила возможность два самолета предоставить для чартерных авиарейсов.
По оценкам компании, для того, чтобы удовлетворить спрос в чартерных перевозках из Казахстана, достаточно 10-12 самолетов с минимальной провозной емкостью 100 человек.
Координатор по связям с общественностью «Air Astana» Тлек Абдрахимов отметил, что пока в компании новых самолетов специально для осуществления чартерных рейсов не закупали, но имеющийся парк летательных машин способен покрыть чартерные рейсы. «Остается проблема с «серым списком» и здесь могут возникнуть сложности», - отметил он.
Директор Казахстанской туристической ассоциации Рашида Шайкенова подтвердила kursiv.kz, что сейчас идет активный процесс переговоров между КТА, Комитетом гражданской авиации и авиакомпаниями о готовности последних осуществлять чартерные рейсы в необходимых для турфирм объемах.
«Сейчас мы обсуждаем с Министерством юстиции новые поправки в закон, предусматривающие запрет на чартерные перевозки в Казахстане для иностранных авиакомпаний. Действие прежних норм, как известно, было продлено до 1 ноября, но теперь выяснилось, что новые нормы и в этот раз не могут вступить в силу, так как Комитетом гражданской авиации не были доработаны необходимые подзаконные акты. На следующей неделе мы намереваемся собрать журналистов и рассказать им о текущем положении дел с чартерными рейсами», - отметила Рашида Шайкенова.
В Комитете гражданской авиации заметили, что новые поправки в закон «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» сейчас дорабатывается и корректируются. В Комитете уверили, что никаких сложностей возникнуть не должно и местный авиапарк может справиться с дополнительными нагрузками, а новые правила призваны обезопасить казахстанцев, отдыхающих за пределами страны.
В Комитете индустрии туризма МИНТ РК к моменту публикации материала не смогли ответить на вопросы редакции.
Аскар МУМИНОВ