Кто теперь имеет право останавливать машины на дорогах, а граждан на улицах?
Дорожно-патрульная оптимизация
Чем конкретно будут заниматься универсалы? По словам полицейского начальства - всем сразу.
- Задачами дорожно-патрульных полицейских являются охрана общественного порядка и безопасности граждан, контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений и уголовных преступлений, предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков, - говорит начальник управления административной полиции ДВД города Алматы полковник полиции Нурлан Алмасбеков.
По его словам, всего дорожно-патрульных полицейских в южной столице - 1 066 человек, в их распоряжении 281 автомашина.
Хватит ли этого, чтобы поддерживать порядок и на дорогах, и в переулках?
Многих граждан по этому поводу терзают смутные сомнения.
Так, бывший следователь полиции, ныне пенсионер МВД и юрисконсульт Андрей Ничега усматривает в новшестве предпосылки для размывания границ ответственности и опасается того, что большинство сотрудников новоиспеченного подразделения больше внимания станут уделять водителям, а не уличным хулиганам.
- Когда я служил в полиции, то все патрульные завидовали инспекторам дорожной полиции, - говорит Андрей Ничега. - У них всегда было больше «возможностей». Не зря ведь аким Алматы Ахметжан Есимов запретил им стоять у обочин. Боюсь, теперь водителей будут останавливать намного чаще.
Член Алматинской городской коллегии адвокатов Владислав Мадзигон имеет другое мнение:
- Я - за объединение, - говорит он. - Мне кажется, оно приведет к положительным результатам. Ведь сотрудники дорожной полиции акцентировали внимание лишь на водителях, тогда как часто ДТП провоцируют именно пешеходы. Надеюсь, что «универсальные полицейские» будут пресекать и нарушения со стороны «безлошадных» участников дорожного движения.
По опыту заграницы
При проведении полицейской реформы Казахстан использовал опыт Грузии.
Действительно, в этой стране, так же как и в некоторых европейских странах и в США, полисмены не делятся на дорожных и патрульных.
Однако единодушие по данному вопросу проявили не все сотрудники центрального аппарата МВД. Впрочем, открыто выступить против мнения начальства или хотя бы высказаться в СМИ на диктофон журналистам решались далеко не все.
Зато стены туалетов и «курилок» министерства не раз слышали, как сотрудники делились между собой сомнениями в способности «универсалов» контролировать и дорожную ситуацию, и бытовую преступность.
У сомнений были основания. Если Грузия имеет положительный опыт, то в Украине попытка слияния двух подразделений закончилась неудачей: резко выросло количество ДТП, поэтому там все решили оставить по-прежнему.
Цифры говорят сами за себя
Поначалу эксперимент решили обкатать в регионах - в Павлодарской области и Таразе. Слившись в правоохранительном порыве
1 апреля 2012 года, «универсалы» принялись бороться с уличной преступностью, ловить нарушителей ПДД и раскрывать преступления «по горячим следам». И какие же результаты это принесло?
- Когда прошлой весной о ликвидации дорожной полиции сообщил начальник департамента внутренних дел Павлодарской области Султан Кусетов - это казалось немыслимым, - пишет наш павлодарский корреспондент Ризабек Исабеков. - Но он уверял, что этот симбиоз дорожных инспекторов и патрульно-постовых полицейских станет чуть ли не подобием американских шерифов. Однако представители общественности опасались, что «универсалы» станут больше уделять внимания проверкам водителей-нарушителей, а не поимке хулиганов. Через год, по окончании эксперимента, «Каравану» сообщили, что число выявленных нарушений на дороге увеличилось аж на пять (!) процентов, а количество уличных преступлений снизилось на целых три (!) процента!
Еще показательнее результаты эксперимента в Таразе.
Собкор газеты Шухрат Хашимов сообщает:
- После начала эксперимента рост преступлений составил 12,3 процента, число краж увеличилось на 34 процента, а дорожная ситуация резко осложнилась: за три месяца 2013 года количество аварий выросло почти в 3 раза! В 122 ДТП 4 человека погибли и 127 получили ранения. Для сравнения: за аналогичный период 2012 года было зарегистрировано 47 аварий, 4 человека погибли, а раненых было 57.
Впрочем, несмотря на эти цифры, итоги эксперимента были признаны положительными.
Чего же ждать алматинцам?
Несмотря на жесткие распоряжения акима города Ахметжана ЕСИМОВА, объявившего беспощадную войну коррупции в рядах дорожных полицейских, полностью победить взяточничество пока, увы, не удалось…
Судя по предварительным результатам опроса, которые газета проводила у себя на сайте, отношение алматинцев к слиянию полицейских подразделений, мягко говоря, сдержанное.
На вопрос, к чему приведет данное нововведение, большая часть - 27 процентов читателей - ответили: все полисмены кинутся на дороги - контролировать соблюдение правил дорожного движения, а на семейные скандалы выезжать перестанут.
25 процентов считают, что водителям придется платить и больше, и чаще.
И вот еще вопрос: кто теперь имеет право останавливать машины на дорогах, а граждан на улицах? Как распознать настоящих патрульных?
- Право останавливать транспортные средства имеют только сотрудники дорожно-патрульной полиции, - говорит представитель ДВД города Алматы Салтанат АЗИРБЕК. - Для сотрудников подразделения уже изготовлены 200 нагрудных знаков и 1 300 нарукавных шевронов, по которым граждане смогут отличать их.
Олег Губайдулин