В Алматы значительно выросла популяция крыс
«С крысами так: либо мы их, либо они нас. Раньше я не верил, что такое мелкое животное может укусить человека. Знал несколько случаев, но во всех крыса пускала в ход зубы, защищаясь. Сейчас имеют место сотни случаев неспровоцированных нападений. В Кыргызстане подсчитали: около 500 человек пострадали от крыс всего за два года. Я думаю, и у нас по стране статистика не лучше. Описан случай, когда ночью крыса напала на ребёнка. Мать не среагировала на плач младенца, а утром обнаружила, что он остался без ушка. Достаётся от этих тварей и лежачим больным. Каким-то образом они понимают, где не будет отпора», - отметил в интервью Л.Бурделов.
Он подчеркнул, что крыса является переносчиком трёх десятков опасных заболеваний, в том числе особо опасной чумы. «У нас уже 10 лет продолжается эпизоотическое благополучие, но в 25-40 километрах от Алматы больных грызунов периодически находят. Если чума попадёт в популяцию городских крыс и укоренится в ней, мы получим эпидемию по типу портовых, которые свирепствовали раньше...», - предостерегает ученый.
При этом специалист отметил, что уничтожить крыс полностью невозможно. По крайней мере, я не знаю ни одного такого случая, в том числе и за рубежом. В своё время Будапешт громко заявил, что покончил с крысами навсегда. А года через три маленькое сообщение: «Проведена эффективная обработка городской территории». Честно заблуждающиеся люди и жулики есть везде.
Раз полностью победить крыс нельзя, перед городскими службами ставится задача регуляции их численности. В Алматы эффективность борьбы с крысами считается хорошей, если в результате проведённых мероприятий остаётся не более 20 процентов популяции этих грызунов.
Обработки проводятся два раза в год, однако численность крыс быстро восстанавливается. Срабатывают внутрипопуляционные механизмы: во-первых, молодняк начинает вступать в размножение раньше обычного срока, а во-вторых, увеличивается число зародышей в приплоде. Если в благоприятных условиях их в среднем 5-7, то в условиях резкого снижения численности может быть больше десятка. Это позволяет быстро компенсировать потери. И если самка способна приносить детёнышей каждый месяц, представьте, с каким полчищем мы имеем дело.
По словам Бурделова, к сожалению, работу по регулированию численности этих животных в условиях независимого Казахстана передали частным фирмам. И это большой минус. «Руководитель госорганизации был заинтересован в более или менее качественной борьбе с крысами уже потому, что от этого зависела длительность его пребывания в кресле. В конкурентной среде такого «стимула» нет. Цель любой частной фирмы - получить прибыль, а эффект её не волнует. Поэтому данным различных ТОО я не очень верю. Предполагаю, что в отчётах они откровенно завышают результаты. Ведь если эффективность обработки составит меньше 80 процентов, акимат работу не примет и денег не заплатит. Поэтому на бумаге крысы два раза в год максимально уничтожаются, а на деле гоняют по арыкам, как рысаки.
Зачастую работа ведётся только на отдельных участках, что даёт очень кратковременный эффект. Почему так? Потому что город платит только за «городскую» территорию (клумбы, скверы, разделительные полосы на трассах, где крыс мало), а частные кафе, рестораны, пекарни, склады и прочие заведения, в которых крыс навалом, должны проводить дератизацию за свой счёт. Кто-то один, если денег много, может, и проведёт. А у другого - кризис, он в борьбе с крысами участвовать не будет. А у третьего тётя в Киеве умерла, и он уехал…
В частном секторе, где куры, утки, собаки, кошки - свои заморочки. Что сделают хозяева с приманкой, которую им сейчас раздают бесплатно, никто не знает. Рассыпать по двору точно не будут.
Суммы на дератизацию и сейчас выделяются скудные. Если фирма ещё даёт откат, то выбор у неё остаётся небольшой: либо обрабатывать не всё, либо всё, но плохо. К примеру, крыса охотно берёт рыбную приманку. Но рыба стоит недёшево, и её заменяют зерном, от которого мало толку. Да ещё протравят нечищенный овёс. Шелуха колючая, пристаёт к нёбу, поэтому крыса её снимает вместе с ядом и ест без- опасное зерно. Если вообще ест.